Сегодня много говорят о том, как правильно нужно выбирать вуз, специальность, профессию, и, как следствие, мнения и суждения по этому вопросу разнообразны
На что обращают внимание выпускники школ и их родители? Конечно же, на наличие лицензии и аккредитации университета/академии/института, которые собственно и дают право всем вышеперечисленным обучать и выдавать по итогу диплом государственного образца. Другие обращают внимание на условия поступления, на сроки и формы обучения, на техническую и материальную базу, а вот цена за обучение, кажется, должна складываться из всего того, что уже перечислено.
Для других определяющим фактором становится стоимость. И вот тут многие допускают ошибки и просчеты, не до конца понимая и не осознавая того момента, что дешево – это не значит выгодно! Да, действительно, цены вузы устанавливают самостоятельно, но при этом аргументируют установленный уровень цен каждый из вузов по-разному и не всегда честно признаются абитуриентам в том, что именно их может ждать после того, как прозвонит звонок первого сентября или завершится первая сессия.
Так, согласно порядку определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 декабря 2010 г. №1898, г. Москва), «учреждения, оказывающие платные образовательные услуги, обязаны своевременно и в доступном для ознакомления месте предоставлять физическим и юридическим лицам необходимую и достоверную информацию о возможности и условиях получения платных услуг, а также о размере и порядке оплаты за их оказание. Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины финансового обеспечения таких же услуг в расчете на единицу оказания государственных услуг, выполняемых в рамках государственного задания».
А теперь скажем всё несколько проще: если есть в вузе бюджетное финансирование, значит, и цена для коммерческих студентов должна быть не ниже того уровня, которое определило государство. А государство тратит сегодня порядка 63 320 рублей в год на очную подготовку каждого студента-бюджетника бакалавра (специалиста), стоимость государственных затрат на обучение магистра – не менее 74 330 рублей на человека. В структуру установленной государством стоимости входят: расходы на оплату труда профессорско-преподавательского состава (требования к необходимой квалификации преподавателей закреплены в федеральных государственных стандартах), на формирование библиотеки с актуальными изданиями, содержание электронно-библиотечного фонда, модернизацию учебных аудиторий (внедрение мультимедийного оборудования, оснащение лабораторий и т.д.), приобретение необходимого для обучения студентов лицензионного программного обеспечения, организацию и проведение культурно-массовых и оздоровительных студенческих мероприятий и прочие статьи.
Возникает вопрос: как же будут вести себя вузы, которым не выделили бюджетные места на какое-либо направление в текущем году? Они, возможно, установят предельно низкие цены на направления, где нет бюджетных мест. Для абитуриента все выглядит очень соблазнительно. Платить немного – и образование высшее! Экономить на том, что в будущем может стать базой для успешной карьеры, – недальновидное решение. И в тех образовательных учреждениях, где цена за обучение в разы меньше того, что государство считает разумным и достаточным, не может быть все благополучно. Так как страдает либо материально-техническая база, либо преподавательский состав не обладает должной квалификацией, либо не осуществляются расходы по другим важным для качественного обучения статьям. И в конце концов, студент не получает того, на что рассчитывал. Единожды сэкономив на качественной образовательной услуге, человек, несомненно, увеличит свои будущие затраты. Скупой платит дважды – права народная пословица!
К вопросу выбора вуза стоит подходить комплексно, необходимо учитывать и тот опыт обучения по направлениям бакалавриата (специальности), магистратуры, который университет (институт и т.д.) имеет, а еще лучше выбирать профильный вуз – именно профильность сегодня может стать гарантией того, что качество получаемого образования будет соответствовать его стоимости.
Александр Русинов
Бизнес
2501