Как выдающийся полководец, маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза Константин Рокоссовский связан с Бурятией
В начале 20-х годов прошлого века, в разгар гражданской войны и иностранной интервенции, военные дороги привели молодого командира Красной Армии на восток страны, где он принимал участие в боях с войсками адмирала Колчака, барона Унгерна и интервентами.
Воинское соединение, в составе которого служил К. Рокоссовский, выполняло боевую задачу - оборону советско-монгольской границы. Кавалерийский полк, которым командовал молодой офицер, был расквартирован в Кяхте и занимал 70-километровый участок границы. Там они проложили дороги, создали систему полевых укреплений, построили заставы, в боевых условиях постигая секреты пограничной службы.
Командование полком, который был отрезан от штаба дивизии, разбросан на довольно обширном участке границы и значительной частью укомплектован плохо обученными и организованными бойцами из числа местных жителей, было делом нелегким и хлопотным. Командир полка работал сутками. В его служебной характеристике того периода написано: «Обладает твердой волей, энергичный, решительный. Обладает лихостью и хладнокровием (…).
Способен к проявлению полезной инициативы. В обстановке разбирается хорошо, сообразителен. По отношению к подчиненным, равно как и к себе, требователен. Заботлив. Пользуется любовью и популярностью. Военное дело любит…».
«Кяхтинский зять»
В короткие минуты отдыха Рокоссовский любил прогуливаться по старинным улочкам Кяхты, по аллее городского парка, в свободные вечера посещал спектакли местного театра, где показывали представления довольно высокого художественного уровня. На одном из таких спектаклей он увидел группу девушек, среди которых сразу обратил внимание на одну из них, с живыми темными глазами.
С того дня лихой офицер лишился покоя. Теперь он частенько прогуливался пешком или верхом на своем Орлике мимо дома, где жила молодая учительница местной школы Юлия Бармина, в надежде увидеть ее.
Сама Юля и ее родные догадывались, почему так часто появляется на их улице красавец-кавалерист. Завидев его издалека, домочадцы подшучивали над девушкой: «Юля, иди скорей! Опять твой рыцарь едет». А он, такой смелый и решительный на службе, был очень скромным и застенчивым в жизни и никак не мог набраться храбрости, чтобы подойти к ней.
Так продолжалось почти год. Однажды Рокоссовский увидел, что один из молодых офицеров прогуливается с девушкой, которая была подругой Юлии. Преодолевая неловкость, он попросил представить его ей. Тот с удовольствием согласился и познакомил их.
Спустя полвека, вспоминая ту встречу, Юлия Петровна говорила:
- Первое, что поразило меня, - это его застенчивость, его, я бы сказала, рыцарское отношение ко мне, к девчонке.
После знакомства события стали развиваться стремительно – девушка ответила ему взаимностью, ведь в такого мужчину невозможно было не влюбиться: высокий, статный, интеллигентный, с умным благородным лицом и спокойным характером. Вскоре он сделал ей предложение, но родные Юлии, особенно ее отец, были категорически против этого брака.
«Ты с ума сошла! Он военный, а военные, как цыгане. Сегодня здесь, завтра там! Завезет тебя куда-нибудь и бросит!» - говорили они. Но девушка проявила характер и настояла на своем. В 1923 году их брак был зарегистрирован в Кяхтинском ЗАГСе. В 1925 году родилась их единственная дочь Ариадна. Вместе они прожили 45 лет, преодолев немало трудностей и трагических испытаний, выпавших на их долю.
«Буряты – природные конники»
При непосредственном участии Константина Рокоссовского, выполнявшего обязанности командира 5-й Кубанской кавалерийской бригады, дислоцировавшейся в Верхнеудинске, было создано первое в республике национальное воинское формирование – Бурятский кавалерийский дивизион (Буркавдивизия), который стал кузницей кадров первых профессиональных военных из числа бурят советского периода.
За сравнительно короткое время это воинское формирование стало одним из лучших в Сибирском военном округе, на деле подтвердив свою отличную боевую подготовку в военном конфликте на КВЖД в 1929 году.
Рокоссовский писал: «Буряты – природные конники. Они любят коня, с ним свыклись с детства и питают призвание к службе в коннице. Поэтому вся учеба, связанная с конем, очень легко ими усваивалась. С присущей конникам смекалкой и лихостью они являлись отличными наездниками».
Оценив положительные результаты работы с бурятами, командование приняло решение отправить молодого командира в Монгольскую Народную Республику для оказания помощи в создании регулярной армии. В Монголии семья Рокоссовских прожила два года.
Милые его сердцу
В начале 1936 года Константина Рокоссовского перевели в Псков. По словам авторов книги «Маршал двух народов» Т. Конецкого и И. Рушкевича, выпущенной издательством Министерства национальной обороны Польской Народной Республики в 1980 году «... с чувством глубокой грусти он прощался со своими боевыми друзьями и бескрайними просторами Забайкалья, ставшими милыми его сердцу», ведь здесь он прожил почти 10 с лишним лет, прерываемых недолгими отъездами по служебным делам.
Возможно, это были лучшие годы его жизни. Здесь он был молод и начал формироваться как будущий крупный военачальник, здесь встретил свою судьбу и создал семью, здесь родилась его дочь.
Бурятская республиканская общественная организация по изучению наследия маршала Рокоссовского, председателем которого является ветеран ВОВ Сыремжит Бадмаев, проводит работу по увековечиванию памяти великого полководца. В 2008 году в Кяхте воздвигнут единственный на востоке страны памятник маршалу.
На стене небольшого деревянного дома, который кяхтинцы называют домом Рокоссовского, установлена мемориальная доска. В селе Желтура Джидинского района, неподалеку от которого состоялось решающее сражение с войсками барона Унгерна, есть музей К.К. Рокоссовского, где хранятся ценные экспонаты, личные вещи военачальника. Последний раз он приезжал в Кяхту в 1962 году, незадолго перед кончиной.
Сержуня Базаржапова.
Фото: Дамбаева Нима-Ханда Бабасановна.
9 мая
10438
«Кяхтинский зять» – маршал Победы
[9 мая]