На днях в Бурятии стартовала уникальная экспедиция, в ходе которой исследователи надеются получить новые данные об экологическом состоянии Байкала. Определять уровень загрязнённости воздуха над озером, изучать аномалии прибрежной полосы и проводить другие научные исследования будут при помощи дельталётов
Совместный проект швейцарских и российских учёных «ТрансЕвразийский перелёт: Леман-Байкал» стал логическим продолжением подводной экспедиции «Миры на Байкале», когда специалисты, используя глубоководные аппараты, детально исследовали дно озера, нашли новые нефтеносные породы и открыли ряд новых микроорганизмов. На этот раз им предстоит подняться в небо на высоту порядка 2000-3000 метров, что позволит получить информацию, недоступную при использовании привычных методов.
Место базирования экспедиции – село Истомино Кабанского района, а сам научный стационар находится вблизи дельты Селенги. Такое положение географически выгодно, поскольку позволяет охватить большую часть территории исследований на дельталётах.
С воздуха Байкал ещё никто не исследовал
Программа экспедиции рассчитана на три года. Она состоит из нескольких этапов. Первый стартовал на берегу Женевского озера в мае 2013 года. Затем маршрут перелёта прошёл через Центральную и Восточную Европу в Псков. А в июле и августе учёные планируют охватить Прибайкальский район Бурятии, где изучат внутреннее строение сейсмоактивных разломных зон, и Кабанский – для мониторинга береговой линии и дельты Селенги, Степно-Дворецкого лесничества, Кабанской осушительно-оросительной системы и тестового участка научного стационара Института общей и экспериментальной биологии СО РАН.
Сейчас исследования проводятся в селе Турка Прибайкальского района.
- С воздуха Байкал до нас ещё никто не исследовал, – рассказывает Михаил Слипенчук, заместитель председателя Комитета Госдумы России по природным ресурсам, природопользованию и экологии. – Были погружения на дно озера, исследования из космоса. Но разрешение снимков, сделанных со спутника, отличается от результатов, которые можно получить с помощью дельталётов. В советское время, когда наука финансировалась в необходимом объёме, использовались самолёты и вертолёты. Сейчас это достаточно дорого.
И дело не только в цене, но и в возможностях. Дельталёты, в отличие от других средств авиации, просты в управлении. С их помощью можно исследовать различные природные объекты на обширных территориях, а значит, сам мониторинг при этом будет более динамичным и эффективным.
Методы работают
Всего в экспедиции задействовано два аппарата. Первый – для ознакомительных и показательных полётов, а второй – именно для научных исследований. На нём при помощи особых элементов крепления устанавливается уникальное оборудование, которое оценивает загрязнение воздуха именно на момент регистрации. Часть полётов проводится только с автономно работающими приборами, в остальных участвуют пилот и научный консультант. В основу оборудования положен принцип дистанционного зондирования.
- В этом году мы опробуем аппаратуру и методологию, которую уже использовали на Женевском озере, – объясняет Йозеф Ахман, научный сотрудник Федерального политехнического института Лозанны (Швейцария). – Цель – убедиться, что всё работает так, как мы ожидали.
В ходе предыдущей экспедиции на Женевском озере учёным удалось достичь определённых результатов.
- Методы работают эффективно: наблюдается корреляция между пробами, которые мы собирали на озере, и данными, полученными в ходе дистанционного зондирования, – подчёркивает Йозеф Ахман.
А вот о каких-то результатах исследования Байкала говорить ещё рано - готов только базисный анализ. Окончательные результаты станут известны общественности после длительной многолетней обработки. Всё это время данные будут храниться на жёстких носителях.
Исследуют аномальные зоны
В команде экипажа – два российских лётчика и знаменитый французский пилот Франсуа Бернар. Требования, предъявляемые к команде экипажа, значительны, ведь нужно обладать огромным опытом, чтобы собрать все необходимые данные в таких непростых условиях.
- Замеры производятся на высоте 2-3 тысячи метров и длятся по три часа без приземления. Бывает очень холодно, а прогнозы погоды не всегда оказываются правдивыми – конечно, физически это непросто, сильно утомляет, – делится своими впечатлениями Йозеф Ахман. – Но постепенно привыкаешь.
Пилот из Новосибирска Николай Беляев уверен: главное при работе на дельталётах – опыт.
- На этих аппаратах был совершён перелёт через Анды, Альпы и, по некоторым сведениям, – через Джомолунгму, – рассказывает Николай Беляев. – Он летает со скоростью от 70-80 до 140-145 км/ч, максимум – до 170 км/ч. Дельталёт очень комфортен и прост в эксплуатации. Можно просто опустить руки, аппарат сам летит по прямой. Каждый раз прямо дух захватывает. Перед первым полётом я наблюдал за французским пилотом, потом попробовал сам, сначала – в нескольких метрах над землёй, чтобы посмотреть, как получается. Сейчас общий налёт у меня 1700 часов. В некоторые дни бывает по 70-80 взлётов и посадок. Средняя стоимость аппарата составляет 1 млн. 800 тысяч рублей.
Пилоты предупреждают - полёты на этих инновационных «воздушных суднах» небезопасны, их даже относят к экстремальным видам спорта. Да и ради развлечения людей на борт не допускают, ведь экспедиция имеет научный характер. В будущем дельталёты планируется использовать для обнаружения лесных пожаров и учёта популяции животных – на шумных вертолётах это довольно проблематично. При помощи аппаратов будут исследованы и так называемые «аномальные» зоны – загадочные и священные места Бурятии, объяснения которым историки и краеведы не могут найти до сих пор.
Фото Марк Агнор
Общество
2137