Не так давно 81-летняя улан-удэнка Валентина Крюкова перебирала старые пачки писем военных лет от своего отца. И на ее глаза навернулись слезы…
На войну он ушел 29 августа 1941-го. К этому времени он уже прожил со своей супругой Еленой Михайловной десять лет. Призвали его и трех братьев, как было сказано в предписании, «сроком на 90 дней». Однако прождать Алексея жене и пятерым детям пришлось аж до декабря 1945-го, общаясь только в редких письмах.
Письма написаны карандашом, чернилами, на рваной бумаге, где-то без указаний даты. На каждой бумаге стоит штамп военной цензуры – «Москва. Просмотрено». Каждое письмо было пропитано искренней любовью, заботой и нежностью. Алексей и Елена в письмах ласково называли друг друга «Лёля» и «Лёлька».
Из писем жене Елене
16 сентября 1941 года
Лёлечка, скучаю по тебе и детям. Ну ничего, увидимся еще и поживем так, как мы можем с тобой жить. Сегодня видел тебя во сне…
Леля, славная, надеюсь, ты не будешь скучать, а будешь героем. Пойми, что основное – это беречь детей и себя. Вот это я хочу от тебя. Работай и будь такой же славной, какой была за 10 лет нашей жизни. Лелька всегда был твоим и будет. Это мне будет лучшим помощником, понимаешь. Десять лет совместной жизни так привязали меня к тебе и к нашим крошкам, что я этим горжусь и буду рад за тебя впредь.
…Как наши таракашки? Наверное, скучают? Ничего, приеду, заживем на славу еще крепче и дружнее. Такая жизнь, учит нас понемногу…
Не беспокойтесь обо мне.
Все. Целую тебя, моя славная, крепко-крепко.
Целуй за меня детей.
Твой Лёля.
1942 год
… Писем ни от кого не получаю. Как-то раз Петя писал, но сейчас писем почему-то нет. Виктор не пишет…
Леля! Обо мне не беспокойся. Прошу, однако, пиши почаще и подробнее…
Желаю вам счастья и успехов и крепко вас целую. Ваш Лёля.
В 1943 году Алексей Алексеевич получил сообщение от управления по персональному учету потерь о гибели первого брата - Петра. После пришла нехорошая весть и о судьбе Виктора и Михаила.
В декабре 1945-го Алексей Крюков вернулся домой к своей Лёле и детям. Из всех братьев он один остался в живых, хранимый любовью и молитвами жены. И, как и обещал в письмах, зажили они еще дружнее и крепче.
- Главное, что война войной, а люди оставались между собой какими и были. Писали больше не о войне, а об отношениях, - говорит дочь героя Валентина Крюкова. - Когда он приехал, вокруг Гостиных рядов они с товарищами столько деревьев посадили! Сейчас их уже нет, почти все срубили…
Конечно, сохранились не все письма. Валентине Алексеевне сейчас 81 год. О некоторых фактах из жизни отца и матери, судьбе своих дядей уже не узнать никогда. А теперь навечно останется тайной жизнь самых близких людей – родителей.
Справка «ИП». Алексей Алексеевич Крюков
Родился 30 марта 1901 года в Иркутске.
В 1920 - 1924 гг. в составе второго Нерчинского полка участвовал в освобождении Дальнего Востока от иностранной военной интервенции.
В 1931 - 1941 гг. работал в Улан-Удэ, заведовал сектором кадров Бурнаркомфина.
В 1941 - 1945 гг. в составе войск Западного, 1-го и 2-го Белорусских фронтов бился против немецко-фашистских захватчиков. Служил начальником 6-го отделения 323-й истребительной авиационной Барановичской Краснознаменной дивизии.
После войны работал председателем Улан-Удэнского райисполкома, директором деревообделочного завода. За заслуги перед Родиной награжден двумя орденами Красной Звезды и шестью медалями.
Общество
3041