Происшествия
7141

Полиция Бурятии покончила с бандой элеваторских рэкетиров

Судебный процесс над преступной группировкой с Элеватора стал одним из самых громких событий весны этого года. Пожалуй, впервые за последние годы приговор был вынесен сразу нескольким активным участникам банды, которые в течение четырех лет держали в страхе улан-удэнских перевозчиков. «Информ Полис» уже вкратце рассказывал об этом громком деле

Сейчас стали известны некоторые детали того происшествия и следственных мероприятий. Правоохранительным органам потребовалась целая операция, чтобы собрать доказательства и разоблачить вымогателей. Полиция использовала даже такие редкие методы, как оперативное внедрение и, с разрешения суда, прослушка телефонных разговоров рэкетиров.

Разобраться в этом громком деле и восстановить ход событий «Информ Полису» помог прокурор Железнодорожного района Улан-Удэ, старший советник юстиции Алексей Шевченко.

«Это было очень сложное дело в плане доказательства вины подсудимых. Много эпизодов, свидетели то и дело меняли показания. И лишь благодаря профессионализму гособвинителя все точки над «i» были полностью расставлены, а виновные понесли заслуженное наказание», - сказал Алексей Шевченко.



Бандиты с высшим образованием


Напомним, что многие связывали элеваторских рэкетиров с такой весьма известной в криминальных кругах личностью, как Владимир Власко (Хохол). Хохол действительно считался организатором сбора дани с тех, кто перевозил туристов и грузы из Улан-Удэ в Иркутск, Забайкальск, Маньчжурию и обратно. Однако непосредственно рэкетирами с Элеватора управлял другой человек – некий Виталий Пичугин, ранее дважды судимый. Причем один раз он попал в колонию за убийство.

В сентябре 2007 года Пичугин освободился из тюрьмы, вернулся в Улан-Удэ и был немедленно вовлечен в орбиту местного рэкета. Он-то и был поставлен над бандой, контролировавшей перевозчиков, отправляющихся в путь с Элеватора. К тому же осенью 2010 года Власко был застрелен прямо в подъезде своего дома. Таким образом, с октября 2010 года Пичугин стал лидером банды элеваторских вымогателей.

Вызывают определенный интерес и личности других подсудимых. Например, уроженец Кяхтинского района Баир Дугаров имел высшее образование и ранее судим не был, в отличие от Пичугина и еще одного члена банды, уроженца Джиды Солбона Раднаева. Вузовскими корочками и отсутствием судимости мог похвалиться и выходец из Забайкальского края Борис Гармаев. Казалось бы, этих молодых людей мало что могло связывать с криминалом. Но…

Примечательна, к примеру, история вхождения в банду одного из них. В 2003 году он окончил университет, прошел службу в армии. Сразу после демобилизации парень с друзьями гулял в одном улан-удэнском кафе, где и случилась встреча, изменившая всю его дальнейшую жизнь. Молодой человек познакомился с Владимиром Власко, который и предложил «дембелю» работать с ним. И даже разъяснил суть действий – собирать дань с водителей микроавтобусов, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров из Забайкалья и Китая.

Сумма – по 1000 рублей с перевозчика. За эту «непыльную» работу парню было предложен «оклад» в 10 тысяч рублей. И дембель, и его друг, присутствовавший при беседе, дали согласие. Как позже сообщил подсудимый, в течение месяца они собирали в среднем по 50 тысяч рублей. Каждый раз в начале месяца передавали деньги Власко, который приезжал на Элеватор.

Из этой суммы Хохол отсчитывал парням 20 тысяч. Справедливости ради стоит отметить, что кое-какой криминальный опыт у парней все-таки был. Еще по студенчеству молодые люди «гоняли» так называемых «наперсточников», требуя с них по 50 рублей за место.



Непыльная работа


«Работа» рэкетиров была хорошо организована. Целыми днями молодые люди крутились на площадке возле ТЦ «Сагаан морин», записывая в блокнотик номера всех машин, отправляющихся с челноками. Заимели приятелей среди работников рынка, которые сообщали им о том, кто и куда поехал, когда вернулся и с каким грузом.

 Причем скрыть то, что водитель ездил в Китай или Забайкальск, было невозможно, даже если водители разгружались не на Элеваторе, а в другом месте: «глаза» и «уши» у рэкетиров были везде. После этого парни предлагали водителям раскошелиться, обещая взамен защиту, поддержку и решение спорных вопросов. Порой бандиты действительно вмешивались. Водителям микриков приходилось сталкиваться с тем, что путь в Забайкальске им преграждали местные бандиты.

