Еравнинский район
2773

Жители села в Бурятии сами построили клуб

Жители маленького еравнинского села Домна, в котором проживают 300 человек,  сами построили клуб, которому могут позавидовать многие дома культуры. Новый клуб получился малозатратным благодаря тому, что почти впервые на севере Бурятии клуб будет отапливаться инфракрасным обогревателем

 

Известно, что во многих селах Бурятии люди жалуются на то, что содержать клуб дорого. Особенно зимой, местный и без того хилый бюджет села в буквальном смысле вылетает в трубу печи.

К тому же Домнинский клуб появился в рекордно короткие, с учетом сурового климата, сроки. На открытие съехалось столько гостей, что клуб не вместил зрителей, а  для подарков пришлось выделить отдельную комнату. Среди больших подарков от сельчан и земляков электростанция, бильярдный стол весом в тонну, теннисный стол, набор мультимедиа с экраном, цифровой фотоаппарат, многофункциональное устройство и множество небольших, но не менее ценных подарков. Журналисты – выходцы из Еравны собрали книги для библиотеки клуба, а также деньги, чтобы оформить бесплатную подписку сразу на три газеты: «Информ Полис», «Буряад Унэн», «Ярууна» - ветеранам ВОВ в своих селах.

Еравнинцы давно славятся своей общественной активностью, даже в самые тяжелые 90-е годы здесь постарались сохранить все школы и детсады. Начавшееся в республике движение ТОСов (территориального общественного самоуправления) в Еравне легло на благодатную почву. «Второе дыхание» ТОСы Еравны получили в прошлом году, во время октябрьской поездки по району главы Бурятии.

- Вячеслав Владимирович тогда выделил по 500 тысяч рублей двум ТОСам. Благодаря самим жителям, объединенным в эти ТОСы, мы в этом году открываем сразу несколько клубов. Сегодня этот, а через неделю распахнет двери ДК в Улан-Ярууне. На очереди открытие клуба в селе Целинное, начато строительство клубов в селах Можайка и Телемба, – рассказывает  глава Еравнинского района Цыденжап Шагдаров.

Он скромно умалчивает о том, что сам, как уроженец Домны, стал инициатором строительства нового клуба в родном селе.  Об этом рассказывают сами сельчане. Они всем миром подхватили идею своего главы. Кто-то помогал деньгами на лес, кто-то техникой, многие приносили мясо и молоко, варили строителям еду, кто помогал строителям в свободное время. Поэтому на открытии клуба на  новой сцене благодарили каждого, кто принял посильное участие в появлении нового очага культуры. К благодарственным письмам прилагалась денежная премия.

- А как же иначе, ведь здесь родина сразу четырех великих лам и основоположника бурятской советской живописи, – гордятся домнинцы.

Великий лама

Самый известный выходец из Домны — хамбо-лама Мунко Цыбиков. Он последним в 1937 году закрыл двери Эгитуйского дацана, разрушаемого комсомольцами. Девятнадцать лет провел в лагерях Колымы, где своим искусством врачевателя спас жизни множества людей.



Основоположник школы


В этой же местности почти 120 лет назад в семье бедного охотника Очира родился мальчик. Его усыновил и дал свою фамилию сосед Сампил. Как все дети того времени, маленький Цыренжап проводил время, помогая пасти скот. От большинства сверстников малыш отличался тем, что любил вырезать из дерева фигурки животных. В холодное время года он рисовал окружающих его четвероногих друзей карандашом. Талант ребенка заметил служащий местной метеорологической станции Серебрянников. Он бесплатно обучил его грамоте. Жаль, что учеба продлилась всего одну зиму. Нужно было зарабатывать на жизнь. Будущий художник батрачил у местных богачей, а в 1914 году ушел пешком в Читу. Там работал ломовым извозчиком. В 1916 году  царские власти реквизировали бурят на тыловые работы Западного фронта. Юноша рыл окопы и строил блиндажи. Сумел вернуться в 1917 году живым с мест, где его земляки массово умирали от сырого климата и недоедания.

В сентябре 1917 года состоялась судьбоносная встреча. Один из будущих основателей республики Элбэг-Доржи Ринчино случайно увидел в доме почтодержателя рисунки  юноши. Ринчино не просто купил рисунки, но и пообещал устроить судьбу талантливого еравнинца. В 1918 году рабочий мыловаренного завода в Чите Цыренжап Сампилов получил возможность учиться рисованию и лепке у русского скульптора Иннокентия Жукова. Так началась учеба в скульптурной студии Жукова в Чите.

В 1925 году Ринчино пригласил Сампилова в Монголию. Там художник свел знакомство и подружился с самим Николаем Рерихом. Именно Рерих посоветовал бурятскому художнику перейти от этюдов к картинам. Так под наблюдением Рериха родилось пять больших полотен Сампилова. Одно из них  купил сам Рерих. При расставании они обменялись в дар картинами. Великий художник Гималаев написал портрет Сампилова. Гости из Москвы долго не могут поверить тому, что это работа самого Рериха. В 1926 году в Улан-Баторе прошла персональная выставка Сампилова. Большую часть картин приобрел Национальный музей Монголии.

1927 год – появляется знаменитая картина «Любовь в степи». Она с тех пор экспонат Музея искусства народов Востока в Москве.

Вернувшись в Бурятию, Сампилов работал художником в газете «Бурят-монгольская правда» и даже оформлял первые постановки театральной самодеятельности в Верхнеудинске. В начале 1930 годов в рисунках и акварелях художника все чаще появляются изображения погони всадника за лошадью в степи. К этому знакомому и всегда волновавшему его эпизоду степной жизни Сампилов обращался много раз, показывая его различные моменты: то это начало погони, то ее конец, когда аркан обвивался вокруг шеи преследуемого коня, взвивающего на дыбы. На эту тему художником было написано несколько картин. Наиболее известными из них являются два варианта картины «Арканщик», выполненные в 1935 и 1938 годах.

Поэтому на открытие клуба на родине великого художника директор Национального музея Бурятии Татьяна Бороноева привезла в дар несколько больших полотен бурятских художников.



Фото предоставлено газетой «Ярууна»

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях