История о том, как паренек из Бурятии на боевом корабле совершил дружественный визит
В далеком 1966 году Николая Кашина, уроженца Бурятии, призвали на службу в Военно-морские силы СССР. 18-летний паренек запомнил те три года службы на всю жизнь. Так получилось, что он стал участником событий, которые вошли в славную историю отечественного флота.
По сообщению ТАСС того времени: «В соответствии с имеющейся договоренностью между правительствами Советского Союза и Индии отряд советских военных кораблей под флагом командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом контр-адмирала Н.Н. Амелько в составе крейсера «Дмитрий Пожарский», ракетного корабля «Гордый» и противолодочного корабля «Стерегущий» в конце марта - начале апреля 1968 года посетил с визитом порты Индии Мадрас и Бомбей. Визит советских военных кораблей является ответным на «визит крейсера военно-морских сил Индии «Майсор», который он совершил в Одессу в 1964 году».
Боевое крещение
Кашин распределением попал на большой ракетный корабль с красивым именем «Гордый». Тогда для молодого человека из степной Бурятии служба на Тихом океане во Владивостоке была в диковинку. Не прошло и года размеренной службы. Отгремели салюты 9 мая 1967 года. Радостные моряки в парадной форме готовились к увольнительным, чтобы наконец-то посмотреть своими глазами на столицу Дальнего Востока. Но вдруг ни с того ни с сего прозвучала команда «Боевая тревога». Без объяснения «Гордый» рванул в Японское море.
- Шли мы весь остаток дня и ночь, - вспоминает Николай Кашин. – Утром 10 мая, выйдя на палубу, мы увидели сияющий огнями город.
Но оказалось, что это был отнюдь не город и не остров, а огромный американский авианосец «Интерпрайс» с 80-ю боевыми самолетами на палубе. Его сопровождали семь эсминцев. Американские военные корабли, демонстрируя свою гегемонию на море, вторглись в территориальные воды Советского Союза. «Гордый» в одиночестве стоял против эскадры кораблей.
- Мы получили приказ выдворить американцев с нашей территории, - рассказал Кашин. – Но при этом нам категорически нельзя было применять против них оружие.
«Гордый» начал маневрировать, чтобы подойти к авианосцу вплотную – это могло вынудить американцев покинуть советские воды. Однако в ответ «Интерпрайс» выпустил истребители. Они начали отрабатывать на «Гордом» маневры атаки, один за другим низко пролетая над палубой корабля.
- Нам был дан приказ не покидать своих постов, что бы ни случилось, - сказал Николай Григорьевич. – В это же время американские эсминцы начали всячески преграждать нам путь к авианосцу.
«Гордый» почти подобрался к вражескому флагману. Но тут по корпусу корабля прошла сильная дрожь. Весь состав выскочил вопреки указу на палубу. Эсминец «Уокер» протаранил советский ракетный корабль. Выше ватерлинии появилась большая вмятина. А боевой расчет «Гордого» уже наставил на американцев зенитное орудие.
Обстановка накалялась. Так, друг напротив друга корабли простояли два часа. Над «Гордым» продолжали с визгом проноситься американские истребители. Командиры кораблей в срочном порядке запрашивали дальнейшие инструкции: наши - у Москвы, американцы – у Вашингтона.
- И вдруг в небе исчезли американские истребители, они второпях садились на свой авианосец, - вспоминает Кашин. – Некоторые в спешке промахивались и не могли сесть с первого раза. А потом мы увидели наши «МИГи».
Вслед за советскими истребителями с мощным гудением летел большой «Ту» с ядерными ракетами на борту. Американцы тут же свернули свою активность и ушли в нейтральные воды.
- Вот так мы с сослуживцами стали участниками боевых действий в мирное время, - рассказал Кашин. – Хотя официально этого никто не признал и уже вряд ли признают.
В экзотическую Индию
Но на этом интересном противостоянии с американцами приключения бурятского паренька не закончились. Почти через год «Гордый» вместе крейсером «Дмитрий Пожарский» и противолодочным кораблем «Стерегущий» вышли в открытое море. Команда «Гордого» из почти 300 матросов ничего не знала о целях внезапной экспедиции.
