Автоинспекторы Бурятии бьют тревогу. В республике увеличивается число аварий, участниками которых становятся женщины. Большая часть из них – молодые водительницы, шоферской стаж которых не превышает трех лет
Вообще-то всегда считалось, что представительницы прекрасного пола водят машины лучше, чем мужчины. Они более аккуратны, дисциплинированы, осторожны, тщательно придерживаются правил дорожного движения. Сказывалось и то, что еще несколько лет назад женщина за рулем встречалась нечасто.
Поэтому число аварий, совершенных женщинами, было ничтожным. Однако времена меняются. Автоледи становится все больше, а машины становятся признаком некоего высокого статуса дамы. К огорчению, ситуация с женскими ДТП стала кардинально меняться. Вспомним хотя бы некоторые последние происшествия.
Месяц женских аварий
8 марта. Вечер. Район железнодорожного переезда в поселке Горького. На глазах перепуганных пешеходов на встречку вылетает кроссовер Honda C-RV. Машина со всей дури врезается в автомобиль Toyota Camry Gracia. Но на этом происшествие не завершается. По инерции машины цепляют Toyota Vista. И вот уже Vista бьет автомобиль Toyota Mark 2.
Итог аварии – 4 разбитые машины, в ДТП пострадал человек. Виновница аварии – директриса одной из улан-удэнских саун. Прибывшие на место ЧП автоинспекторы выявляют шокирующий факт – женщина находится в состоянии алкогольного опьянения. По ее словам, она отмечала Международный женский день у себя дома.
А затем в подпитии вдруг решила поехать к себе на работу. Славу богу, авария обошлась без человеческих жертв. Однако в результате пьяной поездки женщину, помимо затрат на ремонт пострадавших машин, ждет лишение водительских прав на срок от полутора до двух лет.
9 марта. В Заиграевском районе перевернулась автомашина Toyota LiteAce, водитель которой не справилась с управлением автомобиля. Пострадавшая автовладелица доставлена в больницу с ушибом позвоночника.
Вечер 14 марта. Крупная авария в районе Селенгинского моста. 26-летняя женщина, управлявшая автомобилем Vortex Estina, следуя по улице Борсоева, не справилась с управлением машины и врезалась в электроопору. Сама водитель в аварии не пострадала. Но вот ее пассажиры получили тяжелейшие травмы. Один из пострадавших доставлен в больницу с компрессионным переломом позвоночника, в состоянии травматического шока. Как выяснилось, женщина-водитель взяла двоих попутчиков из поселка Аэропорт.
- В этом случае виновница происшествия была абсолютно трезвой, – рассказал редакции начальник отделения дорожно-патрульной службы, розыска и исполнения административного законодательства отдела ГИБДД по Улан-Удэ (ДПС РиИАЗ ОГИБДД по Улан-Удэ) Евгений Соловьев. – Просто она переоценила свои возможности и превысила скорость. При таком стаже вождения водитель обычно начинает чувствовать некую уверенность и забывает об элементарных правилах безопасности.
16 марта. И снова трасса в 102 квартале. Проезжавшие в то утро мимо видели, как поперек дороги стояли две машины Mazda и Honda. Возле одной из покореженных машин колдовали спасатели, разрезая кузов, чтобы достать пострадавшего. Как сообщили «Информ Полису» в УГИБДД МВД по Бурятии, 43-летняя женщина-медик не смогла справиться с управлением на гололеде.
Ее Mazda развернуло поперек проезжей части, и в машину врезалась встречная Honda. В аварии пострадал водитель Honda. Пострадавший госпитализирован в больницу с открытым переломом.
Тревожная статистика
Заметьте, что мы коснулись всего лишь одного месяца, в течение которых произошло сразу 4 крупных ДТП.
- В течение 2012 года по вине женщин, имеющих стаж менее трех лет, в Бурятии случилось 58 аварий. В ДТП погибли 2 человека, 72 получили различные травмы, - сообщили редакции в пресс-службе УГИБДД МВД по Бурятии. – В Улан-Удэ произошло 25 ДТП.
Официальная статистика, касающаяся в целом аварий, совершенных женщинами, независимо от стажа, весьма печальна. В течение минувшего года в Бурятии случилось 139 аварий, участниками которых стали женщины. В ДТП погибли 16 человек, 181 ранен. В Улан-Удэ произошло 66 ДТП (двое погибших, 83 травмированных).
То, что нарушительниц среди дам более чем хватает, показали и недавние рейды автоинспекции.
- Зачастую инспекторы, останавливающие нарушителей дорожного движения, сталкивались с тем, что за рулем находились женщины. Более того, при оформлении протокола такие дамы иногда ведут себя очень агрессивно, грубят, - рассказали в пресс-службе УГИБДД.
Почему это происходит?
С таким вопросом редакция обратилась к начальнику отделения ДПС РиИАЗ ОГИБДД по городу Улан-Удэ Евгению Соловьеву.
