Совсем недавно была в моде точечная застройка жилыми домами. Многоэтажки «втыкали» там, где уже, казалось, и шагу ступить нельзя. Однако в последние годы все изменилось. Теперь строители перешли на торговые комплексы
На окраинах и в центре Улан-Удэ стали возникать громадные корпуса, по числу которых мы, наверное, будем скоро впереди планеты всей. Чувствуется, что у нашего города было славное купеческое прошлое. И, видимо, настоящее. А вот каким будет будущее? Корреспонденты «Информ Полиса» задались вопросом, не слишком ли их много для нашего города.
На сегодня в Улан-Удэ имеется 41 торговый центр и 10 торговых комплексов. Общая площадь торговых центров – 218,5 тысячи кв.м, торговых комплексов – 116 тысяч кв.м. Общая занимаемая площадь составляет 334 тысячи кв.м. То есть на каждого жителя Улан-Удэ приходится почти по 1 кв.м торговой площади. Но это только начало.
В этом году, как сообщает пресс-служба правительства Бурятии, по республике будут введены в строй еще восемь торговых центров общим объемом финансирования 700 млн рублей. Наиболее крупные откроются в Улан-Удэ. Это торговый центр от сети магазинов «Вегос-М» общей площадью 12 тысяч кв.м и вторая очередь ТРЦ «Capital Mall» площадью 10 тысяч кв.м.
Из Иркутска с товаром
По идее торговый центр – это место, где должна кипеть жизнь. Ведь здесь, казалось бы, сделано для людей. Фонтаны, эскалаторы, мягкие диваны, зеркала, стеклянные витрины – неотъемлемая часть любого торгового комплекса. А если добавить иные «фишки» (кафе, бары, выставки, игровые комнаты и кинотеатры), то народ в центрах просто должен кишмя кишеть.
Однако одного посещения в улан-удэнские мегамоллы достаточно, чтобы встретить там одни и те же бренды, что и в других. Сплошное однообразие. Почему мелкие торговцы не спешат переселиться в эти современные и уютные комплексы? Может быть, дело в цене аренды? Или просто нет мест?
Согласно легенде, журналист «ИП» – это индивидуальный предприниматель, который переехал из Иркутска в Улан-Удэ по личным причинам. В Иркутске у нее был небольшой торговый бизнес, который пришлось закрыть в связи с переездом. Чем торгует? Остановились на простых товарах в виде бижутерии, Hand Made и нижнего белья. Цель эксперимента – узнать стоимость аренды торговой площади, а также проходимость центров.
Все покупатели по бутикам попрятались
Первый торговый центр, в который я отправилась, был Galaxy (Балтахинова, 15). Охранник предложил проследовать на четвертый этаж в администрацию. Встретили меня там прохладно.
- У нас нет торговых площадей, - отрезал презентабельный мужчина.
В разговор тут же вступила секретарь, которая попыталась сгладить ситуацию.
- Подождите минутку, маркетолог сейчас подойдет.
Пришедший маркетолог поинтересовалась необходимой мне площадью.
- Думаю, устроит небольшой бутик площадью 25 – 30 квадратных метров.
- А какой товар?
- Бижутерия.
- Стоимость от 1 000 до 1 500 рублей за один квадратный метр в месяц. Все зависит от площади.
Пора задать один из главных вопросов:
- А как у вас здесь с проходимостью? Я смотрю, что-то немного тут покупателей.
- Ой, что вы! У нас огромная проходимость! Цифру, к сожалению, назвать не смогу. Это просто вам кажется, что никого нет, на самом деле центр большой, все покупатели по бутикам попрятались!
Свободных площадей нет
Следующие торговые центры, куда я нанесла визит, располагались в районе «Народного рынка». В администрации торговой точки были любезны:
- У нас заполняемость практически на 100%. Свободны всего два помещения. Сходите, посмотрите, потом обговорим.
- Может, лучше сперва обговорим?
- Что вы хотите продавать?
- Hand Made.
- Хорошо, такого у нас нет. Стоимость аренды -1 200 рублей за квадратный метр в месяц.
- Это на рынке? Но меня интересует еще и ТК «Пионер».
- О! Нет. Там вообще нет свободных помещений.
На этом и попрощались.
С отсутствием помещений пришлось столкнуться в торговом центре «Столичный», что на Ленина. Хотя, пройдя по нему, я не увидела свободных мест, решила уточнить этот вопрос в администрации.
- У нас уже давно ничего не сдается, - возмущенно ответил уполномоченный от администрации.
- Может, в будущем найдется свободный бутик?
- Нет!
Ну на «нет» и суда нет. Идем дальше.
Эти ниши заняты
Следующее место – торгово-развлекательный комплекс Capital Mall. Разговор с администрацией был категоричен.
- Мне нужен павильон в 25 – 30 квадратных метров.
- Таких у нас нет.
- Я хотела бы продавать бижутерию и Hand Made.
- Нет. Эта ниша занята.
- Еще я думала о том, чтобы продавать итальянское нижнее белье…
- Нет. Эта ниша тоже занята. Неужели вы ни разу у нас не были и не видели, что у нас только четыре федеральных магазина нижнего белья?
- Я у вас не была. Я не местная. А сколько стоит аренда? Может, я придумаю интересную нишу и вновь к вам приду?
- Первый этаж - 2 500 рублей за метр, второй - 1 800. До свидания.
Окончательно расстроившись, я поехала в торгово-развлекательный комплекс Peoples Park. Но до администрации я даже и не добралась.
- Сначала звонить надо, а потом приходить, – сказал охранник.
Итак, небольшой итог. К нашему удивлению, несмотря на довольно высокую стоимость аренды (в среднем 1 кв.м стоит 1 400 рублей), большинство торговых центров Улан-Удэ оказались заполненными. По крайней мере, с радушием нас встретили лишь на некоторых торговых точках.
В большинстве центров мы слышали только твердое «нет». Все места заняты. А вот покупателей в центрах раз-два и обчелся. На что живут торговцы? Странно.
В торговых центрах «сетевики»
Разъяснения загадки мы получили в городских агентствах недвижимости. Оказывается, в основном в новых центрах предпочитают располагаться крупные предприниматели, имеющие разветвленную сеть магазинов.
- По аренде торговых площадей к нам обращаются в основном не мелкие предприниматели, а собственники, у которых уже есть несколько своих точек в других, ранее созданных торговых центрах. Это преимущественно крупные сетевые компании, открытые по франшизе. В этом случае у них даже если один бутик оказывается «в пролёте», то другой приносит доход, - рассказала представитель известного городского агентства недвижимости.
Но уточнила, что места в торговых центрах предоставляются некоторым мелким предпринимателям с одним условием: торговать нужно только новым, непривычным для Улан-Удэ ассортиментом.
Более конкретно по поводу торговых центров высказалась частный предприниматель Анастасия, владелец бутика на одном из рынков.
- Администрация новых торговых центров просто не пускает на свою территорию мелких предпринимателей. Только «сетевиков»! Причину отказа нам никто не объясняет. Может быть, их не устраивают наш недорогой товар, объемы торговли, «презентабельность» наших вещей, - объяснила Анастасия.
Еще одной причиной того, что мелкие предприниматели не спешат в новые центры, является высокая стоимость аренды.
В среднем метр торговой точки на рынке обходится на 800 рублей дешевле. Согласитесь, что для тех, у кого небольшие объемы продаж, это существенная сумма. По всей видимости, политика торговых центров заключается в том, что они ориентированы на крупных арендаторов. Мелкие предприниматели их не особо-то интересуют. И даже если кому-то из «челночников» удастся прорваться в современный комплекс, то его очень скоро «выжмет» оттуда высокая аренда.
Каждый день торгово-развлекательные комплексы привлекают сотни посетителей. По мнению Ирины Мункуевой, кандидата экономических наук, старшего преподавателя кафедры экономики БГУ, именно развлекательная направленность таких объектов обеспечивает прибыль и владельцам, и арендаторам.
- Строительство торгово-развлекательных комплексов целесообразно, поскольку это больше прибыль, нежели развлечение, – отмечает Ирина Мункуева. – А создание развлекательных зон – способ привлечь посетителей в торговые точки.
Иными словами, различные игровые комнаты для детей, кинотеатры, фитнес- и боулинг-клубы позволяют поддерживать постоянный поток покупателей.
Что касается расходов на содержание и землю, то в региональных торгово-развлекательных комплексах цены намного ниже, чем в столичных. По мнению Ирины Мункоевой, именно эти факторы обеспечивают стабильную прибыль как для самих владельцев ТРК, так и для людей, арендующих у них торговые площади.
Комментарий главного редактора ИА «БайкалФинанс» Игоря Озерова:
- У нас есть богатые люди - свои, приезжие. У них имеются неплохие деньги, которые надо обязательно вкладывать в дело – это закон бизнеса.
Но так сложилось, что в Бурятии особо некуда вкладывать крупные суммы. У нас нет газа, нефти. Инвестировать в производство? Но это очень рискованно. Поэтому практически единственная и к тому же высокодоходная ниша – это строительство. Недвижимость всегда в цене, ее стоимость с годами только растет. Поэтому они и вкладываются в строительство.
В данном случае – торговых центров, у которых быстрая финансовая отдача. Таким образом, нынешнее массовое строительство торговых центров – это оптимальное вложение средств.
Второе. Масштабные застройки – это же еще и повод, так сказать, «застолбить» землю. Бизнесмены берут участок, строят там центр. В случае, если торговля не пойдет, центр всегда можно перепрофилировать под что-то другое. Скорее всего, так в будущем и будет. Просто на сегодня торговые центры пользуются популярностью. Спрос на них есть. Но как только центры перестанут приносить доход, их немедленно превратят в другой востребованный объект.
Фото ЭльвирыДолговых.
Эльвира Долговых, Татьяна Родионова, Леонид Актинов.
Бизнес
8185