И только через несколько дней плавания, когда морякам выдали тропическую форму одежды, стало ясно, что три советских корабля с дружеским визитом идут к берегам Индии. Им предстояло пройти два океана, 8 морей и 4 пролива — путь протяженностью более 5 тысяч миль.
- Это был первый в истории СССР визит военных моряков в эту страну, – рассказал Николай Кашин. – Тогда же нам опять пришлось столкнуться с американцами.
«Гордый» с другими кораблями встали на якорь недалеко от города-порта Мадрас. Стояла тропическая жара, и матросы в нетерпении ждали схода на экзотический берег. Стояли три часа. Как потом оказалось, возле Мадраса стояла американская флотилия. А индийское правительство в панике решало, кого принять первым. В итоге разрешение на швартовку получили советские корабли. Их визит был запланирован заранее.
На подходе к гавани «Гордого» и компанию встретила деревянная лодочка с маленькими детьми. Они кричали «мани-мани». Моряки начали кидать им мелочь. Они ловко ловили ее, но, когда рассмотрели советские рубли, начали возмущаться: «Ноу мани!». Детишки перепутали их с американцами.
Когда население Мадраса узнало о том, что к ним пришли доселе невиданные советские моряки, то повалило толпами на корабли. Стояла страшная жара, и темные палубы кораблей сильно нагревались.
- Индийцы традиционно снимают обувь, если куда-нибудь заходят, также они поступали, когда приходили на наши корабли, - рассказал Кашин. – Матросы, те, что кое-как знали английский, предупреждали их этого не делать. Но индийцы лишь вежливо улыбались. Но, пройдя несколько метров, обжигали пятки, подпрыгивали, только потом обувались.
Советские моряки, не видавшие дома такого разнообразия товаров, устремились на местные рынки.
В одном из таких походов к группе Кашина (он тогда был старшиной второй степени) подошел невысокий индиец, одетый в шикарный европейский костюм. Он говорил быстро и знал пару русских слов. Он пообещал матросам показать дешевые товары и повел их в подвальчик дома. Кашин сообразил, что здесь что-то не так, и хотел было повернуть группу назад.
Но незнакомец быстро проговорил: «Мадам недорого – 4 - 5 рупий». В группе был бывший детдомовец Степа, душа-компании и заводила, он опрометью бросился в этот подвал.
- Я побежал за ними, оказалось, что это был бордель, мы в то время о таких местах и не слышали, - сказал Кашин. – Там все было из пластика, все красиво. Я только успел мельком рассмотреть фотографии дам, которых можно, что называется, «заказать». Затем кое-как вывел моих матросов из того места.
Потом служащие «особого» отдела объяснили нам, что это была провокация со стороны западных спецслужб.
Кроме посещения рынков и другой экзотики, советские матросы успели поиграть в футбол с местными спортсменами. Тот матч тихоокеанцы проиграли - 2:0. Репортаж об этом напечатали в местных газетах.
После Мадраса советские корабли посетили Бомбей. В этом городе моряков достигло сообщение о гибели первого космонавта Юрия Гагарина. Были приспущены флаги на кораблях, к морякам приходили официальные лица и простые индийцы, чтобы принести свои соболезнования.
Через восемь дней «Гордый» снялся с якоря и пошел обратным курсом во Владивосток. «Дмитрий Пожарский» и «Стерегущий» остались в Индийском океане.
Об этом визите москвичами был снят документальный фильм «Через семь морей и два океана».
После службы
Вернувшись в Бурятию, молодой моряк поставил перед собой задачу получить высшее образование. В 1969 году Николай Кашин поступил в Сибирский технологический институт, а по его окончании пошел служить в МВД.
- Во многом благодаря службе на флоте я пошел в МВД и дослужился до звания подполковника, - сказал Николай Кашин. – Те события 45-летней давности остались в моей памяти навсегда. Я тогда был молодым пареньком и для меня то плавание стало очень важным событием в жизни. Я бы и сейчас хотел посетить Индию, те же места, посмотреть, что изменилось. Но пока нет такой возможности.
Подполковник МВД Николай Кашин, награжденный за безупречную службу, ушел в запас с должности замначальника паспортно-визовой службы Бурятии. По его стопам пошли и его дети.
Общество
3890