«Информ Полис» продолжает повествование об экспедиции в Галтай. На прошлой неделе мы рассказывали о том, что редакцию заинтересовал комплекс горных пещер близ Селендумы, где, по легендам, могли быть спрятаны сокровища Тамчинского дацана, затонувшего парохода «Работник» или клады купцов чайного пути. Но путешествие в загадочное Халтыгейское ущелье с самого начала столкнулось с трудностями. Переправляясь через горную реку, мы потеряли транспорт. Поэтому дальнейший путь пришлось проделать пешком
На наших глазах происходило что-то невероятное. Несколько осыпавшихся каменных струек вдруг, вопреки всем законам физики и природы, уверенно развернулись и двинулись в противоположную сторону - вверх по склону и прямо к нам! Такого же быть не может! Оцепенев, мы смотрели, как струйки подползают все ближе и ближе. В метре от нас одна из них вдруг подняла треугольную голову и издала неприятное шипение. Змеи! Нас буквально подбросило с камней.
- Да они же везде!
И это было именно так – к нам со всех сторон приближались извивающиеся гадюки. Мы попали в настоящее змеиное логово. А ведь как раз об этом и предупреждали экспедицию местные жители – вход в пещеру преграждает змеиная стража…
На старых могильниках
Потеря машины экспедицию не остановила. Галтайские горы маячили обманчиво близко. Но перед нами возникло новое препятствие. Поднявшись на очередной курган, с удивлением обнаруживаем, что вся местность, раскинувшаяся перед нами, стала белой, а под ногами неприятно захрустело. Соль?! И это действительно было так - перед нами раскинулось высохшее соляное озеро. Вокруг ни травинки, ни былинки. И полнейшая тишина! Взаправду гиблое место. Идем осторожно – наслышаны о том, что в таких местах могут таиться зловещие пустоты. Приходится проверять каждый шаг. Неимоверно жарко печет солнце, и белые кристаллы, густо усыпавшие землю, нестерпимо блестят. Соль, кажется, уже повсюду – на одежде, в рюкзаках. Неприятный соленый привкус появился и во рту. Поэтому, когда мы наконец-то миновали озеро, с облегчением вздохнули.
Внимание привлекает странное сооружение на вершине кургана. Сооружение явно искусственное – гряда из сложенных камней. Поднявшись наверх, убеждаемся, что камни обтесаны и плотно подогнаны друг к другу. Вот только кто сложил эту длинную стену? Может, гунны? Сооружение-то древнее. Предполагаем, что здесь находилась какая-то защитно-караульная крепость. И свою функцию она, видимо, выполнила – здесь был бой. Рядом еще один огромный курган, вершина которого аккуратно обложена по периметру камнями. Древний могильник. Кое-где земля обвалилась, обнажив четырехугольные ямы. Такие же полуобвалившиеся могильные ямы видим и на соседнем холме. Кто и с кем сошелся на этом ратном поле? Проводим металлоискателем по земле. Сплошной писк – почва просто напичкана металлом. Кое-что века выдавили наружу – из земли торчат трех- и четырехгранные наконечники стрел. И самый странный и пугающий факт – воздух словно гудит от множества огромных трупных мух. В душе нехорошее чувство, что кто-то был похоронен здесь совсем недавно. Трогать места захоронений – большой грех. Поэтому, положив на камни монетки, вежливо ретируемся.
В поисках Халтыгея
Еще несколько километров по степи, которая еще не покрылась зеленью, - и перед нами наконец-то скалы. Настоящая стена уходящих вверх остроконечных каменных пиков. Залезть на такие без специального альпинистского снаряжения и специальной подготовки нереально. Но наш проводник вывел нас точно на цель – прямо перед нами ущелье.
- Мне туда нельзя, - вдруг говорит Василий Николаевич. – Ламы запретили.
Проводник, отдав наставления и напутствия, остается. Мы идем дальше. Чем дальше углубляемся в ущелье, тем выше скалы. Никак не ожидали встретить в степном краю столь высокие и отвесные горы. Эта местность называется Харуха. Есть легенда, что Харуха была невестой небожителя Буринхана. А когда она сбежала от него, он вдогонку за ней пустил стрелу-молнию. Так и возник проход в горах. Такова легенда. Заметим, что картина тут величественная – узкое, ровное, словно прорезанное ножом ущелье, над которым нависли уступы. Вокруг отвесные скалы и тяжелые каменные осыпи. Поистине красота природы Бурятии не знает границ! И где-то здесь, в этом ущелье нам предстояло разыскать одну из самых загадочных пещер Галтая под названием Халтыгей.
Проводим на всякий случай металлоискателем. И тут же натыкаемся на старинные монетки и гильзы. Среди находок - фигурка маленького дракончика, монета XIX века и округлый металлический предмет, смахивающий на старинную пулю. А вот еще одна серия находок настораживает – возле камней россыпь современных гильз, с которых даже не облупилась краска.
Николаич объяснил, что идти надо прямо до высокой сосны. Затем, ориентируясь на причудливый скальный уступ, повернуть на склон - и перед нами должна была предстать пещера, в глубинах которой хранится великая тайна. Указания были выполнены в точности. Но пещеры, хоть ты тресни, не увидели. Пришлось, рассыпавшись цепью, идти по склону – до самой вершины. Подняться на нее было нелегко – перед нами скальный уступ, обойти который не представляется возможным. Пора вынимать из рюкзаков альпинистское снаряжение.
«Будем забираться вверх по веревке, страхуя друг друга!» – выносим решение на общем «собрании». Но даже рискованный подъем на скалу ситуацию не изменил. Пещеры не было! В течение нескольких часов мы облазили все отроги, исследовали расщелины. Халтыгей как сквозь землю провалился. Стала закрадываться мысль, что наш краевед указал неверную дорогу.
Змеиная стража
В горах начало темнеть.
- Ладно, пора отдохнуть, присядем немного и обратно - сил уж нет! - решили мы.
Присели на камни. Каменная осыпь медленно заструилась вниз. А вот пара серых струек почему-то вверх – прямо к нам. Мистика какая-то… Да это же змеи! Вскочили, словно нас уже ужалили. Вглядевшись под ноги, с ужасом обнаруживаем, что скала буквально кишит змеями. И вот тут-то мы и увидели вход в пещеру! Как мы не замечали столь долгое время, уму непостижимо! Справедливости ради отметим, что вход в туннель был частично завален камнями и со стороны она казалась лишь расщелиной. Но это была та самая пещера. И вход в нее охраняли змеи. Настоящая змеиная стража!
Уже основательно стемнело, когда наконец проникли в глубь туннеля. Пришлось вынимать фонари. Но то, что произошло дальше, вызвало страх и не поддается никакой логике. Все три налобных фонаря одновременно погасли. А оператор сообщил об отказе почти всей цифровой техники. Это наводило на нехорошие предчувствия. Один из ручных фонарей все-таки выдал слабенький лучик света. Нам удалось разглядеть, что туннель резко уходит вниз. Через несколько метров натыкаемся еще на одну преграду – путь завален камнями, а свод пещеры издает неприятный скрип и треск. Дальнейшее продвижение вперед становится смертельно опасным. Халтыгейская пещера и Галтай в очередной раз предупредили нас об этом. На рожон решили не лезть. У входа, где еще можно было что-то разглядеть, обнаруживаем несколько медных монет XIX века. Значит, клад все-таки есть? Иначе кто бы их тут бросил?
- Халтыгейская пещера не каждому дается, чтоб заглянуть в ее недра. Ее охраняют змеи, духи местности и мистические запреты. Ну а тот, кто туда заходит с плохими намерениями, без спроса берет, погибает рано или поздно страшной смертью, - позже сказал нам проводник. – Вас предупредили и вы все правильно поняли…
Исторический центр
Уже в Селендуме Василий Николаевич ведет нас в свой «музей». Берем это слово в кавычки, так как музей – это только задумка Николаича.
- Как бы хотелось здесь сделать настоящий историко-культурный центр, - вздыхает казак. – С музеем, с туристическими маршрутами. Водили бы гостей по чайному пути, по тропам разбойников, местам боевой славы. Могли бы здесь организовать ипподром, казацкий и бурятский центры, проводить турниры.
Василий Николаевич прав - туристы от такой экзотики просто пищали бы от восторга! И историческое село Селендума могло бы превратиться в одно из самых посещаемых мест на карте Бурятии. А еще, говорит казак, исторический центр мог бы выполнять и патриотическую миссию.
- Наши дети увидели бы воочию славную историю предков. Глядишь, и поменялось бы отношение у детишек к жизни, стране и малой родине, - говорит он.
Задумка хорошая. Селенгинская долина заслуживает особого внимания, ведь именно здесь стянуты в тугой узел самые разные события, оставившие отпечаток на всей истории Бурятии. Здесь под палящими лучами солнца сражались таинственные гунны и пролетала конница Чингисхана, шли казацкие отряды, караваны купцов и контрабандистов, отряды красногвардейцев и семеновцев... Тут делалась история. Но пока музея нет, и Василий Николаевич хранит свои реликвии в обычных коробках и ящиках. Казак бережно достает и показывает свои реликвии:
- Это казацкая сабля. А это монгольские стрелы: вот обычная, эта – сигнальная, вот – охотничья, а эта - зажигательная. Вот это наконечники казацких копий. Нашел их неподалеку от Галтая. Там же обнаружил россыпь монет XVIII - XIX веков.
На монетах четко различимы двуглавые орлы и убористая надпись: «Санкт-Петербург». Казак продолжает выкладывать на стол находки: трехгранные штыки, которые, несмотря на ржавчину, по-прежнему остаются острыми, словно жало, медали, пуговицы, китайские монеты. Имеется и хорошо сохранившийся мушкет. Удивляет странное шило – слегка изогнутое, а вместо ручки птичья голова. Звериный стиль, который был свойственен скифам. Эх, историка бы сюда…
Таких находок у Герасимова много. Вот только показать туристам он их пока не сможет – негде…
А еще в ходе нашего путешествия мы убедились в том, как все-таки мало знаем о своей малой родине. Ведь порой, слыша вопросы туристов о том, что можно увидеть в Бурятии, теряемся с ответом и отвечаем заученной фразой: «Ну-у, у нас же Байкал…». К сожалению, мало кто из нас сможет рассказать про зыбучие пески Кяхты, окинскую пещеру, где, по преданиям, обитал великан, про золотой водопад или древнюю крепость на берегах Селенги... Надеемся, что наши экспедиции восполнят этот пробел и редакция «Информ Полиса» в течение этого сезона сможет рассказать своим читателям о некоторых местах таинственной Бурятии.
Фото Александр Гармаев