Интервью с человеком, который начал пить 10 лет назад и чуть не погиб, но нашел в себе силы бросить
Мы начинаем серию публикаций о людях, которым удалось избавиться от плена пагубных привычек, разрушающих их жизнь. Алкоголики, наркоманы и заядлые курильщики будут рассказывать о своих путях к здоровой жизни
- Иван, многие люди спиваются от бедности и неблагополучия. Вы же, наоборот, были успешным человеком, однако оказались в плену алкоголизма. Что это, соблазны хорошей жизни?
- Сначала я выпивал по праздникам, постепенно мне начало нравиться это ощущение, меня тянуло к выпивке. Мне казалось, что я могу хорошо танцевать, только если выпью. Потом малейшая злоба, обида, раздражение – и я искал утешение в бутылке. Накатил и успокоился. Затем стал топить в вине свои недостатки, неуверенность в себе - выпивка дает адреналин, смелость показать себя.
Потом начали проявляться болезни – язва желудка, внутричерепное давление… И эти боли я тоже глушил водкой. В последние три года начал спиваться еще сильнее. Работа была высокооплачиваемая, деньги всегда водились – это и позволяло мне гулять, несмотря на то, что дома ждет жена с маленькими детьми. Что касается напитков, то начал я, как мне казалось, с безобидного пива, потом пошли коктейли разные крепкие, затем уже водка.
Позднее стал различать и выбирать: водка плохая, водка хорошая, от этой у меня голова болит, от этой похмелье тяжелое… Начал брать дорогую водку. Дальше у меня завелась традиция – после работы заезжать в магазин за чекушкой – каждый день. Затем стал покупать бутылками побольше. Если наутро болела голова, говорил: «Плохая водка!». Только сейчас понимаю, что и «хорошая» была ядом.
- Как семья переживала ваши запои?
- Я не представляю. При каждой пьянке я ругался с женой, никуда ее не отпускал – ревновал на пустом месте. Детей пугал этими скандалами. Деньги все пропивал. Вел себя как свинья, проще говоря. Раньше мне было все равно, жена ли у меня, дети ли, работа ли… Было на все наплевать.
- Но желание бросить в вас просыпалось? Хотя бы ради собственного здоровья.
- Я не мог лечиться, потому что был слабохарактерным. Вместо этого пытался покончить с собой, у меня ехала крыша. Однажды ночью мы разругались с женой, и я ушел на трассу, лег и спал там целый час – хотел, чтобы машина меня задавила. Сейчас удивляюсь, как меня заметили и не наехали. Близкие пытались мне помочь, возили к бабкам, к ламам и шаманам - бесполезно.
Кодировку я даже не стал делать, потому что знал, что мне это не поможет – я такой человек. Я всегда обвинял всех в своих грехах. Алкоголик хочет, чтобы его утешали, чтобы его любили и понимали. Из-за этого эгоизма я не мог выздороветь. Однажды у меня поднялось давление, вены в голове чуть не лопнули, мне вызвали «скорую».
Затем открылась язва – прямо на работе загнулся, зашивали. Несмотря на это, я все равно пил. Пытался продержаться месяц, но ничего не получалось. Как только дело касалось чувства собственного достоинства, моей гордости, если кто-то обижал меня даже словом, я начинал жалеть себя и снова напивался.
- То есть вы всегда находили себе оправдание?
- Признаюсь, что во мне жили два человека, которые спорили друг с другом в кризисных ситуациях. Один говорил: «Да зачем тебе это надо? Иди, купи пузырь!», другой останавливал: «Дай мне сил продержаться».
- В чем вы нашли выход?
- Три раза я лежал в наркологии, врачи мне помогали, за что я им очень благодарен. Но даже сами медики осознают, что до конца они не могут вылечить алкоголика. Алкаш может открыться только себе подобному. Ни психиатру, ни маме с папой, никому. Только человеку, который побыл в таком же дерьме. И вот однажды, когда я лежал в наркологии, ко мне в палату пришли двое мужчин.
Один говорит: «Здравствуйте! Я Андрей, я алкоголик». Я отвечаю: «А, братан, садись! Вот койка свободная». А он говорит: «Нет, я непьющий алкоголик. Я не в активе. Пришел рассказать вам, что есть содружество анонимных алкоголиков, есть шанс освободиться от тяги».
Я выслушал его и из этого разговора понял, что основная проблема пьющего человека – это его нежелание признаться себе в том, что он алкоголик, в том, что ему нужна помощь. Я понял, что буду ходить в содружество, потому что других вариантов для меня уже нет.
- Было ли стыдно посещать группу?
- Да, поначалу. А еще было страшно, не секта ли это. Но я пришел и увидел около тридцати людей с такими же проблемами, как у меня. Один из них уже год не пьет, а для меня год не пить – это фантастика. Смотрю на них и думаю: «А чем я хуже? Такие же алкоголики, только в трезвости, и выглядят хорошо».
На встречах каждый из них представляется перед другими и рассказывает о себе, причем произносит свое имя и добавляет «Я алкоголик». Мне сначала было смешно. Когда очередь дошла до меня, я не смог это сказать и ответил: «Я Иван. Я гость!» (смеется).
- Как проходит встреча анонимов?
- Приходящий впервые должен назваться и рассказать, как было, что произошло и как теперь стало. Может послушать других, не говоря о себе, если ему некомфортно. На первой встрече я почувствовал, что рядом с этими людьми мне становится легче – во время разговоров внутри нашей группы пребывает какая-то сила, которая снимает тягу выпить.
А потом после каждой встречи появляется вдохновение жить, надежда какая-то. Для алкоголика важно посещать группу, потому что она его подпитывает, как электростанция. При этом ведутся откровенные беседы, только нужно быть честным с другими и с собой. Уже на втором занятии я спокойно произнес: «Я Иван, и я алкоголик».
- Ваш характер и отношение к жизни как-то изменились с тех пор?
- Да. Например, моя проблема заключалась в недостатках моего характера, и занятия помогали мне освободиться от них – от злобы и бесконечного самокопания. Конечно, у меня были срывы во время посещения группы – пять раз я напивался. Для меня было непонятно, как я могу простить обиду тому человеку, которого ненавижу, или извиниться перед кем-то?!
Но теперь я научился прощать, преодолевать себя и просить прощения. Я понял, что трезвость нужна только мне, что трезветь для кого-то бесполезно – если в тебе нет корня, ты не бросишь. Теперь, как говорят мои домочадцы, я стал более заботливым мужем и отцом. Не мотаю больше нервы своим любимым. Доверяю жене, перестал ревновать ее, хотя это не всегда легко.
- Алкоголики часто дают клятвы «Ни капли!», но всякий раз не сдерживают обещаний. Как делали вы?
- Мы никогда никому не даем обещаний и зароков «Все, я больше не буду пить!». Мы говорим себе, что не будем пить один день. И так каждый день. Я и сейчас так делаю.
- Сколько вы уже не пьете?
- Около года я занимался в содружестве анонимных алкоголиков. Те пять срывов аннулировали все сроки воздержания, которые я выдерживал, поэтому я не могу сказать, что год не выпивал. Я не пью уже четыре месяца, а для меня это «дас ист фантастиш». Но для этого я занимался с наставником в группе, а не просто ходил туда.
- Как вы отмечаете праздники сейчас?
- За то время, что я посещал группу, мы все - анонимные алкоголики – стали хорошими друзьями. Недавно у одного из нас был день рождения - вечеринка проходила вообще без алкоголя. Нас было человек сто, и ведущий не мог понять, как вести вечер без выпивки! Ведь он не мог периодически повторять «Наливайте - поднимайте!».
Но мы веселились сами – плясали и смеялись, стол ломился от вкусной еды, соков и чая. Человек так устроен, что в каждом из нас уже есть гормон радости, и этого достаточно, чтобы веселиться от души. Те, кто знал меня пьющим, иногда спрашивают: «Как ты расслабляешься?», я отвечаю: «А я и не напрягаюсь!» (смеется).
- Вы не оставили группу до сих пор. Чем вы сейчас занимаетесь?
- В данный момент я занимаюсь с другими алкоголиками - это вырабатывает во мне иммунитет против алкоголя, работаю в группе «Доверие сердца». Также я участвовал в организации группы «Преодоление» в селе Зырянск Прибайкальского района. Там пять человек сохраняют трезвость.
Мы очень благодарны главе поселка Алексею Павловичу, который помог нам в этом деле. Сегодня села очень спиваются. Мы хотим помочь сельчанам, которые пьют, но хотят прекратить. Я, как алкоголик, их понимаю.
- Почему вы по-прежнему называете себя алкоголиком?
- Потому что это неизлечимая смертельная болезнь. Не надо думать, что если ты бросил и не пьешь уже 20 лет, то, выпив рюмку, не сорвешься. Сорвешься. И будешь наверстывать упущенное.
Телефоны «горячей линии» Содружества анонимных алкоголиков: 63-95-60; 20-63-43; 68-39-20; 8902-456-07-40; 354-228. Группа созависимых «Виктория» (для тех, кто пострадал от пьянства в семье) – 67-09-21
Общество
4420