Скандал в Бичурском районе Бурятии. Над федеральной программой по переселению людей из ветхого и аварийного жилья нависла реальная угроза неподчинения
Люди, для которых построили новый микрорайон на окраине села, в «евродома» переселяться не намерены.
ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ
Центр старинного села Бичура. Улица Октябрьская, вдоль которой стоят несколько двухэтажных бараков. Еще издали видно, что выражение «аварийное жилье» полностью соответствует действительности. Здания зияют пустыми оконными проемами. Стены обветшали, во дворах грязно и слякотно.
Видимо, для того, чтобы закрыть все это безобразие от посторонних глаз, бараки отгородили от проезжей части новыми металлическими заборами. Но жизнь за высокими стенами продолжается. И она совсем не радостная. Люди ждали нового жилья. Проект, в который они поверили, вселял надежду и приятные ожидания. Переселение было запланировано уже на ближайшие дни.
Однако неожиданно произошел нехороший казус.
- Мы попали под программу переселения из ветхого жилья. Было это два года назад. В прошлом году нам пообещали, что в конце августа 2012 года мы перекочуем. Правда, так и не перекочевали и перезимовали здесь, - рассказала «Информ Полису» Галина Григорьевна Слепнева.
Дома для «переселенцев» на окраине Бичуры стали строить уже давно. Будущим новоселам заранее показали проект, продемонстрировали слайды. В принципе увиденное людей порадовало. Об этом говорили все, попавшие под переселение.
- Когда нас собрали и попросили написать заявление на согласие на переезд, говорили, что квартиры будут сдаваться под ключ. Показали картинки, все было так красиво, - рассказывали несостоявшиеся новоселы.
Проект действительно был хорош. Благоустроенные дома на двух хозяев, евроокна, металлочерепица, стены, обшитые гипсокартоном, аккуратные печки. Обещали подобрать окраску домов по желанию хозяев, оформить внутреннюю отделку. Но гладко, как известно, только на бумаге. Нынешней весной новоселы столкнулись с суровой действительностью.
- По концовке нам построили такие дома – это просто ужас! Сейчас нам впихивают жилье, где внутри ничего не сделано, стены «светятся», вода с потолка бежит, окосячек на окнах нет. Там недоделок – масса. Крах какой-то, сараи, - с возмущением говорят Галина Слепнева, Любовь Барсукова и Людмила Святова.
Сараи – это одно из самых мягких определений. В разговоре с нами бичурцы в выражениях не стеснялись, говорили хлестко и с большой обидой.
- Почему мы должны жить, как бомжи? Нам обещали – квартиры «под ключ». На той неделе их уже будут распределять, придут паспорта на дома. Нам скажут - выбирайте. Но там столько недоделок! Мы не хотим переезжать, – заявили несостоявшиеся «новоселы».
Неужели все так плохо? За ответом «Информ Полис» отправился на окраину Бичуры.
КОГДА ВИДНО СКВОЗЬ СТЕНЫ
Новый мини-поселок из полутора десятка домов был виден издалека, еще с трассы. Светлые брусовые дома под зелеными металлическими крышами, стеклопакеты в оконных проемах, вокруг новые заборы, вдоль улицы пластмассовые канализационные люки. Возле одного из домов с десяток людей, которым на днях должны вручить ключи и документы новоселов. Но вид у народа совсем не праздничный.
Входим в дом. И сразу натыкаемся на огромную лужу на веранде. С крыши сквозь почерневшую вагонку бьет веселая весенняя капель.
- Осенью веранды не закрыли крышей. Ее положили уже потом, прямо поверх снега. В итоге, как потеплело, все и полилось вниз, - объясняют раздосадованные люди.
Текло, по всей видимости, и в доме – возле батарей видны черные разводы.
- Тут вообще лед был. Его недавно отдолбили, - говорят бичурцы.
Почерневшие доски - это еще не все. На стенах вставшие дугой короба под проводку, над современными стеклопакетами вместо наличников набиты неотесанные доски. Внутренней отделки стен нет. Ни обещанной вагонки, ни гипсокартона.
- Нам сказали, что деньги, предназначенные на отделку, ушли на бурение скважины, - сказали бичурцы.
Конечно, скважина дело дорогое. Но вот почему в итоге в доме просвечивают стены, для нас осталось непонятным. Видно сквозь щели, между прочим, было очень даже неплохо: нам без труда удалось увидеть не только то, что творится в соседних комнатах, но и даже на улице.
Возмутили «переселенцев» отсутствие подполья, маленькие кухни, узкие межкомнатные проходы.
- Если в одной комнате дверь открыть, так, из другой никто и выйти не сможет!
Пробуем. Распахиваем дверь в ванную. Все – те, кто находится в комнате напротив, - выйти не могут. Двери утыкаются друг в друга. А если, не дай бог, пожар? Представить страшно…
Входим в зал. Впрочем, таковым назвать его явно нельзя – это небольшая комнатка, где люди буквально сталкиваются плечами.
- Здесь же никакую мебелюшку-то не расставишь, гарнитур не уместишь, стол не развернешь. Сюда не то что гости, семья из четверых человек не сядет! Здесь столик сантиметров в 60 только влезет. Тут же какому-то бомжу надо жить! Зачем санузел такой большой! Да он нам на фиг не нужен! Нужно, чтобы зал большой был. Обещали, что площадь в квадратах будет сходиться, но здесь, нам кажется, меньше. Сказали, что эти дома по миллиону стоят. Да не стоят они столько. Пусть деньги вернут нам, мы сами купим! – наперебой галдели бичурцы.
Вообще для домов, которые показали нам «новоселы», как нельзя лучше подходило выражение «блеск и нищета». С одной стороны, новенькие стеклопакеты, современные санузлы, блестящие водонагреватели, модные двери и металлические крыши.
С другой – сквозные щели в стенах, почерневшие от воды доски, невероятно узкие проходы, маленькие комнаты и отсутствие какой-либо отделки. Есть претензии у «новоселов» к качеству фундамента, еще не запущенного водопровода, полов, крыш и стен.
- Мы отказываемся от этого жилья. В такие квартиры кочевать не собираемся, мы люди адекватные. Это обман и махинация! Чиновники развели нас, как лохов. Наши деньги ушли в чей-то карман. Считаем, что надо писать заявление в прокуратуру. Первый шаг мы сделали - обратились в газету. Будем еще обращаться в СМИ и добиваться встречи с Наговицыным, - заявили «Информ Полису» бичурцы.
Правда, прозвучали на собрании и робкие голоса о том, что отказ от жилья может привести к тому, что и квартиры они не получат, и деньги за жилье им никто не вернет. Поэтому часть людей, пришедших на стихийное собрание, заколебалась. На вопрос, действительно ли они намерены отказаться от новостроек, они пожимали плечами:
- Мы как все.
Тем не менее большинство все-таки твердо заявило:
- Будем «воевать» дальше. Подождем до конца недели и начнем принимать меры.
«ЭТО БЫЛИ ТИПОВЫЕ СЛАЙДЫ»
На собрании «новоселов» не раз прозвучало имя Василия Смолина, председателя комитета строительства, земельных и имущественных отношений администрации МО «Бичурский район». По мнению «переселенцев», часть вины за недоделки лежит именно на нем. К Василию Смолину мы и направились. Как и ожидалось, у главы районного комитета была своя правда.
Вообще же сообщению о том, что сельчане не хотят переселяться, глава комитета донельзя удивился.
- Почему не хотят? Они попали под федеральную программу переселения. И в свое время жильцами было принято решение, что они переезжают в благоустроенное жилье. То есть с обязательным наличием туалета, холодной и горячей воды. Такое решение сами жильцы принимали, - заявил Смолин.
По заверению руководителя комитета районной администрации, местные власти выполнили все условия.
- Мы все сделали согласно смете. Есть ограниченная сумма. Говорить о том, что они не смогут там жить, нельзя. Они смогут жить. Там будет все: холодная и горячая вода, туалет, электричество, потолки из гипсокартона. То есть все имеется для того, чтобы жить. Вот они говорят о внутренней отделке. Но дома брусовые, они ведь еще дают усадку. И что нам теперь – заштукатурить стены или отделать гипсокартоном? Да это же все разломается, не пройдет и года! Пустая трата средств получится, нелогично включать такие работы, неправильно с точки зрения использования федеральных средств. Нас же еще потом и обвинят, почему такие работы включили в смету! – сказал Василий Смолин.
Впрочем, с рядом претензий глава комитета был все-таки согласен.
- Была проблема, что протекла веранда. Но не во всех домах! Только в трех из них. Зимой там строители не перекрыли крыши. Да, была такая ситуация. Но потом они все по норме сделали. Сейчас не капает. Вы видели, что только что капало? Можно выехать и посмотреть. Жалуются, что маленькие комнаты и узкие проходы? Но это условие ФЦП - переселение с «квадрата в квадрат». Если у человека было жилье в 30 кв.м, то, по условиям программы, в 30 квадратов он и должен переселиться. Но сами представляете, что 30 кв.м - это очень скромные условия. Щели в стенах - это тоже объяснимо. В условиях нового строительства дом еще не дал просадку. Скажу сразу: по качеству квартир мы еще будем встречаться и, думаю, снимем этот вопрос. Буквально на следующей неделе уже будет 100-процентная готовность. Да и на сегодня больше половины домов готовы. 7 из них уже давно под ключ стоят, остальные доделываются. Сейчас есть вопрос по заведению воды внутрь дома. Но почему он стоял? Необходима электрификация домов. Нам пришлось брать бюджетный кредит. Так что мы сидим с дырой в бюджете, - сказал глава районного комитета.
Дыра в районном бюджете – плохо. Но и отказ от переселения нехорошо. Однако Василий Смолин по этому поводу был спокоен.
- Обязанности, что они должны переселиться, нет. Они могут заехать, а могут не заехать. Это же их право. Хотят - переселяются, хотят - нет. Если они сегодня не будут переезжать в эти квартиры, то придется их включать в следующую программу. А это жилье уйдет другим. По Бичурскому району около 600 нуждающихся по разным категориям.
Однако глава комитета тут же предупредил о том, что задержка в очереди может быть нежелательной для самих новоселов.
- Все эти квартиры делались под конкретных людей. У них было по 39 квадратов в старом жилье, столько же сделали в новом. А вот дальше уже не будет цифры 39 кв.м. Будет 42,1 - 42,2 квадрата. То есть придется доплачивать. А это накладно и для муниципалитета, и для самого жильца. К тому же бесконечно предлагать новое жилье мы тоже не можем. Один раз предложим, второй, третий… А они будут отказываться и в итоге не улучшат свое жилье. Насколько мне известно, я могу и ошибаться, после трехкратного предложения наши обязанности исчерпываются, - объявил Смолин.
Категорически отверг он и предложение «новоселов» отдать им деньги вместо жилья.
- Это невозможно и незаконно.
Завершая разговор, Василий Смолин попробовал объяснить причины бунта «переселенцев».
- Я понимаю, что люди ожидали большего. Когда генподрядчик ООО «Ковчег-3» презентовал проект, людям показали цветные слайды новых квартир. Красивые стены, другой вид. Вот у людей и представление закралось… Стены же, как брус, не нарисуешь. Но это же были типовые слайды! – сказал глава комитета.
К сожалению, в чем-то Василий Смолин, видимо, прав. Но чувство того, что народ в очередной раз обманули, все-таки осталось. Что будет дальше – неизвестно. Возможно, «новоселы» будут твердо стоять на своей позиции и откажутся переезжать. Как на «бунт» в Бичуре отреагируют республиканские и федеральные власти, остается только догадываться.
Есть вариант, что власти устранят некоторые недоделки и люди все-таки заедут в дома. Неважно, что с щелями в стенах и мокрыми почерневшими полами. И будут там жить. Так администрация района дала ясно понять, что никого уговаривать не собирается. Такой вот, бичурский узел.
Редакция будет следить за развитием событий.
Общество
4852