В Мухоршибирском районе при новом буддийском храме будут преподавать ушу для лам
Обет безбрачия, ежедневные тренировки ушу и практика медитации… Это не только образ жизни монахов в китайском монастыре Шаолинь, но и будущие требования к ламам в Тугнуйском дацане, что строится в местности Баин-Хара
Тугнуйская долина Мухоршибирского района — одно из уникальных мест Бурятии. Эта земля славится не только своим плодородием и известными людьми. Богата она и в духовном плане. С приходом буддизма в Бурятию, более двух веков назад, здесь начали строить один из первых дацанов. Сначала его возвели в местности Зандин.
Позже храм «Даши Чойнхорлин» было решено перевезти в Баин-Хару. И на новом месте уже была размечена земля и вбиты колышки. Начались кропотливые приготовления к переезду. Все свое имущество ламы погрузили на повозки, запряженные лошадьми. Но на полпути у первой подводы оборвалась лямка. Тогда было решено ставить дацан на этом месте. Так стал строиться Тугногалтайский дацан.
По заветам предков
Но закончить работы в то время так и не удалось. Довести до конца дело предков ныне решил лама Баясхалан Бальжинимаев.
— Задуманное я решил воплотить со своими единомышленниками, кого знал с детства, обычными сельскими жителями. Но нужны еще и средства, чтобы возвести дацан. С самого начала я решил, что лишь на подаяния строить дацан не буду. В общем, мы открыли сельхозпроизводство. И на заработанные средства мы строим дацан, — рассказывает Баясхалан Бальжинимаев.
Уроженец Тугнуйской долины Баясхалан-лама в 1999 году, после пяти лет жизни в Индии, вернулся на родину. Некоторое время лама служил в других дацанах. Но у него всегда возникало твердое желание основать буддийский храм на своей малой родине.
Вспоминая первые шаги, лама рассказывает, что сначала с друзьями построил лишь дощатый сарай. В нем и пришлось зимовать первый год. Чтобы согреться, печку приходилось топить без перерыва.
— Люди поверили в благое дело. Эта одержимость одной целью во многом сыграла определяющую роль, — вспоминает Баясхалан-лама. — Также мы себя не видим вне Буддийской сангхи. Хамбо-лама многое сделал для централизации и укрепления религии в тяжелые постсоветские годы. Поэтому хотим, чтобы именно он открыл наш дацан.
Бурятский Шаолинь
Вера в собственные силы и учение Будды помогают осуществлять задуманное. Но, помимо веры, Баясхалан-лама считает, что важно и физическое состояние.
— В основе буддизма положены философия и практика медитаций. Их всестороннее изучение помогает получить ответы на многие вопросы и укрепить свою веру. Но, помимо духовного начала, я считаю, должно быть и физическое совершенствование. Если человек обладает духовной силой наряду с физической, то достигнет намного больше. И это помогает не только в религии, но и в обычной жизни. Считаю, что сильный человек — добрый человек, — уверен лама.
Для физического самосовершенствования, по мнению Баясхалана-ламы, лучше всего подходит ушу.
— Заниматься ушу начал еще в Индии. Вообще хотелось бы, чтобы ламы и хувараки практиковали занятия, ну хотя бы в нашем дацане. Во-первых, это здоровый образ жизни. Во-вторых, когда человек физически развивается, отсекает в сторону и все вредные привычки. Не зря ведь говорят, что в здоровом теле — здоровый дух, — уверен лама.
Однако Баясхалан-лама категорически против участия священнослужителей, владеющих техникой ушу, в спортивных соревнованиях. Ведь цель изучения ушу — познание своих возможностей и победа над собственными слабостями.
— Думаю, что монахи, которые будут больше злоупотреблять физическим развитием, могут овладеть опасными знаниями. Всегда есть соблазн применить их в жизни. Поэтому изучение ударной техники и боевых искусств у нас будет под запретом, — говорит Баясхалан-лама.
Принцип буддизма — не нанеси вреда ближнему. Следование этой аксиоме и приносит просветление, считает лама.
— В идеале нашей целью должно стать сходство с монастырем Шаолинь. То есть это место будет закрыто для семейных лам. В дацане будут жить только монахи, давшие обет безбрачия. Философия, медитация и физическое развитие — это и будет основа. Неважно, кто станет ширээтуем (настоятель дацана. — Прим. авт.), главное, чтобы этот дух всегда неукоснительно соблюдался, — убежден Баясхалан-лама.
Наша республика славится сильной школой ушу. Бурятские спортсмены известны по всему миру, в том числе и на родине этого спортивного искусства — в Китае.
— Было бы хорошо, если бы и Федерация ушу республики оказала помощь монахам в тренировочном процессе, — считает лама. — В будущем, со строительством спортивного зала, дацан мог бы стать бесплатным летним лагерем для занятий ушу всей местной ребятни.
Буддийское производство
Многие считают, что дацаны должны сами себя содержать. По мнению Баясхалана-ламы, это возможно только при наличии собственного производства.
— На людские подаяния живут только ламы-отшельники, которые полностью посвятили себя медитации, — убежден лама.
Для этого он и занялся сельским хозяйством. Вокруг сарая, ставшего первым убежищем, появилась производственная площадка. Под руководством ламы рабочие построили коровник, гараж, токарно-слесарную мастерскую, открыли пилораму, прачечную, столовую, теплицу. Баясхалан-лама основал своего рода коммуну. Люди здесь круглогодично работают. Готовят пиломатериал, пасут скот, выращивают картофель, запасаются сеном…
— В Баин-Харе постоянно проживают 30 человек. Это рабочие и их семьи. Если в будущем здесь появится крепкое село, то я только буду рад, — говорит лама.
К слову, сам дацан расположен в 3 км от производственной площадки. Летом на строительство сюда приезжают еще больше рабочих. Сейчас в коммуне есть 5 машин, 2 трактора и другая сельхозтехника. Поголовье крупного рогатого скота насчитывает более 100 голов, разводят баранов, овец, коз и другую живность.
— Несмотря на то что мы стараемся все делать своими силами, местные жители оказывают нам помощь и поддержку. Многие из них отдали в аренду нам свои паи. Не осталась в стороне и власть. Глава района Юрий Петров и глава райсовета Светлана Доржиева выделяли строительный материал, оказывали и финансовую помощь. Администрация выделила дацану и землю бывшего колхоза, — с благодарностью говорит Баясхалан-лама.
Не забывают в коммуне и о рабочих. Помимо материальных выплат все рабочие обеспечиваются дровами, сеном, продуктами. Каждый работник содержит, кроме родственников, выходцев из близлежащих сел Нарсата, Бом, Тугнуй и Галтай.
В планах у хозяйства увеличение площадей под овощные и садовые культуры. Но главным, считает лама, для них является выращивание и культивирование аборигенного скота. В наших условиях это позволяет круглогодично использовать пастбища и сенокосы.
Как отмечает лама, если бы он не думал о результате, не надеялся, то никогда бы не взялся за это дело. Большинство местных жителей несмотря ни на что не остались в стороне и поддержали.
— Я знаю, как они живут, был практически в каждом доме. Считаю, что мы никогда не должны забывать о народе и находимся у него в неоплатном долгу, — говорит Баясхалан-лама.
И теперь дело всей жизни священнослужителя наконец обретает видимые очертания. После десяти лет непрерывной работы дацан должен распахнуть свои ворота для лам и прихожан в сентябре этого года.
Общество
4744