Перевозчиков не запускали на рынок, не давали забрать товар или разгрузиться. Шоферы звонили «хохловским», передавали забайкальским бандитам трубу. После телефонного разговора конфликт разрешался. Однако, как было отмечено следствием, такая «защита» была фиктивной. В ходе прослушки разговоров выяснилось, что улан-удэнские рэкетиры сами предварительно звонили в Забайкалье, передавали местным номера микроавтобусов, водители которых отказывались платить дань, и просили их «покошмарить». Что в итоге и происходило.

Однако не знавшие о такой хитрой комбинации перевозчики верили в могущество элеваторских. Еще один интересный момент из той истории элеваторского рэкета. Поначалу бандиты даже выписывали водителям, уплатившим дань, своеобразные квитанции. Мол, деньги взяли – получите «чек».

Иные времена

После смерти Власко тактика рэкетиров резко изменилась. По всей видимости, Виталий Пичугин придерживался более жестких правил и потребовал с подчиненных решительных действий. Об этом говорят данные прослушанных телефонных разговоров. Лидер банды то и дело наставлял своих подручных, как им следует «работать». «Зарубите эту машину», «кошмарьте», «расчехляйте по полной», «перекройте им воздух» - такими фразами изобилуют стенограммы прослушанных переговоров. И рэкетиры старались исполнить все эти указания.

В ход пошли уже не уговоры и полупрозрачные намеки, а открытые угрозы. Водителей запугивали грядущими неприятностями, предупреждали о том, что могут избить или сжечь машину. Большинство перевозчиков таким угрозам поверили. Правда, попадались и упрямцы. Так, элеваторским пришлось столкнуться с яростным сопротивлением сразу нескольких маршрутчиков.

Отказ платить дань шоферы объяснили тем, что бандиты ничем не могут им помочь в случае настоящих и серьезных затруднений на забайкальской трассе. Такие факты были, когда челнокам приходилось сталкиваться с бандитами, которые не имели никаких «договоренностей» с элеваторскими. Тут уж никакой телефонный разговор роли не играл.

Видя, что перевозчики выходят из-под контроля, бандиты приступили к жестким действиям. Одного из водителей прилюдно избили прямо на стоянке. А когда на выручку шоферу стали сбегаться другие перевозчики, элеваторские тут же продемонстрировали всю свою мощь, мгновенно созвав на «стрелку» с полсотни бандитов.

Жестокий урок преподали вымогатели и другому упрямому перевозчику. Подкараулив нанятого им водителя, бандиты до полусмерти избили свою жертву, забросили в кабину его же машины и подожгли. Водитель чудом остался в живых. Он очнулся от боли, когда раскаленная пластмасса стала капать ему на руки, и выбрался из горящего автомобиля. Это и некоторые другие ЧП сломили сопротивление перевозчиков. «Бунт» был подавлен.

Оперативное внедрение

Столь активная деятельность элеваторских привлекла внимание полиции. Банда была взята в разработку. Однако тут же приступить к арестам правоохранительным органам не удалось. Во-первых, рэкетиры тщательно конспирировались. Например, бандиты постоянно меняли своих «бойцов», требующих деньги с водителей. Сегодня это был один человек, через пару недель появлялся другой. О смене «сборщиков дани» водителей предупреждали по телефону.

Вторым фактором стало то, что перевозчики откровенно боялись бандитов. Не каждый из них был готов сообщить полицейским о фактах вымогательств и угроз. Даже когда активные члены элеваторской группировки оказались на скамье подсудимых, часть водителей начала отказываться от своих первоначальных заявлений. Некоторые говорили, что подписали протокол, не глядя или не вчитываясь, другие утверждали, что не смогли его прочитать, забыв дома очки. О том, что он все забыл, заявил и мужчина, которого едва не сожгли заживо.

Еще в ходе разработки полицейские, предполагая, что на суде свидетели и потерпевшие начнут дружно отказываться от показаний, применили метод оперативного внедрения. В состав перевозчиков были скрытно включены несколько оперативников. Они так же, как и другие водители, ездили в Забайкалье, перевозили груз.

А когда на них наехали вымогатели, отказались платить. Все дальнейшие действия рэкетиров, и предупреждения, и угрозы, тщательно фиксировались. Удалось, наконец, найти среди перевозчиков тех, кому надоели поборы бандитов, и они твердо были готовы дать показания в суде. После этого полиция приступила к захвату.

Как уже сообщал «Информ Полис», в марте 2013 года состоялся суд над четырьмя наиболее активными членами элеваторских. Все они приговорены к различным срокам заключения – от 2 до 8 лет колонии.

ФИО обвиняемых изменены, так как приговор в законную силу пока не вступил.



Фото Марка Агнора.

Автор: Леонид Актинов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях