Партия "Единая Россия" медленно, но бесповоротно уходит в прошлое. Россия, а вместе с ней и Бурятия, ищут новые политические горизонты развития
Уже сейчас ясно, что политическое кредо "Единой России" можно охарактеризовать термином, обычно принятым в страховании, как дожитие. В ходе этого дожития видные единороссовские боссы еще бодро надувают щеки и хорохорятся, но уже ищут запасные варианты, представая в обличии общественников.
В период своего наивысшего расцвета партия власти в глазах общества снискала себе "славу" организации, которую называют "партией жуликов и воров" и которую представляют как скопище карьеристов и коррупционеров. Это общественное мнение выразилось в резком снижении рейтинга партии на выборах депутатов Госдумы в декабре 2011 года. "Единая Россия" набрала 49,32% голосов избирателей, тогда как в 2007 году партия имела результат в 64,30% голосов. Падение электоральной поддержки составило практически 15%.
В Бурятии на думских выборах 2011 года "единороссы" набрали даже больше, чем в среднем по России - немногим более 50%, хотя на выборах депутатов Госдумы в 2007 году их результат был равен 65,59%. То есть примерно те же самые 15% падения поддержки "Единой России". И если по результатам выборов 2007 года Бурятию в Госдуме представляли два депутата-единоросса, то в 2011 году одно думское место у "Единой России" отобрала КПРФ.
А в 2013 году в состав Госдумы вошел руководитель регионального отделения партии "Справедливая Россия" Иринчей Матханов. Характерно, что на фоне падения результатов "Единой России" в рост пошла "Справедливая Россия". Напомним, что Иринчей Матханов занял думское кресло, как второй номер в межрегиональном партийном списке "эсеров" после того, как №1 списка депутат Госдумы РФ Константин Ильковский получил назначение губернатором в Забайкальский край.
После понижения поддержки избирателей в 2011 году "Единая Россия" начала стремительно терять статус "партии власти". Это выразилось в ходе массовой протестной активности, которая вспыхнула после обнародования результатов думских выборов 4 декабря 2011 года. Страну потрясли многотысячные демонстрации на Болотной площади и площади Сахарова в Москве. Демонстрации прошли во многих крупнейших городах России. После таких массированных проявлений недовольства населения участь "ЕдРа" была предрешена.
В мае 2012 года Владимир Путин демонстративно передал пост руководителя партии "Единая Россия" (кстати, Путин никогда не был членом партии) своему дублеру - Дмитрию Медведеву. Затем членство в партии приостановил глава президентской администрации Вячеслав Володин, который ранее был секретарем президиума Генерального совета партии "Единая Россия" и ряд других видных федеральных чиновников.
В марте 2013 году был опубликован и широко обсуждался доклад «Избирательная система и успешность государства», в котором шла речь о том, что итоги выборов в Госдуму РФ в 2011 году (49,32%) были фальсифицированы, а якобы полученный результат «Единой России» преувеличен. При этом, в докладе не ставилась под сомнение легитимность избрания президента Путина в 2012 году. Пикантность ситуации была в том, что научным руководителем и главный спонсором Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, издавшего этот доклад, был глава РЖД Владимир Якунин, ближайший сподвижник Владимира Путина. Стало ясно, что первые лица федеральной власти не рассматривают "Единую Россию" в качестве надежной опоры.
А в апреле 2013 года известная журналистка Тина Канделаки, ранее принимавшая активное участие во многих проектах "ЕдРа", опубликовала открытое письмо в адрес партии. В нем она назвала себя обманутым избирателем и заявила, что «Единая Россия» перестала быть партией власти: "реальные политические решения там даже не обсуждают".
По стране начались массовые выходы членов из "ЕдРа". Не обошла сия чаша и Бурятию, где несколько видных членов партии Тункинского района заявили о своем выходе из "Единой России" из-за того, что партия, по сути, поддержала одиозного главу района Андрея Самаринова.
Ну и последняя новость - и.о. мэра Москвы Сергей Собянин на мэрские выборы осенью 2013 года идет как самовыдвиженец, а не кандидат от "Единой России". И это, конечно, самый характерный пример недоверия к бывшей партии власти.
В Бурятии, однако, все не так. Глава республики Вячеслав Наговицын возглавил партийный список регионального отделения партии "Единая России" на выборах депутатов Народного Хурала Бурятии, которые состоятся в единый выборный день 8 сентября.
Скорей всего, это попытка за счет относительно высокого рейтинга главы Бурятии (он может оцениваться в 50-60%) поддержать партию, которая находится на пороге кризиса. Однако это, скорее всего, неверный шаг, который может уронить политическую поддержку главы. Ведь известно, что Наговицын не пойдет в Хурал, поэтому нет смысла за него голосовать. А рейтинг "Едра" в Бурятии снижается, как и по всей стране, и существует вероятность его лавинообразного обрушения.
Более того, "Единая Россия" в Бурятии уже на старте скомпрометировала себя тем, что партийный список был сформирован в недрах администрации Наговицына, а потом просто "спущен вниз". Это показало, что партия в республике никакая не политическая сила, а просто ширма для политических манипуляторов во власти.
При этом у жителей республике есть стремление к обновлению и очищению власти. В этих условиях "ЕдРо" уже воспринимается как "политический труп" или в лучшем случае как падающий "пикирующий бомбардировщик". И есть надежда на то, что реально существующая многопартийность в Бурятии смягчит падение бывшей партии власти, не допустив потрясений. И власть в Народном Хурале, а затем и в республике в целом, перейдет в руки более реалистичных и вменяемых политических сил.
Виктор Васильев
Фото: nnm.ru
На платной основе
Политика
3454