АВТОВАЗ объявил, что с 1 июля «Приоры» и «Самары» начнет производить шесть дней в неделю в одну смену. Иначе говоря, объемы производства двух заслуженных вазовских моделей уменьшаются, по сути, в два раза. Одни эксперты посчитали это слабостью завода, другие, наоборот, усмотрели силу
У вторых - больше реальных аргументов. Четыре года назад завод в аналогичной ситуации вынужден был объявлен простой. Теперь компания ограничилась временной остановкой для модернизации производства. Причем эта остановка была запланирована в стратегии, принятой в 2010 году.
С миру по нитке
На самом деле производство «Приор» и «Самар» было снижено еще в апреле. АВТОВАЗ оперативно отреагировал на изменение структуры спроса – на фоне кризисных явлений в экономике эти машины стали намного меньше покупать, а "работать на склад" - бессмысленно.
Но что с точки зрения рынка логично и во благо (борьба с затовариванием, снижение лежащих мертвым грузом складских запасов), для коллектива – нежелательно и проблематично. Ведь снижение производства влечет за собой и снижение зарплаты. А на что жить?
АВТОВАЗ решил эту проблему, причем со стороны кажется, что решение далось просто. Действительно, чего проще высвободившихся людей со второй нитки главного конвейера (там собирают «Приоры» и «Самары») и перевести их в другие подразделения, например, на производство автомобилей на платформе Альянса (пока тут делают LADA Largus и NissanAlmera, а скоро к ним добавятся и машины Renault). Впрочем, безболезненно подобные изменения даются только на бумаге. В жизни все сложнее, тут не только вопросы производства, но и – человеческая жизнь.
Надо добавить: простому решению предшествуют годы подготовки – модернизация первой линии главного конвейера и строительство абсолютно новых цехов сварки и окраски для автомобилей на платформе Альянса.
Плоды модернизации
Наблюдатели посчитали весенние изменения в работе вазовских конвейеров попыткой сделать хорошую мину при плохой игре – под видом модернизации вазовцы решили снизить производство, чтобы уменьшить затоварку на фоне кризиса. В таком случае, если бы кризиса не было, его надо было бы придумать. В самом деле, было бы чертовски обидно останавливать производство во время растущего спроса.
АВТОВАЗу действительно повезло. Стоило рынку замедлиться и даже откатиться назад, как компания сразу занялась модернизацией. Впрочем, утверждение «тут же» к модернизации окраски производства LADA 4x4, а также к остановке конвейера в связи с подготовкой к производству НОВОЙ LADA Kalina вряд ли подходит. Наблюдатели забывают, что решение о таких преобразованиях не принимается спонтанно.
Модернизация с бухты-барахты не делается, как правило, подобным остановкам, связанным с финальным монтажом и наладкой оборудования, предшествуют огромные инвестиции и месяцы кропотливой работы по закупкам необходимой техники. Собственно, остановка конвейера – последний, при этом самый короткий акт в пьессе «Модернизация».
Кстати, если бы не принятые в разгар кризиса 2008-2009 годов решения о строительстве производства на платформе Альянса, не вложись в свое время АВТОВАЗ в модернизацию, в этом году избыточный персонал было бы некуда переводить.
Изменения не за горами
Ограничение производства теряющих популярность машин – решение, при всей его важности, половинчатое. На АВТОВАЗе это понимают, поэтому совместили вынужденное с полезным. Дивиденды от весеннего замедления (а как еще назвать изменение графика работы предприятия, которое привело к снижению производства теряющих популярность моделей?) и совпавшей с ним по времени модернизации вазовцы надеются получить уже в этом году.
Большие надежды на АВТОВАЗе связывают с НОВОЙ LADA Kalina. Ее производство стартовало 16 мая. Кстати, первым серийным автомобилем стал оранжево-коричневый (этот цвет - тренд сезона!) хэтчбек. Агрессивный цвет и вариант кузова (в семействе будут еще и универсалы) намекают на целевую аудиторию автомобиля – молодые люди, которым важен комфорт и которые не считают нужным переплачивать за модные, но бессмысленные фишки. НОВАЯ LADA Кalina сохраняет все плюсы предшественника-бестселлера. Есть у нее и много новых достоинств – актуальный дизайн, широкий набор опций, новый уровень безопасности, надежности и комфорта. Есть все основания полагать, что машина как минимум повторит, а как максимум улучшит достижения предыдущего поколения.
В конце мая возобновит работу конвейер по производству "легенды" - LADA 4х4. Машины станут красить по новой технологии, что в купе с другими техническими изменениями, которые внедряются на автомобиле в последние два года, должно существенно повысить ее потребительские свойства, а, значит, своего покупателя внедорожник не потеряет.
Во второй половине года обновится и LADA Priora. Новые экстерьер и интерьер оживят интерес к флагману АВТОВАЗа. Ведь до пенсии этому автомобилю еще далеко.
Все, что зависит от завода, АВТОВАЗ делает. Временная остановка по требованию программы развития предприятия до 2020 года подготовит производство к новому рывку. Уже в этом году АВТОВАЗ воспользуется его, рывка, плодами. Но пока никто не отменял гримас рынка, который ведет себя неустойчиво и малопредсказуемо. Впрочем, обновленному заводу справиться с рыночной стихией будет гораздо легче.
Борис Зарубин
Авто
2003