С одной стороны, его мощный природно-ресурсный, геополитический и оборонно-стратегический потенциал является страховым резервом устойчивого развития страны, с другой – трудные (а порой экстремальные) условия жизни и производственной деятельности осложняют социальные и экономические процессы
Территория этого макрорегиона огромна – она составляет 7727,4 тыс. кв.км и включает в себя 12 субъектов РФ, расположенных восточнее Байкала. Здесь на 45% всей площади России постоянно проживает 7,8% населения страны – 11 млн человек. Производится более 20% ВВП: 98% алмазов, 100% олова, 20% электроэнергии, 25% лесной продукции, 67% золота, кобальт, платиноиды, свинец, редкоземельные элементы. Восток России дает 65% рыбной продукции страны.
Дальний Восток является не только важнейшим фактором развития экономики страны, обеспечивая относительно дешевое сырье и энергоносители, заметную часть валютных поступлений, но и важнейшей транспортной магистралью, значение которой резко возросло после распада Советского Союза. В перспективе этот регион по потенциалу полезных ископаемых (газ, уголь, цветные и редкие металлы) рассматривается в качестве сырьевой базы развития не только России, но и многих зарубежных стран.
Производительность труда в расчете на одного занятого в экономике Дальнего Востока и Байкальского региона в 4 раза ниже, чем в Японии, в 6 раз ниже, чем в США, в 2,5 раза ниже, чем в Южной Корее, и даже ниже среднероссийской. Потребление первичных энергоресурсов на территории Дальнего Востока и Байкальского региона на единицу валового регионального продукта в 2,5 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, электрической энергии – в 1,8 раза, а нефтеемкости – в 2 раза. Структура топливно-энергетического баланса крайне неэффективна.
Степень интегрированности экономики субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, можно охарактеризовать как невысокую. В большей степени интегрированы отдельные южные территории Дальнего Востока и Байкальского региона, объединенные единой транспортной и энергетической инфраструктурой.
Занимая значительную часть территории Российской Федерации, Дальний Восток и Байкальский регион имеют недостаточно развитую транспортную сеть. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 13,8% эксплуатационной длины всех железных дорог Российской Федерации, протяженность автомобильных дорог (общего пользования и ведомственных) с твердым покрытием – 9,5% и протяженность внутренних судоходных путей – 28,7%. Плотность железнодорожных путей общего пользования в расчете на 10 тыс. кв.км в 3,6 раза меньше, чем в среднем по стране, а автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – в 5,6 раза.
Из-за массового оттока населения в сочетании с естественной убылью за 20 последних лет Восток России потерял около 2,5 млн человек. В настоящее время миграционная ситуация принципиально не изменилась: регионы по-прежнему теряют население наиболее трудоспособных возрастов, что разрушает трудовой и демографический потенциал, целенаправленно создаваемый в этой части страны на протяжении длительного времени. В перспективе, согласно прогнозу Росстата РФ, численность населения Востока России будет продолжать сокращаться.
Что нужно предпринять, чтобы, с одной стороны, повысить уровень эффективности использования геополитического, природноресурсного, экономического и интеллектуального потенциала восточных территорий, а с другой стороны, сделать Восток России комфортным для проживания людей и привлекательным для мигрантов из других регионов страны? Какие меры для этого нужно предпринять на общегосударственном уровне, а какие на уровне их отдельных субъектов?
Обоснованные ответы на эти вопросы требуют специальных исследований, они помогут государственным и региональным властным структурам в выборе приоритетов в социально-экономической политике и мер их осуществления.
Международная научно-практическая конференция «Приоритетные направления социально-экономического развития Байкальского региона и Востока России в условиях глобальных и региональных вызовов», которая состоится 20 – 22 июня 2013 года в Улан-Удэ на базе Института экономических исследований Бурятского государственного университета, призвана частично ответить на данные вопросы.
Основные направления, которые планируется осветить на конференции:
1. Инновации в экономике: региональные приоритеты
2. Проблемы пространственного развития экономики региона в условиях демографических ограничений
3. Перспективы интеграции Сибирско-Дальневосточных субъектов Российской Федерации со странами Восточной Азии
Свое участие подтвердили представители правительственных и коммерческих организаций, ведущие эксперты по проблемам региональной экономики, энергетики, демографии, топ-менеджеры, представители ключевых СМИ.
Дата | Время | Место | Содержание |
20 июня | 9.30 – 15.30 | Конференц-зал Национальной библиотеки, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 4 | Открытие конференции, доклады |
21 июня | 9.30 – 15.30 | База БГУ, с. Максимиха, оз. Байкал | Секционные доклады, дискуссии |
22 июня | 9 30 – 15.30 | Конференц-зал Национальной библиотеки, г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 4 | Подведение итогов конференции, принятие резолюции |
Приглашаем к участию все заинтересованные стороны, которым не безразлична судьба Бурятии, Сибири и Дальнего Востока России
www.inser.pro
Реклама