- Часто бывает так, что женщина за рулем может отвлечься на какие-то свои дела, разговаривает по мобильному телефону, ей иногда бывает сложно сориентироваться в обстановке на дороге. У мужчин реакция все-таки быстрее, – рассказывает Евгений Соловьев.
Есть и еще одна, несколько странная причина.
- Большинство нарушительниц – это молодые девушки, которые имеют высокий социальный статус. Они, как правило, не приобретают автомобили самостоятельно. Им дарят авто родители или мужья, - сообщил Евгений Соловьев.
По всей видимости, юные дамы относятся к дорогостоящим подаркам как к игрушкам, с неким элементом небрежности. Мол, разобью машину, подарят еще.
- Нарушения бывают самые разные. Это превышение скорости, проезд на красный свет, непристегнутый ремень безопасности. Но чаще всего женщины-автомобилистки попадают в аварии из-за простого неумения оценить ситуацию на дороге, - уверен автоинспектор.
Бывает и так, что сотрудники УГИБДД задерживают дам в состоянии алкогольного опьянения. Как было сказано выше, некоторые из подвыпивших автомобилисток ведут себя довольно скандально.
- В этом, кстати, они отличаются от водителей-мужчин, которые, как правило, чаще признают свою вину. А вот женщины отрицают даже очевидные факты. То и дело приходится слышать: «Я не пила», «Я ни в чем не виновата». Порой даже заявляют: «Я вообще не ехала!». Бывает и такое, что автомобилистка может запереться в машине и не открывать дверь или, хуже того, начинают выражаться нецензурной бранью, – рассказывает Евгений Соловьев.
Здесь требуется выдержка инспектора.
- Сотрудник ДПС – это, прежде всего, психолог. Он обязан в вежливой и корректной форме разъяснить, что человек нарушил, какая санкция за это предусмотрена, – говорит Евгений Соловьев.
По его словам, порой дамы стараются прибегнуть к женским уловкам. Стремясь уладить инцидент, они начинают заигрывать с представителями ГИБДД. Бывают, конечно, и счастливые исключения, когда водитель-женщина старается соблюдать правила дорожного движения, при нарушении ведет себя при общении с инспектором достаточно адекватно и с готовностью признает свою вину.
Но это исключения. В целом, как констатирует автоинспектор, мнение о том, что женщины-водительницы более аккуратны при управлении автомобилем, уже ошибочно. Впрочем, в последнее время масса претензий и к мужчинам. Однако это тема другого разговора.
- Вообще, все зависит не от того, кто за рулем - мужчина или женщина. Самое главное – это стаж вождения, подготовленность, умение оценить ситуацию. В какой-то степени играет роль воспитанность человека, его общая культура. Ну и, наконец, понимание, что автомобиль – источник повышенной опасности, а не модная игрушка.
Следует все-таки помнить, что автомобиль может стать причиной ранений и гибели людей, - подвел итог беседы Евгений Соловьев.
К сожалению, об этом многие дамы (да и представители сильного пола), недавно получившие права, почему-то забывают. Может быть, пора задуматься?
В целом в течение 2012 года в Улан-Удэ произошло 755 ДТП. В их числе 407 ДТП – наезды на пешеходов. В авариях погибли 57 человек, ранены 878. В Улан-Удэ в прошлом году впервые получили водительские права 7060 человек. 65-70% из них женщины.
«Осторожно! За рулем агрессивная женщина!». Комментарий психолога
- Хамство на дороге было всегда, – рассказывает психолог Владимир Гамбаров. – Явление, когда мужчины за рулём позволяют себе оскорблять друг друга, кажется нам обыденным. Однако в последнее время женщины стали куда более агрессивными.
Конечно же, и те, и другие обладают одинаковыми способностями к вождению автомобиля. Однако у женского вождения есть особенности, отличающие его от мужского, - определённое психологическое поведение в момент опасности.
Слабое место дам – излишняя осторожность, неуверенность в себе и своих силах, заниженная самооценка, которая зачастую подпитывается общественным мнением. Также здесь нужно рассматривать зависимость психологических типов и соответствующего им поведения женщин за рулём. У педантичных водительниц практически никогда не возникает проблем, они конструктивно решают возникшую проблему, штрафы выплачиваются быстро и без проблем.
К типу женщин-водителей, живущих в бешеном жизненном темпе, привычная скорость жизни, необходимость сделать максимум из запланированных на сегодня дел диктует соответственную скорость передвижения их автомобиля. Соответственно, уровень эмоций повышается. Если такая женщина еще и на «крутой» машине, то срабатывает принцип «я на джипе, а ты никто».
Длительные дискуссии не для неё, для такой дамы время – деньги! Однако, если процесс общения всё-таки затягивается, деловая женщина всю энергию и эмоции, которые планировала пустить на какое-то другое дело, бросит на то, чтобы доказать неправомерность её действий, соответственно, и красочность слов будет ярко выражена.
Дерзкая женщина-водитель ездит по принципу «Я Всегда Права». Этот психологический тип самый распространённый и является причиной большинства бед на дороге. Такие леди не затрудняют себя просчетом ситуаций на дороге, не прогнозируют ход событий, так как они считают себя идеальными водителями. Также существует и демонстративный тип. Женщины-водители, насмотревшись разборок мужчин, копируют их поведение и манеры, чтобы быть в центре внимания.
Конечно, каждая женщина неповторима. Обидно, что женщины на дороге забывают, что они женщины. Агрессия за рулем – прямой путь к ДТП с тяжкими последствиями. Приходится наблюдать и то, что с парковкой у женщин полная беда. Я считаю, что это не проблема женщин, это вина плохих учителей. Хотелось бы отметить, что правила дорожного движения одинаковы для всех.
Это значит, что женщина за рулём такой же водитель, что и мужчина, и если, по правилам движения, в данный момент должен проезжать он, то мужчина не обязан пропускать женщин, как бы ей этого ни хотелось. Известно, что реакция на стресс у женщин и мужчин разная. У женщин есть специальное состояние, для мужчин не очень понятное, но понятное с точки зрения психолога, когда они находятся в несколько измененном состоянии сознания.
В этом состоянии женщине трудно критично и реально оценить ситуацию на дороге. Если мужчина планирует маршрут от точки «А» до точки «Б» четко, без каких-либо дополнительных непредвиденных ситуаций, то у женщины они могут возникнуть неожиданно и непредсказуемо. Сейчас часто приходится видеть на стеклах автомобиля знаки «стажер», «ученик» и т.д., не хватает знака «Осторожно! За рулем агрессивная женщина!».
Из оперативной сводки
Понятно, что многие женщины в категоричной форме уверяют, что они водят автомобили лучше. Это своего рода принцип состязательности. Ведь современные дамы всегда пытаются доказать, что они ничем не уступают представителям сильного пола. Однако сухие цифры статистики свидетельствуют о том, что число аварий, совершенных представительницами прекрасного пола, все-таки неуклонно растет. «Женские» ДТП случаются в Бурятии практически каждую неделю.
Так, 20 марта в 10.00 29-летняя водитель автомобиля «TOYOTA COROLLA», следуя по улице Калашникова со стороны пр. Строителей, в районе дома №8 совершила наезд на 12-летнего пешехода. В результате ДТП ребенок получил ушиб левой кисти, ему назначено амбулаторное лечение.
23 марта на улице Ербанова водитель автомобиля «TOYOTA PASSO» на пешеходном переходе совершила наезд на учащегося иволгинской школы. В результате ДТП пешеход получил ушиб копчика. Доставлен в БСМП, после оказания медицинской помощи отпущен домой.
24 марта. Октябрьский район Улан-Удэ. На улице Тобольской водитель автомашины «HONDA ACCORD» сбила мужчину. Пешеход госпитализирован.
Это данные всего лишь одной минувшей недели.
Особое мнение по женским ДТП
То, что женщины чаще, чем мужчины попадают в аварийные ситуации, дело спорное. В этом корреспонденты убедились, опросив улан-удэнских водителей. Приведем некоторые из услышанных нами мнений. Сразу скажем, что мы по большей части опрашивали представительниц прекрасного пола.
- Я считаю, что женщины за рулем более аккуратны и вежливы, чем мужчины, всегда соблюдают правила дорожного движения. Так что женщины – самая дисциплинированная часть водителей, - уверена Алина (водительский стаж 8 лет).
- Думаю что во всех авариях, в которые попадают женщины, виноваты все-таки мужчины. Да, некоторые юные водители, которые имеют небольшой стаж, могут растеряться в сложной обстановке. Но женщины все-таки водят аккуратней. Нарушают правила в основном мужчины. Вообще, по моему мнению, если бы на дорогах ездили одни женщины, то правила вообще бы не нарушались, - считает Жанна (стаж 4 года).
- Мой стаж 14 лет. И ни одного нарушения! – с гордостью сообщила нам Надежда. – Я думаю, это о многом говорит. Так что женщины очень хорошие водители. Правда, иногда я сама побаиваюсь юных дам, которые только что получили права. Завидев такую особу, а она сразу заметна на дороге, предпочитаю держаться от нее подальше.
- У мужчин более агрессивный и самоуверенный стиль вождения. Поэтому они чаще становятся участниками различных ДТП. У женщин более спокойный стиль вождения. Но иногда это становится их минусом. Они долго стоят на перекрестке, утомительно долго пропускают машины и пешеходов. Если говорить в целом, то женщины водят машины лучше. Но в дальнюю дорогу все-таки ехать спокойнее, когда за рулем мужчина. С ним и ехать безопаснее, и доедет он быстрее, - такое мнение нам высказала Соелма (стаж 15 лет).
Ну и в заключение мнение водителя-мужчины.
- Женщины, конечно, ездят неплохо. Особенно по прямой. Но вот паркуются плохо, - ехидно отметил Андрей (стаж 5 лет).
Леонид Актинов, Татьяна Родионова.
Фото Марка Агнора.
Авто
6816