В Бурятии успешно реализуются уникальные культурные проекты, слава которых вышла далеко за пределы республики
Бурятия способна удивлять не только своей природой. Здесь живут редкие люди, которые, несмотря на физическую удаленность от всех культурных центров, чувствуют себя в мейнстриме. И более того — сами формируют культурные тенденции, делая Бурятию заметной частью даже не российского, но мирового культурного пространства.
Наверное, не будет преувеличением назвать Бурятский государственный академический театр оперы и балета им. народного артиста СССР Г.Ц. Цыдынжапова одним из центров культурных инноваций республики. К тому же поводов для этого более чем достаточно.
Полет «Летучего голландца»
Два года назад театр оперы и балета открылся после серьезной реконструкции. И сразу же на свет родилось несколько неординарных музыкальных проектов, которые напомнили о бурятской академической сцене. На открытии была представлена первая бурятская опера «Энхэ-Булат батор» — визитная карточка театра. В течение последующих полутора лет состоялись постановки одноактных балетов канадского хореографа Питера Куанца, оперы «Ночь перед Рождеством», «Травиата», «Дон Паскуале». Возглавивший балетную труппу японский танцор Морихиро Ивата, который много лет был первым солистом Большого театра, поставил в Улан-Удэ детский балет «Синяя птица», а сейчас готовит премьеру — балет «Дон-Кихот» Людвига Минкуса. Кроме этого солисты проекта «Байкал-опера», задуманного как промо-тур международного Байкальского конкурса вокалистов, успешно выступили в Новосибирске, Томске, Якутске, Красноярске, Абакане и Кызыле.
«Идея такого тура принадлежала министру культуры республики Тимуру Цыбикову, — говорит заместитель директора театра Давид Дондупов. — Дело в том, что бурятская вокальная школа в свое время гремела по всему СССР и зарубежью. Как мы гордимся своим Байкалом, так гордимся и своими академическими голосами. Можно сказать, за Уралом бурятская школа считается одной из ведущих. Когда театр был на реконструкции, о бурятской опере начали забывать. И проект «Байкал-опера» нацелен как раз на то, чтобы возродить интерес к бурятской вокальной школе. Параллельно мы продвигали международный Байкальский конкурс вокалистов, который проходил у нас в 2011 году и стал отборочным туром для престижного вокального конкурса Competizione dell’ Opera. Мы хотим, чтобы география следующего конкурса, который состоится в 2015 году, существенно расширилась».
Прошло совсем немного времени после открытия театра, и бурятские мастера обратили свое внимание на Вагнера — композитора, оперы которого ставятся достаточно редко, из-за чего услышать их чаще всего можно на Байройтском фестивале. Собственно, замысел поставить оперу «Летучий голландец» в год 200-летия Рихарда Вагнера оказался вполне по плечу театру. Хотя для реализации этого проекта пришлось приложить немало усилий.
«Сама идея такой постановки возникла у дипломата Олега Зиборова. Он возглавлял отдел Германии в МИДе и уговорил немецкого режиссера Ханса-Йоахима Фрая приехать в Улан-Удэ, — говорит народная артистка России, директор оперно-режиссерского управления театра Дарима Линховоин. — Эту идею поддержал министр культуры Бурятии. Несмотря на то, что на немецком языке сложно петь, наши артисты довольно быстро выучили либретто, с ними занимались педагоги по немецкому языку. С немецкой стороны в партиях Сенты и Даланда пели немецкие исполнители. В результате получилась совместная постановка «Летучего голландца», в которой участвовали бурятские и немецкие исполнители, иркутский симфонический оркестр. Все это проходило под патронажем Министерства культуры России, института Гете, помогало министерство культуры Иркутской области и, конечно, опера не состоялась бы без поддержки министерства культуры Бурятии».
Премьера оперы Рихарда Вагнера «Летучий голландец» открыла 74-й сезон бурятской оперной сцены и имела огромный успех. Не только процесс глобализации и культурного взаимообмена сделал возможным постановку немецкой оперной классики на немецком языке в далеком Забайкалье. Этому, очевидно, способствовал и сам дух бурятской оперы — открытой и готовой к любому творческому диалогу.
После премьеры президент международного общества Рихарда Вагнера профессор Ева Мертсон в письме министру культуры Бурятии Тимуру Цыбикову выразила восхищение постановкой оперы «Летучий голландец» на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета. Профессор Мертсон назвала постановку «изумительным событием», отметив свою «признательность певцам, артистам хора, оркестру, дирижеру и, наконец, зрителям, которые поняли музыку Вагнера, приняв премьеру овациями».
Сами авторы спектакля считают, что им удалось приблизить легенду о «Голландце» к зрителям Сибири. На специальных сценических экранах во время оперного исполнения транслировались не виды абстрактного моря, а хорошо знакомого сибирякам Байкала. Режиссер Ханс-Йохим Фрай заметил, что основная тема оперы — о сострадании и жертвенной любви: «Смерть Сенты — это один из самых важных моментов спектакля, но в нашей постановке она все-таки будет жить вечно. В этом я вижу связь с буддизмом, ведь это почти буддийский материал».
В театре оперы и балета не останавливаются на достигнутом. По словам Даримы Линховоин, следующим проектом после «Голландца» будет «Аида» Джузеппе Верди «с десантом Мариинского театра». Но это уже совсем другая история.
Голос кочевников
Есть в Бурятии еще один брендовый проект — международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников», который в пятый раз пройдет в этом году в столице Бурятии с 11 по 14 июля. Мероприятия фестиваля проходят как на закрытых площадках, так и под открытым небом. Здесь образуется «пространство свободной музыки для свободных людей», не боящихся идти на эксперименты. Именно такая идеология позволила фестивалю за довольно короткий срок своего существования стать популярной площадкой для исполнителей этнической музыки со всего мира. В пятый раз фестиваль соберет именитых музыкантов из других регионов России и зарубежных стран. В этом году в нем примут участие группа из Дании VALRAVN, группа из Украины «ДахаБраха», из Исландии — Low roar, ожидается участие коллективов из Китая, Болгарии, Мали и других стран.
Для самих музыкантов попасть в Бурятию — сродни фантастическому путешествию, потому что Улан-Удэ — это не Москва, а практически уже другая планета. Музыканты, как правило, любят новые впечатления и ощущения и поэтому с удовольствием соглашаются принять участие в «Голосе кочевников».
«Первый фестиваль готовился в короткие сроки на радостной волне от неожиданной инициативы нового министра культуры Бурятии, — говорит директор музыкального фестиваля «Голос кочевников» Наталья Уланова. — Он состоялся осенью 2009 года. Программа формировалась силами местных музыкантов, в числе которых были известные артисты — такие как Баттувшин, Бадма-Ханада, ансамбль «Аржаан» и группа «Урагшаа». Из мировых звезд была всего одна, но уникальная певица Урна Чахар-Тугчи, которая приехала вместе со скрипачом из Венгрии Золтаном Лантосом. Она родом из Внутренней Монголии, но уже давно живет в Германии. Уже на втором «Голосе» мы взяли курс на «этнофутуризм», то есть взгляд на традицию не через призму прошлого, а через призму будущего. Аутентичный фольклор замечателен, но когда он вырван из контекста, то теряет свою энергию и становится сложным для восприятия и поэтому популярен среди узкого круга ценителей. А мы хотим привлечь внимание широкой аудитории, поэтому пропагандируем современное музыкальное искусство на основе традиций. Но, опять же, широкой — не значит массовой! Все же «Голос кочевников» — это не коммерческая музыка искусственно созданных проектов. Это живая интересная музыка талантливых людей, которым есть что сказать этому миру».
Музыка на фестивале звучит действительно живая и незаезженная. Например, на одном из предыдущих «Голосов» монгольская группа «Анда» сыграла и спела вместе с оперной певицей, солисткой театра оперы и балета Ольгой Жигмитовой. Настоящей экзотикой для зрителей были африканские группы Bombino и Mokoomba. Огромное впечатление произвели на зрителей фестиваля выступление Саинхо Намчилак — уникальной тувинской певицы-импровизатора, коллектива из Японии Oki dub Аinu band, арт-трио Александра Рогачевского, цыганского оркестра из Бельгии Аntwerp Gipsy Ska Orkestra, Дэвид Браун и группа Brazzaville и многих других участников.
Фестиваль уникален по многим параметрам. Как пишут критики, «Голос кочевника» формирует новое место общения, новое измерение на перекрестке городской культуры и национальных традиций. Участники фестиваля — профессионалы, на основе народной музыки создающие современное музыкальное искусство. Оказаться на таком перекрестке культур — значит не только получить огромное удовольствие, но и почувствовать себя активным ингредиентом культурных традиций, не ограниченных ничем.
«Кочевники для нас — это символ движения и свободы, — говорит Наталья Уланова. — Мы хотим, чтобы «Голос кочевников» стал брендом Бурятии. И сейчас мы к этому целенаправленно идем».
Собственно, фестиваль уже можно назвать вполне состоявшимся брендом. Но, как считают организаторы, со временем он должен выйти за рамки сугубо музыкального события и стать существенной частью крупного арт-форума «Байкальская гавань» на берегу одноименного озера.
Информация о фестивале «Голос кочевников»:
www.voiceofnomads.ru
www.minkultrb.ru
8-902-161-3294
gorodu@mail.ru
Владислав Михайлов
Журнал «Эксперт Сибирь» №21 (376) от 27 мая 2013
Общество
1644
Пространство впечатлений
В Бурятии успешно реализуются уникальные культурные проекты, слава которых вышла далеко за пределы республики