Досуг
1772

В Улан-Удэ открылась выставка «Бурятская Гэсэриада 60-х годов»

18 июня в здании Союза художников Бурятии состоялась презентация уникальных работ писателя, художника, автора книг по парапсихологии и йоге и бывшего журналиста Валерия Аверьянова

Почти пятьдесят лет картины находились у автора дома и были скрыты от посторонних глаз. Сейчас полотна украшают частные коллекции, а 26 работ помещены в выставочном зале Союза художников Бурятии. Познакомиться с ними гости и жители Улан-Удэ смогут до 5 июля.

Идея организовать выставку принадлежит сыну художника Булату Аверьянову. Сам автор на открытии не присутствовал: просто привёз свои работы и через неделю уехал.

- Мой отец жил в Улан-Удэ пять лет, - рассказывает Булат Аверьянов. - Все картины были написаны с 1963 по 1966 год.

Большая часть экспозиции (15 работ) посвящена бурятскому героическому эпосу «Гэсэр», а оставшиеся 11 - Улан-Удэ и Бурятии. Некоторые из картин - «Танец наложниц в шатре Гэсэр-хана», «Гэсэр-хан с небесным котлом для современников», «Жена Гэсэр-хана вопрошает небесных богов», «Гэсэр-хан, побеждающий дракона», «Возвращение Гэсэр-хана в родной улус», «Поклонение духам гор» - выполнены в технике монотипии. На выставке также представлены изображения, вырезанные на деревянной доске («Бурят-монгольский лучник»), и даже работы из прочеканенной бронзы («Кяхтинская невеста»).

- Эта выставка необычная, в ней есть какое-то приключение, занимательность, - отметил в своём выступлении замминистра культуры Сергей Добрынин. - Судьба у Валерия Аверьянова была сложная и в чём-то даже трагическая. Он был исключён из партии за свою позицию. Оценивая его прошлое и историю жизни и всматриваясь в работы, начинаешь понимать, что в них отражён необычный, особенно для жителей Бурятии, взгляд на «Гэсэриаду». Мы привыкли к тому, что Гэсэр суров, справедлив, могуч, а здесь он предстаёт в светло-сказочном образе.

Причиной, по которой Аверьянов в своё время лишился партийного билета, стала подмоченная «репутация». В 1962 году он был отчислен из университета и исключён из КПСС «за антипартийные высказывания», а спустя три года по решению комиссии вновь присоединился к коммунистам. Однако в дальнейшем Валерий Аверьянов не смог работать журналистом: человека «с пятном» просто нигде не брали. Он начал самореализовываться в творчестве, а в 1967 году добровольно сдал партийный билет в ЦК и стал свободным художником. Серия его работ «Христианские иконы: новое письмо» была запрещена к показу в Советском Союзе в 80-х годах, а «Иудаика, библейские сюжеты» - в Израиле в конце 90-х.



Фото автора

Автор: Татьяна Родионова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях