В Улан-Удэ на территории дацана Хамбын Сумэ появится 21-метровая статуя одного из самых почитаемых буддийских божеств – Авалокитешвары. Уникальность скульптуры в том, что она будет из местного сибирского кедра
Аналогов этому в мире нет, поскольку во всех буддийских странах большие статуи божеств изготавливают из металла или глины.
Иногда в Индии и других жарких странах используют для этого сандаловое дерево. Именно из него изготовлена мировая святыня, привезенная в Бурятию, - знаменитая статуя Зандан Жуу. Кстати, «зандан» и переводится как «сандал», потому Зандан Жуу по-другому называют еще сандаловый Будда.
С появлением кедрового Будды в Бурятии появится новая святыня. Уникальность ее будет не только в изготовлении, но и в предназначении и даже устройстве специального храма.
Вселенское сострадание
Это будет одно из самых больших изваяний из дерева божества вселенского сострадания Авалокитешвары. Так звучит имя божества на санскрите, что говорит о древнеиндийском происхождении. В буддийских странах это одно из самых почитаемых божеств. Тибетцы называют его «Ченрези» или «Ченрезиг». Интересно, что в Китае и Японии бодхисаттва сострадания почитается как богиня Гуань Инь, в японском варианте – Кваннон. Дело в том, что, согласно традиции, бодхисаттвы не имеют пола. Монгольские народы, в том числе буряты, чаще произносят имя божества как Арья Бала. Мантра этого божества одна из самых известных – «Ом мани падме хум».
Изображение Авалокитешвары резко отличается от других бодхисаттв тем, что имеет тысячу рук и 11 голов. С этим связано красивое предание.
Клятва сострадания
- Ни на одно мгновение не оставлю ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из сансары, даже если придётся пожертвовать собственным миром, покоем и радостью, – поклялся бодхисаттва Авалокитешвара будде рая Амитабхе. - Если этого не случится, то пусть мое тело распадётся на части.
Но не успевал Авалокитешвара спасти одних живых существ, появлялись все новые и новые. Когда бодхисаттва понял, что не сможет сдержать клятву, от скорби его голова раскололась на десять частей, а тело – на тысячу.
- Все причины и следствия взаимозависимы. Начальный момент – это намерение. Твоё особое решение было проявлением желания всех Будд, – утешил его Будда Амитабха.
Он вместе с бодхисаттвой Ваджрапани возродил тело Авалокитешвары так, что тысяча частей тела превратились в тысячу рук. На каждой – глаз мудрости. Ими бодхисаттва видит одновременно всех находящихся в беде в бесчисленных мирах Вселенной и тысячами рук их спасает.
Теперь голов у божества сострадания стало одиннадцать, чтобы слышать крики всех страдающих. Причем у десяти лиц мирное выражение, а у одной – гневное. Таким образом, Авалокитешвара теперь смог видеть во всех направлениях и донести любовь и сострадание до каждого существа.
Возрождение традиций
Важно и то, что изготовлением такой кедровой статуи возрождаются традиции бурятской деревянной скульптуры. Ее мастер знаменитый Санжи-Цыбик Цыбиков создал множество уникальных творений из дерева. Он в свое время изготовил 17-метровую статую Будды Майтрейи в Янгажинском дацане. Высота же этой кедровой скульптуры составит 21 метр.
Между тем работа с деревом - одно из самых сложных направлений в скульптуре. Это в лепке из глины можно постоянно исправлять и переделывать творения, в дереве погрешности исправить почти невозможно. Тем более когда вырезают божества по строгим канонам. Это высший класс в скульптурном искусстве. Еще одна большая проблема, с которой не сталкиваются скульпторы из металла и глины, - усыхание древесины и возможное появление трещин. Чтобы свести эту опасность к минимуму, мастера по дереву должны изготовить скульптуру полой.
- Кедр выбран для нашей скульптуры не случайно. Это не просто наше местное украшение тайги. Скульптура из кедра имеет нежный бело-розовый цвет и неповторимый аромат. К тому же кедр мягкий материал, – рассказывает соржо лама диважин-дугана Баир лама.
Не зря кедр у всех народов считается деревом с положительной энергией. С древности люди верят, что при соприкосновении с человеком кедр отдаёт ему свою светлую энергию.
Изготавливать скульптуру будут около 20 хувараков факультета скульптуры в буддийском университете. Руководить работой будет декан этого факультета Цырен-багша. Привлекут и других мастеров по дереву.
Отрадно, что первые 400 кубов кедра предоставила фирма «Вегос-М», лично ее руководитель Урбаева Валентина Спиридоновна. Уже строится сарай, где кедр будут очищать от коры и обрабатывать антисептиком. Затем предстоят два с половиной года естественной сушки.
Храм для затворничества
Необычным храм для будущей статуи задумал известный архитектор Бронислав Михайлов. Он сам оплатил проект храма. Он получился настолько необычным, что правильнее будет назвать его дворец Авалокитешвары. Большую лепту внесла и супруга бывшего главного санитарного врача Александра Болошинова.
- Надежда Петровна Болошинова оказала помощь, по ее словам, для хорошего перерождения своего мужа, – сообщил Баир-лама. – А Бронислав Борисович со своей мастерской создал необычный проект храма. Если в монгольском Гандан-дацане статуя Ченрези стоит почти у входа и приходится задирать голову, то в нашем храме расстояние от двери до статуи рассчитано так, что человек сможет лицезреть все великолепие от порога. Фундамент начнем заливать весной. Расходы взяла на себя клиника «Ритм» во главе с директором Зангеевой Лианорой Александровной.
К тому же в новом дворце продуманы залы для лекций и даже кельи, где можно будет ночевать во время трехдневных ретритов. О них стоит рассказать особо.
Затворничество для мирян
Ретрит бодхисаттвы Авалокитешвары называют еще «Арьяа Баалын маани» или «Нюнэй Хурал». Это одна из самых древнейших буддийских традиций. По ней миряне проходят трехдневные медитативные затворничества под руководством лам. В последние годы в селах часто выполняют такую практику в благоприятные для буддистов дни – 8-го, 15-го и 30-го числа по лунному календарю. В советское время, когда религия была под запретом, такие ретриты проводили тайно.
«Посредством чтения моей сущностной мантры будет достигнуто состояние бодхисаттвы... ради всех живых существ, кому грозит опасность от воды, огня и различных страданий. Эта моя сущность служит обителью, защитником, прибежищем и другом. Все живые существа, памятующие о моем имени, пребудут в состоянии невозвращения, полностью освободятся от всех болезней и всех омрачений и скверн тела, речи и ума. Тот, кто правильно выполняет ритуал, в награду обретет просветление Будды» – говорится в тантрическом тексте «Дхарани Одиннадцатиликого Арья Авалокитешвары».
Те, кто проходил через такое затворничество, рассказывают, что становятся спокойнее, сострадательнее ко всем живым существам. Вместе с психическим здоровьем улучшается и физическое.
- Имена людей, внесших свой вклад в появление дворца Авалокитешвары, будут искусно вписаны в стены храма, – говорит Баир-лама. - Помощь можно оказать в любой форме. Для завершения первого этапа нужно еще около 200 кубов кедра.
Желающие принять участие в воздвижении дворца Авалокитешвары могут обратиться в диважин-дуган на Верхней Березовке. Тел.: 600-307
буддизм
4260