«Энигма»Роберта Харриса – это гораздо больше, чем заявленный в аннотации шпионский детектив о том, как «ломали» коды знаменитой немецкой шифровальной машины времён второй мировой войны, это книга, как говорится, для высоколобых интеллектуалов, казалось бы, предсказуемый сюжет которой не единожды внезапно меняет траекторию
Приветствую вас, друзья!
В последнее время я прочитала три книги. Писать отзыв о первой из них – «Выбор Софи»Уильяма Стайрона–было бы, на мой взгляд, невыразимо скучно, несмотря на то, что книга мне даже понравилась, хотя герои непрерывно страдают, рефлексируют и бьются в истериках, а начало затянуто до невозможности,что мне не очень импонирует в принципе.
Вторая книга –«Туда без обратно» Эльчина Сафарли– меня совсем не впечатлила. По моему скромному мнению, «заездил» уже автор тему «наших на востоке», что ли.
Кто меня действительно порадовал, так это Роберт Харрис. В романе «Энигма» писатель с очевидным знанием темы рассказывает о команде британских шифроаналитиков, ведущим «мозгом»которой был всем известный Алан Тьюринг, а интуитом, впервые разгадавшим немецкие шифры, – вымышленный гениальный математик Том Джерихо.
Книга основана на реальных исторических событиях:в послесловии автор перечисляет и благодарит бывших сотрудников Блетчли-парка – колыбели британского криптоанализа, в замаскированных бараках которой трудилась сначала небольшая группа дешифраторов, разросшаяся к середине войны до многотысячной команды специалистов.
Названия глав – термины из лексикона шифровщиков, точно бьющие в цель и отражающие смысл и содержание каждой главы. Вообще, мне отнюдь не казалось, что в книге неприлично много непонятных слов, потому как, бесспорно, всегда интересно узнавать что-то новое, в данном случае – вникнуть в подноготную войны.
Это сейчас исход военных действий в ту или иную сторону возможен с помощью одной кнопки или пробирки, а в то время невидимый фронт из радистов ишифроаналитиков имел ничуть не меньшее значение, чем, скажем, непосредственные участники битв или шпионы.
На фото трёхроторная военная немецкая шифровальная машина Энигма
Энигма(от греч.αίνιγμα –загадка)– портативная электромеханическая машина, усовершенствованная немцами и использовавшаяся для шифрования и дешифрования сообщений во всех группах войск нацистской Германии.
В штаб британской криптоаналитической службы Энигма попала благодаря полякам, они просто вынуждены были отдать её, попав под безжалостный передел двух держав,дабы переломить исход войны. Трагедия польского народа – Катынское преступление в 1940 году,когда сотрудники НКВД СССР по указанию сверху расстреляли в лесу близ Смоленска несколько тысяч польских военнопленных, – в итоге оказывается тем катализатором, что становится причиной предательства.
Кроме того и в основном речьвкниге идёт о событиях в Северной Атлантикев 1943 году. Конвой из нескольких десятков кораблей союзников, транспортирующий стратегические важные грузы, попадает в хитро расставленные «сети» немецких подводных лодок. Накануне немцы внезапно меняют коды, подозревая, что Энигмувзломали.
Немцыназвали систему оперативныхшифров для своих подводных лодокТритоном, британцы окрестилиАкулой:
«… в Блетчлипридерживались своего названия – Акула. Это было традицией, а они, англичане, любили свои традиции. Всем шифрам противника давались названия морских существ. Основной германский военно-морской шифр назвали Дельфином. Ключ к шифру Энигмыдля надводных судов в Средиземном и Чёрном морях получил название Морская свинья. Устрица была вариантом Дельфина «только для офицеров», а Литорина играла аналогичную роль для Морской свиньи». ©
В команду Блетчли-парка срочно возвращают съехавшего месяц назад с катушек от несчастной любви Тома Джерихо, на которого впервые снизошло озарение, благодаря чему и была раскрыта тайна Энигмы. Джерихо откровенно и вопреки утверждениям начальства высказывает американским коллегам своё мнение:говорит, что на то, чтобы вновь расколоть шифры трёх дней явно недостаточно.
Американцы требуют от Блетчли-парка невозможного, ведь на карту поставлены тысячи жизней, а времени всего три дня.Как ни странно, именно это помогает снова «раскусить» коды. В то время как немецкие подлодки, словно стая акул, загоняют добычу, радиоперехватчики и шифроаналитики по крупицам собирают данные.
Джерихопытается возобновить отношения с Клэр, особой, на первый взгляд, непостоянной и любвеобильной. Когда ему это не удаётся, он приходит к ней домой и случайно обнаруживает тайник с похищенными нерасшифрованными радиоперехватами.
Вопреки всем инструкциям и здравому смыслу он не выдаёт возлюбленную и начинает собственное расследование. Теперь раскусить Энигму– это не только дело чести и профессионального долга, но и нечто большее. Склонный к истерикам и хлопающийся в обмороки, словно впечатлительная девица, Джерихо– не самый странный обитатель Блетчли-парка.
«Но ещё никого не выгоняли из Блетчлиза странный вид, иначе бы это место изначально пустовало. Старина Дилли Нокс являлся на работу в домашнем халате, тот же Тьюринг, спасаясь от сенной лихорадки, разъезжал на велосипеде в противогазе, а шифроаналитик из японского отделения в обеденный перерыв нагишом купался в озере. В сравнении с ними Джерихо выглядел совсем традиционно, точно какой-нибудь бухгалтер». ©
Я бы не сказала, что повествование очень уж динамичное, а интрига закручена так, что читатель потеряется в догадках,как и полагается соответственно жанру. Но сделано это мастерски и с искусно выписанным драматизмом: предателем и шпионом (а то и двойным агентом) оказывается совсем не тот персонаж, на которого можно было бы подумать, к тому же совершенно не понятно, кто убийца, а в итоге оказывается… Ноне буду портить вам удовольствие, рассказывая все секреты. Читайте и наслаждайтесь!
Досуг
1848