Из Монголии вернулась делегация аэропорта Байкал, входящего в группу компаний «Метрополь». Возглавлял делегацию директор по региональной деятельности ИФК «Метрополь», член совета директоров аэропорта Байкал Баир Цыренов
Интервью по итогам поездки переросло в большую беседу с Баиром Дашиевичем. Во время нее мы обошли почти весь аэропорт.
- Официально известно, что на сегодня с авиакомпанией MIAT заключен договор об использовании улан-удэнского аэропорта Байкал в качестве запасного. А после вашей последней поездки заключается договор на наземное обслуживание в аэропорту Байкал монгольской авиакомпании Hunnu Air. Значит, у нас появятся чартерные рейсы? Как вам удалось так быстро уговорить монгольских партнеров?
– На самом деле у нашего улан-удэнского аэропорта большой потенциал для открытия стыковочных рейсов для транзитных пассажиров и туристов из Монголии и северных районов Китая. Надо понимать, что мы провели презентацию не просто аэропорта Байкал. Мы представляли воздушные ворота Бурятии.
Монголы наглядно убедились на презентации, что мы завершили реконструкцию международного терминала, открыт пункт пропуска через государственную границу РФ. Вы сейчас видите приобретенные недавно спецтехнику и новое оборудование.
- Наш аэропорт сегодня - самый наглядный и живой пример государственно-частного партнерства и инвестиций. Но, с другой стороны, такое расширение требует помимо расходов и набора новых работников?
- Конечно, ведь теперь аэропорт работает в круглосуточном режиме, в ближайшее время запланировано торжественное открытие магазина беспошлинной торговли. Разве не прекрасно, что появится работа для жителей близлежащих микрорайонов? Они вообще должны чувствовать себя в центре культурной и социальной жизни. Особенно дети.
Поэтому недавно при поддержке ГК «Метрополь» в ДК «Авиатор» прошел конкурс «Лучики надежды» для начинающих вокалистов. Мы открыли столько талантливых детей, что нынешним звездам сцены скоро придется подвинуться (улыбается).
- Раз уж речь пошла о помощи детям, вспоминается, как еще 10 лет назад при вашей помощи вышли серия детских книжек «Волшебная Бурят-Монголия» на двух языках и электронный учебник бурятского языка. Тогда вы еще не работали в ГК «Метрополь», которая вложила в аэропорт около 130 миллионов рублей. Вопрос, который давно вертится на языке: как вам удалось привлечь в Бурятию такого инвестора?
- Совершенно случайно. Знаком с руководством «Метрополя» с 90-х годов. Группа владела 50% российского производства аккумуляторов. Основой для них служит свинец. В 2003 году цены на него резко скакнули. Пришлось искать сырьё. В это время в Бурятии как раз проходили аукционы на Озёрное и Холоднинское полиметаллические месторождения. Если помните, их начинали разрабатывать еще в советские времена и бросали. Разработчики постоянно менялись, их имен почти никто не знал.
Помню, как в Еравне удивились тому, что мы начали не просто помогать, а набирать детей для обучения за наш счет в Горном институте. Набирали не только в Еравне, но и в Кижинге и других районах. Молва о помощи расходится быстро. Стали поступать просьбы от жителей всей республики. Правительство стало предлагать новые проекты для инвестиций.
Например, нужно было решить наболевшую проблему авиаперевозок. Еще несколько лет назад многие из нас и представить не могли, что с нашего пока небольшого аэродрома можно будет улетать напрямую в Таиланд, Китай и Турцию. А впереди открытие рейсов в Японию и Корею. Я удивляюсь тому, что Улан-Удэ давно не превратили в крупнейший транспортный центр Азии. Ведь у нас уникальный климат – более 300 солнечных дней в году, практически не бывает гроз. Столь райских условий для пилотов нет ни в Чите, ни в туманном Иркутске.
- То, что мы начали летать напрямую за рубеж, хорошо. Но вы оптимистично верите в то, что и к нам повалят зарубежные туристы. Иначе зачем вам еще один проект «Метрополя» – туристический? Ваш холдинг вкладывается в строительство курорта Турка на берегу Байкала. А это заведомо экологически затратный проект. Как вам удается совмещать добычу и переработку металлов с туризмом?
- Вы неправильно ставите вопрос. Добыча ископаемых, если она экологически безопасна, не мешает туризму. Саудовская Аравия не знает отбоя от туристов, но при этом остается крупнейшим добытчиком нефти. А решение природоохранных проблем начинается еще с первого колышка. Например, все привыкли, что на месторождении строят вахтовый поселок, сперва завозят вагончики под жильё. А мы на Озёрное первым грузом доставили оборудование для очистных сооружений.
- Крупнейшие мероприятия и события в республике - от «Голоса кочевников» до молодежных экспедиций - не обходятся без вас. Вы получили звание «мецената». Но ведь известно, что в Бурятии, как и практически по всей России, нет ни налоговых льгот, ни особого отношения к меценатам. Скажите честно - оно вам надо?
- Отвечу честно, о таких сложностях не думал. Родители воспитывали нас в традициях не просто гостеприимства. Нам часто повторяли народную старинную пословицу: гостям подноси только лучшее, о людях думай только хорошее. Имея опыт работы в госучреждениях, я белой завистью завидовал тому, что коммерческие компании могут жертвовать на благотворительность. Для бюджетных организаций это каралось, как "нецелевое расходование средств".
Сейчас я сам работаю в бизнесе. Для меня пример - немецкий меценат Петер Людвиг, имя которого сейчас носят многие музеи по всему миру. Он очень ясно выразил суть меценатства: «Когда у тебя есть какой-то дар, нужно поделиться им с обществом. Если вы отличный спортсмен, то вы постараетесь завоевать для своей страны олимпийские медали. Если вы хороший пианист, то вы будете играть для людей. А если вы имеете только достаток, то предложить его обществу – ваш долг».
Справка: Баир Дашиевич Цыренов
Директор представительства группы компаний «Метрополь» в Республике Бурятия. Родился в 1956 году в селе Оронгой Иволгинского района. Окончил философский факультет Уральского государственного университета (Свердловск), Российскую Академию управления. Кандидат философских наук.
C 1992 года работал в постоянном представительстве Республики Бурятия в Москве, где курировал вопросы привлечения инвестиций в горнодобывающие проекты, а также вопросы взаимодействия с банками.
В 2001 году с должности замглавы постоянного представительства Республики Бурятия при президенте РФ перешел на работу в Совет Федерации ФС РФ, где работал по 2004 год помощником члена Совета Федерации.
2004 - 2005 годы - заместитель генерального директора ЗАО «Авиабур» (Москва).
В сентябре 2005 года приглашен на работу в корпорацию «Металлы Восточной Сибири». В настоящее время возглавляет дирекцию по региональной деятельности ИФК «Метрополь».
Награжден медалью «850 лет Москве» и монгольской медалью «Найрамдал», а также почетными грамотами правительства Республики Бурятия, почетным знаком города Улан-Удэ, Почетной грамотой Буддийской традиционной сангхи России.
Алексей Романов.
Политика
4463