Тайны Бурятии
10537

Загадка горы Кабаньей

Предгорья Хамар-Дабана. Гора Кабанья и истоки одноименной реки. Здесь почти 60 лет назад сошлись интересы как минимум трех государств. Тут была поставлена жирная точка на судьбе целой страны, о существовании которой вспомнит сейчас далеко не каждый. В эти места направилась очередная экспедиция «Информ Полиса», чтобы проверить легенду об «уйгурском самолете».

Отправной точкой стало короткое сообщение на одном из сайтов.  «Самолет Ил-12 (бортовой номер Л1844, 29-й авиаотряд международных воздушных сообщений) вылетел 24 августа 1949 года особым рейсом Алма-Ата – Чита. Утром 25 августа самолет пролетел Иркутск. С 05.15 экипаж на вызовы аэропорта не отвечал. Самолет обнаружен 29 августа в 07.30 на склоне горы Кабаньей (1479 м) на высоте 1350 - 1400 м. Катастрофа произошла в 31 км южнее г. Кабанска (Бурят-Монгольская АССР)». Такова была информация на сайте «Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России».

Вообще материалов об упавшем возле Кабанска самолете очень мало.  Причиной этого стала секретность миссии, которую выполнял экипаж Ил-12.  Дело в том, что, по некоторым данным, на борту находились руководители Восточно-Туркестанской республики (ВТР), которые направлялись в Пекин. По крайней мере, об этом объявили родственникам погибших членов делегации и всему населению ВТР. В числе погибших были глава правительства ВТР Ахметжан Касими, генерал Исхакбек, генерал Далельхан, Абдукерим Аббасов, переводчик, адъютанты и др. Всего в самолете было 17 человек. Делегация направлялась в Пекин на переговоры с правительством Китая.

Справка



«Ил-12 (Coach — «междугородный автобус») — пассажирский (транспортный) самолет. По конструкции цельнометаллический двухмоторный низкоплан с трехопорным шасси. Первый полет выполнен 15 августа 1945 года. Технические характеристики: экипаж 4 - 5 человек, пассажировместимость 18 - 32 человека. Длина самолета – 21,31 м. Максимальная скорость – 407 км/ч». (Википедия). Отметим, что информация о крушении самолета в Википедии отсутствует.

Из истории вопроса

Существование Восточно-Туркестанской республики до сих пор окутано в нашей стране завесой тайны. Поэтому стоит привести некоторые факты из истории этой страны, образованной в северной части современного Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР. Восстание народов Восточного Туркестана произошло осенью 1944 года. 12 ноября 1944 года было провозглашено независимое государство. На этом этапе Советский Союз активно содействовал национально-освободительному движению в Восточном Туркестане. Дело в том, что в отрогах Южного Тарбагатайского хребта были обнаружены залежи урановых руд. По неофициальным данным, осенью 1944 года к уйгурским повстанцам присоединились 2500 советских солдат и 500 офицеров, переодетых под местных жителей. Непризнанная республика просуществовала пять лет. Москва получила доступ к урану и бериллию Синьцзяна. Без них создание атомной бомбы было бы невозможным.

Из рассказа бывшего майора Национальной армии Восточного Туркестана Никифора Студенкова:

«Зимой 1948 года по поручению командования я организовал охрану периметра полиметаллических рудников, где работали советские специалисты. Могу только предполагать, что добывали на тех рудниках. Нам сказали, что золото. Но те, кто видел добытую руду, утверждали, что на золотоносную она не похожа. Караваны для ее перевозки охраняли так, что ни одна собака подбежать не могла... Охрану рудников несли войска МВД и МГБ СССР».

Возможно, что впоследствии СССР планировал присоединить Восточный Туркестан к себе. Но потом Кремль переиграл партию. По сведениям историка Андрея Антонова, к 1949 году Сталин в политических интересах принял решение передать ВТР китайскому государству. Правителей Восточно-Туркестанского государства настоятельно попросили присоединиться к Китаю. Но глава ВТР Ахметжан Касими страстно желал независимости Уйгурстана.

По всей видимости, в августе 1949 года Касими полетел в Пекин, где должен был сказать твердое «нет» китайским властям. Но до Поднебесной Ил-12 не добрался…  

Здесь стоит заметить, что преемники Касими оказались более сговорчивыми. Вскоре ВТР прекратила свое существование и вошла в состав КНР.

Загадочная катастрофа

После отъезда Касими в СССР у власти в ВТР остался Сайфутдин Азизи. По его воспоминаниям, через несколько дней советский консул сообщил ему о полученной из Москвы срочной телеграмме: «Самолет с делегацией упал в районе Забайкальских гор из-за отвратительной погоды, натолкнувшись, к несчастью, на гору; все находящиеся на борту 17 человек погибли». На место катастрофы вылетели поисковые самолеты, которые обнаружили участок с обгоревшими деревьями. В этот район был направлен поисковый отряд военных альпинистов, который в течение недели добрался до точки крушения и снял с горы тела погибших.

Как установила комиссия, самолёт, находясь на высоте 1200 м, в долине реки Кабаньей, пытаясь произвести правый разворот, задел правой консолью крыла ветки ели и одновременно левой плоскостью срубил вершину другой ели. Пролетев 414 м в перевернутом положении, он ударился об осыпь камней передней частью фюзеляжа, правым мотором и правой консолью. При ударе самолёт полностью разрушился и загорелся. Все пассажиры и члены экипажа, по результатам судебно-медицинской экспертизы, погибли в момент катастрофы. Причину снижения самолёта с заданного эшелона 2400 м до 1200 м установить не представилось возможным.

Всё, что было в самолёте, сожгли на месте

Охотовед из местного посёлка Каменск Юрий Морозов рассказал «Информ Полису»:

- Этот самолёт нашёл мой учитель, охотник Ганя Ягодин, ставший впоследствии знаменитым охотником. Он со своим братом Тимофеем обнаружил самолёт почти сразу после падения в 1949 году. Он мне сказал, что это был какой-то китайский самолёт.

По словам охотника, вокруг самолёта были раскиданы вещи: дорогие ковры, золотые часы, утварь.

- Он нашел ковёр 10 на 10 метров, сложил его, и получилась маленькая подушка. Он сам мне говорил, что многое из вещей успел припрятать, - вспоминает охотник.

Потом, по словам Морозова, охотники сообщили о находке в компетентные органы. Незамедлительно прибыла рота солдат.

- Они эту тропу вдоль реки Кабаньей и проложили, - отметил охотовед.  – Они туда на лошадях ездили, трупы тех, кто на самолёте летел, в кожаных мешках привезли.

Все вещи солдаты по приказу сложили у самолета и там же сожгли.

- Я сам видел фюзеляж того самолета, он лежит на гольце горы. Там почти ровная площадка. От него остались хвост и часть крыла. На удивление хорошо сохранились, - сказал охотник. – Только там, где из самолёта топливо выливалось, трава не растёт.

Как сказал Морозов, за все эти годы самолет видели единицы.

- Были две или три экспедиции, с металлоискателями ходили, - сказал охотник. – А так там места труднодоступные, болота, трава в человеческий рост, зверьё опять же.

Клещи и медведи

Маршрут от Кабанска был, как нам казалось, просчитан до мелочей. Удалось даже добыть военную карту с указанием тропы на Кабанью.  Но… лес  атаковал нас полчищами комаров и клещей. Особенно досаждали «таежные убийцы» - клещи.  Они десятками валились на одежду, шустро взбирались по москитной сетке. На каждом привале приходилось буквально перетряхивать всё снаряжение. Нервировала весть о медведях, о которых нам сообщили ещё в Кабанске. «Вы огнестрел с собой брали?» - спросили местные. Получив отрицательный ответ, задумчиво качали головой: «Зря, там медведи ходят». То, что в ущелье действительно появляются косолапые, вскоре подтвердилось - тропу пересек медвежий след. Оставалось надеяться, что мишку заставит уйти в сторону запах репеллента, которым мы обильно опрыскивали себя.

Тайга перекрывала путь густыми зарослями и буреломом, под рухнувшими на тропу деревьями приходилось буквально проползать.  Немало трудностей преподнесла и река. Многочисленные протоки приходилось форсировать вброд. «Выкинула» сюрприз  армейская карта, которая указала, что на одном из изгибов реки нужно перейти на противоположную сторону. Но там, где Минобороны нанесло обозначение «брод», ничего похожего на переправу не оказалось. Хотя карта была выпущена в начале 80-х годов и с тех пор русло могло измениться. Пришлось лезть по пояс в ледяную воду, затем продираться сквозь густой валежник для того, чтобы влезть в болото. Вот тут-то незаметно для себя мы и потеряли палатку. Ее, закрепленную на рюкзаке, сорвало при переправе или переходе через заросли. Найти палатку не удалось, ночевать пришлось под открытым небом. В тот момент нам показалось, что это довольно просто. Сил было еще много.

Штурм вершины

Подъем на гору Кабанью предприняли на третье утро, после того как разбили лагерь и переночевали. Осмотр местности показал, что гора неожиданно оказалось двуглавой. Поэтому начали движение сначала по малой вершине, а уже потом перешли на большую. Пейзаж на высоте 1200 м оказался совсем иным, чем в долине. Исчезла густая и высокая, в человеческий рост трава, редкими стали ели. Зато появились папоротник, бадан и сосны, закрывающие своими вершинами весь обзор на соседние горы и грохочущую где-то внизу речку Рассоху. Пришлось руководствоваться только картой, компасом и высотомером.

Вообще верх Кабаньей показался нам странным местом. Например, телефоны показывали, что связь есть, но мобильники не работали. Не оказалось там и традиционной вершины. Верх горы был плоским. Это обстоятельство навело нас на еще одну версию катастрофы. По нашему предположению, с Ил-12 в воздухе что-то случилось, и пилоты, пролетев Кабанью, развернули машину, ища место для экстренной посадки. Плоская вершина горы могла показаться им единственным местом, где можно попытаться сесть…

Вскоре начались каменные россыпи, передвигаться по которым приходилось с величайшей осторожностью. На скользких от начавшегося дождя камнях можно было легко упасть и переломать себе конечности. К тому же камни заметно пошатывались, грозя в любую секунду сдвинуться с места и вызвать горный обвал. Наконец, через пару часов альтиметр показал, что мы находимся на высоте более чем 1400 м. Пора искать! По обеим вершинам Кабаньей мы прошлись «восьмеркой», стараясь по возможности зацепить максимальную площадь. Ил-12 был где-то рядом. Об этом говорили оставленные военными знаки – срубленные из лиственницы кресты и шестигранники, которые мы нашли на южном склоне. Явно знак для пилотов, сбрасывавших на гору провиант и снаряжение для армейского отряда. По данным карты, где-то здесь и располагалась военная тропа, по которой альпинисты спускали тела погибших.

Но время безжалостно стёрло все следы пребывания скалолазов. Тропа поросла деревьями и папоротником, её завалило камнями и стволами вывернутых деревьев. А обзор прикрывал густой стланик. Шли наугад, надеясь на удачу. К сожалению, в тот день она была не нашей стороне.  Тучи над головой сгущались, дождь усиливался, поднимался густой туман. Внезапно мы осознали, что уже давно не слышим шум реки Рассохи, что означало: мы постепенно удаляемся в глубь хребта. Сверившись с картой и компасом, приняли решение двигаться назад. Вот тут-то Кабанья и продемонстрировала свой капризный норов. Нас «повело по кругу». Кстати, об этом нас предупреждали ещё в Кабанске, говоря, что гора очень обманчива. Плоская вершина сбивала с толку, наводя на мысль, что мы находимся на склоне. Итог  всех этих неприятностей оказался закономерен – неожиданно для себя мы оказались у истоков реки Кабаньей. Наш лагерь располагался в 15 км западнее.

Холодная ночёвка

Темнота пришла внезапно. Ещё несколько минут назад мы хорошо различали тропинку. И вдруг полнейшая темнота, словно свет выключили. Через пару десятков метров мы, несмотря на  фонари, сбились с тропы и углубились в чащу. А дальше начались «зигзаги». Мы то натыкались на каменные россыпи, дававшие понять, что снова идем на вершину, то выходили на топкое болото, означавшее, что мы опять у истоков реки Кабаньей. Стало ясно, что эти ночные блуждания по тайге к добру не приведут.  

Как нашему фотографу-оператору удалось развести под проливным дождём костёр, было непонятно. Но именно этот огонёк вселил надежду, что поход завершится благополучно. Даже несмотря на то, что с неба хлестал непрекращающийся ливень, а жаркое пламя костра так и не высушило одежду. К половине шестого утра стали различимы деревья, и вскоре мы наткнулись на новую тропку, которая привела нас к охотничьей избушке. Обрадовались мы этому неказистому домику больше, чем пятизвёздочному отелю. Ведь там было всё: провиант и дрова. Наконец растаял и туман, что дало нам возможность сориентироваться по вершинам. Наш лагерь был рядом. Там на нашей «базе» и было принято решение возвращаться. Времени, да и сил на поиск самолета уже не оставалось. Ночёвка под дождём вымотала нас окончательно.  

Выдвинулись с горы около шести вечера. На этот раз путь нам был более-менее известен. Шли быстро, делая лишь пятиминутные привалы, и в итоге за семь часов смогли преодолеть около 30 км. Около часа ночи мы были всего лишь в десятке километров от села Елань, вышли на торную дорогу и вскоре наткнулись на вагончик лесорубов. Несмотря на глубокую ночь, дежурный гостеприимно разместил нас в этом пристанище, растопил печь и накормил. Появилась наконец-то связь. Так что пятое экспедиционное утро мы встретили довольно бодро и уверенным шагом стали приближаться к Елани. За спиной осталось около 130 км тайги. Вскоре вдали раздался шум мотора приближающегося к нам УАЗа администрации Кабанского района.

Итог

Несмотря на то что в ходе нынешнего рейда нам не удалось увидеть упавший самолет, мы убедились, что борт действительно лежит на склоне Хамар-Дабана. И мы были где-то совсем рядом. Об этом говорили следы пребывания военных альпинистов, рассказы местных жителей, некоторые из которых лично видели остов Ил-12. И ещё. В разговоре с местными мы выяснили удивительную вещь. Оказалось, что в том районе лежит не один самолёт, а целых три. Один «наш» - Ил-12. Второй, по слухам, японский, который был сбит в 1945 году. Он рухнул на Хамар-Дабан со стороны Оронгоя. Третий - советский самолет, упавший примерно в те же 40-е годы неподалёку от Селенгинска. В общем, местность - настоящий «бермудский треугольник»! Значит, нам туда опять дорога. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Редакция выражает благодарность администрации Кабанского района за помощь, оказанную экспедиции. Отдельная благодарность неизвестному охотнику,  срубившему зимовье на Кабаньей, и дежурному лесопромышленной бригады Артёму.  











































Фото Александр Гармаев

Автор: Леонид Актинов, Владимир Буяхаев, Батожаб Раднаев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях