Бизнес
4297

Бурятские киприоты. Отразится ли кризис Кипра на республике

["ИП-бизнес"]

Как бы далеко не находился Кипр, в Бурятии есть немало компаний, заинтересованных в стабилизации ситуации на этом острове

Потрясения в банковской сфере Кипра могут косвенно отразиться на экономике Бурятии. Многим бизнесменам будет не до инвестиций и вложений в производство. Хозяева ринутся спасать деньги, перепрятывать их по более надёжным местам.

Есть опасение, что предприятия республики, связанные с Кипром, могут остановиться. Не все, уверяют наши собеседники. Например, известная компания «Бурятские авиалинии», которая занимается внутренними перевозками.

- Да, собственник нашей компании – киприот. Но это означает только то, что «Бурятские авиалинии» зарегистрированы на Кипре. Все акции находятся в России, и налоги мы платим в республике. Собственник никак не влияет на работу нашей компании. Наши жители как пассажиры не пострадают от последних потрясений на Кипре, – прокомментировал ситуацию коммерческий директор «Бурятских авиалиний» Валерий Кириллов.

Защита от рейдера

Неофициально многие бизнесмены признаются, что ставят свои фирмы на баланс кипрской и заключают акционерное соглашение, чтобы защититься от рейдеров.

- Мое личное мнение: если бы «Макбур» в свое время создал бы себе кипрскую прокладку, республика до сих пор бы имела этот завод, – считает Александр. - А сейчас многие бизнесмены Бурятии, обжегшись на Кипре, присматривают другие оффшоры.

Это страны Карибского бассейна и британской юрисдикции. Федеральные СМИ пишут, что «Русал» зарегистрирован на острове Джерси.

- Бизнесмены с запада России выбирают Виргинские острова, Швейцарию и Люксембург. На востоке нашей страны, в том числе у бизнесменов Бурятии, популярнее Гонконг и Сингапур. Хотя бы потому, что проще и быстрее добраться, – говорит Александр. – Кстати, в Гонконге есть уже несколько бизнесменов из Бурятии, а в Сингапур наши крупные чиновники летают не только перенимать опыт.

Не случайно, по мнению Александра, в «тепловую войну» между ТГК-14 и «Тепловой компанией» вмешалась неизвестная компания из Гонконга Progress International Management Co., Limited. По его словам, проблемы сейчас у тех бизнесменов Бурятии, которые для оптимизации своих налоговых затрат вывели бизнес под юрисдикцию Кипра. Такие компании сейчас испытывают проблемы с финансированием своей операционной деятельности.

- В основном эта ситуация негативно отразится на банках, которые имеют свои представительства на Кипре, – говорит другой бизнесмен Евгений Очиров. - Банковский сектор тесно взаимосвязан. Вполне может быть, что из-за проблем кипрских банков один из наших банков остановит модернизацию предприятия в Бурятии.

Капитал родины не имеет

- На Кипре хорошо прятать настоящих хозяев компаний. На самом деле умные люди начали уходить оттуда еще в прошлом году, когда Кипр в рамках присоединения к объединенной Европе принял пакет законов, и по ним 10-процентная ставка налога на прибыль. Пусть это и самый низкий показатель в Европе, но какой же после этого Кипр оффшор - оптимизатор налогов? – признается бизнесмен Галсан Зориктуев.

По его словам, о вероятном дефолте Кипра было известно уже в ноябре-декабре 2012 года. Оттуда уже начался вывод крупных российских вкладов многих структур «на слуху».

Большинство жителей Бурятии уверены, что позволить себе хранить деньги на Кипре могут только сверхбогатые россияне. Отнюдь. Среди клиентов кипрских банков очень много региональных и федеральных чиновников среднего звена.

- Есть такие чиновники и в Бурятии. Правда, они не афишируют свой «непатриотизм», поэтому фамилий называть не буду, – признается бизнесмен Александр на условиях анонимности. - Чиновники любят оффшоры за то, что там можно, избегая огласки, войти в число бенефициаров (тех, кто получает прибыль) компании. Поэтому в налоговых декларациях на родине наши чиновники такие скромные.

Для многих читателей неприятной неожиданностью стало то, что даже госструктуры содержат счета в кипрских банках.

- Получается, что на Кипре государственные деньги скрываются от государственных налогов? Такие госкомпании надо называть иностранными агентами. И после этого власти хотят, чтобы я платил налог за сдачу квартиры в аренду? - возмущается пенсионер Дмитрий Антонов. - А ещё критикуют частный капитал, который скрывается на Кипре.



Где наши платежи?


Скандалы в энергетическом бизнесе и ЖКХ давно сотрясают республику. Чего стоят истории с «Бурятэнергосбытом»! Московские СМИ опубликовали информацию о том, что крупнейшее коммунальное предприятие ОАО «Российские коммунальные системы» принадлежит двум «кипрским фирмам» - Wilmington Investments Limited (75%) и Indville Management Limited (25%).

Получается, что прибыль с ежемесячных платежей за воду, свет и тепло после обязательных вычетов и расходов из региональных сбытов перекачивалась через сеть посредников в оффшоры. Не случайно в 2012 году по нескольким региональным сбытам «Энергострима» возбудили уголовные дела по факту миллиардных хищений. В нашем же регионе возникла определенная пауза в этом вопросе.

Как сообщают информированные источники, в ближайшее время «высока вероятность возбуждения уголовных дел в электроэнергетике Бурятии».



Новый «оффшорный рай»


Простого жителя республики больше волнует другое: вернутся ли деньги на родину.

- Это если только ставки по вкладам в валюте повысятся, – смеется Александр. – На самом деле в среднесрочной перспективе средства, выводимые в форме прямых инвестиций, возвращаются. Бизнес же надо развивать.

Действительно, статистика говорит, что за пять лет из оффшорных зон в Россию пришло 133 млрд долларов, то есть "затерялись" лишь 2 млрд.

Между тем Медведев предложил создать оффшор на Дальнем Востоке. Специальный налоговый режим планируется ввести для Дальнего Востока, Забайкалья и Бурятии. Он должен стартовать в 2014 году и действовать 10 лет.

За пять лет в оффшорные зоны из России поступило более 135 млрд долларов прямых инвестиций. Причем последние три года эти потоки идут по нарастающей, говорится в совместном исследовании компании Ernst&Young, Российского фонда прямых инвестиций и Центра национального интеллектуального резерва МГУ.

Аналитики посчитали, что в 2009 году в оффшоры ушло 24,4 млрд долларов, в 2010 году - уже 29,6 млрд, а в 2011 году - 38,2 млрд. Федеральные СМИ сообщают, что российский бюджет недосчитался в общей сложности минимум половины от 35 млрд евро, которые ушли на Кипр.

Схемы вывода денег в оффшор



Схема первая: экспорт-импорт

Например, фирма из Бурятии продает продукцию на экспорт по заниженной цене кипрскому оффшору, у которого собственник тот же, что и у предприятия. При этом в российский бюджет платится меньший налог. Оффшор, в свою очередь, продает этот товар по рыночной цене и налог не платит.



Схема вторая: разница в ценах


Продукция импортируется на Кипр по более высокой цене, а затем в России – по более низкой. Это позволяет часть денег оставить на Кипре. Деньги выводятся через российские «обнальные» конторы. Они переправляли рубли на кипрские счета.

Схема третья: кредит

Получаете кредит в коммерческом банке и переводите на кипрскую прокладку. На Кипре налог на доходы всего 10% (вместо 20% в России) и налог на дивиденды – 5% (вместо 9% в России).



Схема четвертая: легальная


Открыть счет в кипрском банке и просто перевести деньги. Но об этом надо информировать ЦБ, постоянно отчитываться, декларировать и прочее.

Фото: tourinfo.ru.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях