борьба
5122

«В Бурятии в вольной борьбе ничего не работает…»

Интервью с Федором Махутовым, которого признали лучшим тренером по вольной борьбе за 50 лет существования этого вида спорта в Бурятии



- Федор Николаевич, как вы пришли в вольную борьбу?


- Мне был 21 год. Можно сказать, я поздно пришел в этот вид спорта. Сначала занимался спортивной гимнастикой. В БГПИ на спортфак я поступил именно по этому виду спорта. Было это в 1968 году. Тогда в республике практически не было специализированных секций для занятий борьбой. В секцию борьбы в сельхозинститут меня привел старший брат, и я начал тренироваться у него.

- А почему именно этот вид спорта?

- Тогда борьба только начинала развиваться. Интересно было попробовать себя в том спорте, где еще не было больших достижений. Я же молодой был. Брат мне так и сказал: «Тебе только бороться надо – ноги короткие, туловище длинное. Для борца подходишь». Потом в БГПИ появилась секция под руководством Валерия Николаевича Иванова. И именно тогда борьба получила свое развитие.

- Каким было первое крупное соревнование?

- В 1968 году ездили на первенство РСФСР в Новосибирск. Боролся в весе 63 кг, занял шестое место. Тогда известный сейчас тренер и борец Виктор Баймеев завоевал «серебро».



- А каким образом выбирали лучшего тренера 50-летия?


- Составили специальный рейтинг. Он отражал достижения воспитанников разных тренеров Бурятии за 50 лет существования борьбы. Учитывались выступления на крупных соревнованиях: первенство РСФСР, чемпионат СССР, чемпионат мира, Европы, Олимпийские игры и т.д. На втором месте мой тренер Валерий Иванов.

То, что я стал лучшим тренером, - заслуга Иванова. Он меня тренировал, он меня учил, я до сих пор по его методике тренирую. Он вторым стал, потому что в свое время в Москву в аспирантуру уезжал, потом 10 лет был заместителем председателя спорткомитета. А в это время мои же ученики приносили победы. Я ему обязан. Это простая арифметика.

 Всеми подсчетами занимались специалисты Федерации борьбы, тренеры. Подобным же образом определили лучшего спортсмена за 50 лет. Им стал нынешний президент Федерации борьбы Борис Будаев.

- Что касается недавно проведенного Международного турнира по вольной борьбе на призы главы республики, можете подвести итоги?

- Там много вопросов по организации. Этот турнир надо проводить пораньше, сразу после «Гран-при Ивана Ярыгина» в Красноярске. Тогда те борцы, которые приехали из других стран, например из США, смогут по пути заехать к нам. Получается, что им нет резона выбираться в Красноярск, а через месяц ехать специально в Бурятию.

Например, в этом году приехали 49 монголов, потому что им больше особо негде бороться, два азербайджанца, два украинца, двое из Кыргызстана, один из которых воспитывался в Бурятии. Ну, и из регионов России ребята, конечно, приехали. А что касается награждений, то там собираются те, кто обычно ничего не делает. Ходят по подиуму в новых костюмах и галстуках, а потом их целый год не увидишь. А тех, кто действительно работает, там нет. Это тренеры из районов, борцы. Их почему-то не награждают.

- Ваше мнение о развитии вольной борьбы в республике. Можно ли сказать, что в Бурятии женская борьба развита лучше, чем мужская?

- На прошедшем турнире среди женщин было две победительницы: Кузьмина и Вильмова, и еще три призера. Дело в том, что за этими девочками уже никого нет. Как только это поколение уйдет с ковра, выступать больше некому. Есть Стальвира Оршуш, и все. Это получается из-за того, что целенаправленно уже не работают, не ищут перспективных спортсменок, не выделяют деньги на поездки, на тренировки.

Что касается мужчин. В Бурятии всегда были проблемы в тяжелых весах. К примеру, появился у меня талантливый парень Юрий Власко, 1997 года рождения. Стал призером России, выиграл международный турнир, на «зоне» никому балла не дает. Я говорю чиновникам: давайте на питание поставим, талантливый же. А они все становятся глухими.

Пришлось его на свои деньги отправить в Красноярск. Он там живет, тренируется - все это негласно. Там для него больше партнеров для тренировок, хочу, чтобы он перенял основу техники красноярских борцов. Планирую отдать его на обучение иркутским спортсменам классической борьбы, чтобы поучился захваты делать.

Но мне никто не выделяет средств. Все за свой счет: квартиру снимаем, кормим. Сейчас ему 16 лет, а он борется в весе 96 кг. Настоящий богатырь! Через год до 100 кг наберет. А ему на питание от республики средства выделить не могут.



- Какие есть перспективные борцы в Бурятии?


- У мужчин-борцов во всех возрастных категориях есть талантливые спортсмены. У юношей в сборную страны входят 15-летний Андрей Гатаулин и 16-летний Юрий Власко. В юниорскую сборную: Алдар Бальжинимаев и Алексей Боровицкий. В мужской сборной Жалсапов, Бадмаев и Богомоев.

У нас есть потенциал, но нет механизма, как поставить все это на поток, нет выстроенной вертикали. Не знаю, чем занимается гостренер, чем президент Федерации борьбы.

- А почему так происходит?

- Все просто, у нас ничего не работает. Тренерский совет не работает, государственные тренеры занимаются неизвестно чем. Мы до последнего момента не знаем, где и когда будут соревнования. Они могут сказать: завтра чемпионат республики. Как готовить борцов за два дня? Зато перед главой республики отчитываются, что в Бурятии 20 тысяч человек борьбой занимаются. А если опросить всех районных тренеров, то в Бурятии и трех тысяч борцов не наберется.

- А может ли изменить положение избрание нового президента Федерации борьбы Бурятии? Во благо ли будет, если на смену спортсмену Борису Будаеву придет бизнесмен Владимир Дмитриев?

- Знаю, что у Бориса Будаева была личная встреча с Владимиром Дмитриевым. Последнего я знаю давно. Умный, конкретный человек, он никогда ни перед кем лебезить не будет. У него есть связи с российским олигархом Сулейманом Керимовым. Керимов входит в попечительский совет при Федерации спортивной борьбы России.

В Бурятии на вольную борьбу выделяется 10 млн рублей в год. Дмитриев же обещал эту сумму удвоить из личных средств, если станет во главе бурятской Федерации борьбы. А Керимов, как партнер по бизнесу Дмитриева, сказал, что добавит сверху еще 20 млн. На эти деньги можно было открывать новые залы, отправлять спортсменов на сборы…

Но при этом спортивные чиновники потеряют контроль над финансированием борьбы. Возможно, поэтому дали задний ход и пока не хотят назначать Дмитриева президентом Федерации борьбы.



Фото автора.

Автор: Владимир Буяхаев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях