Лауреат Нобелевской премии, советский диссидент, который стал разоблачителем сталинских лагерей и «совестью нации», Александр Солженицын в 1994 году вернулся в Россию. Писатель решил проехать через всю страну на поезде, останавливаясь по пути в городах. Улан-Удэ надолго запомнился автору «Архипелага ГУЛАГа»
Напомним, что в 1970 году Александра Солженицына исключили из Союза писателей СССР за несогласие с устоями советской литературы, а после публикации «Архипелага ГУЛАГа» на Западе в 1974 году арестовали, обвинили в государственной измене и выслали за границу. 20 лет «вермонтский отшельник» прожил в эмиграции, ведя уединенный образ жизни.
И вот спустя 24 года Солженицын вернулся на родину. Остановку в долгом путешествии на поезде по всей Транссибирской магистрали сделал он и в столице Бурятии 11 июня 1994 года.
Был самый разгар становления ельцинского капитализма. Через четыре года Александр Исаевич откажется принять из рук Бориса Ельцина орден Святого Андрея Первозванного, сказав, что не желает получать высшую награду новой России от власти, которая «разрушила страну».
А пока жарким летом 1994 года в Бурятии кипели страсти вокруг выборов первого президента республики. Возможно, поэтому прибытие Солженицына в столицу республики мало афишировалось. Ранним утром поезд с писателем встречало только руководство города. Из неформалов был разве что Анатолий Баскаков – тогда режиссер Молодежного театра.
Бывший журналист газеты «Молодежь Бурятии» Серафима Очирова освещала приезд Солженицына. Ее попросили сопровождать и двух фотографов из газеты «Известия». Коллеги пожаловались ей, что, мол, на всем пути из Владивостока у них получаются однотипные фотографии. Солженицын встречается с общественностью в помещениях, мало отличимых друг от друга. Поэтому журналисты, в том числе репортеры CNN, буквально уламывали несколько дней знаменитого писателя посетить центр буддизма России – Иволгинский дацан.
- А Солженицын сначала отказывался. Говорил: ребята, как вы представляете, что я, православный, еще не побывал в православном храме, а тут поеду в буддийский храм, – рассказывает Серафима Очирова. – И все же его уговорили. Писатель даже встретился с дид Хамбо ламой Цыбаном, посетил главный храм, ему показали музей при дацане. Александр Исаевич покрутил барабаны. Затем его повезли к церкви в горсаду через Одигитриевский собор. Этот крюк и помешал писателю встретиться с местными казаками. Они собрались по своим предвыборным делам у церкви в горсаду. Были настроены очень отрицательно по отношению к писателю, называя его предателем Родины. Раздавались возгласы: «Пусть катится, откуда приехал!» - вспоминает журналист. – Зато в Одигитрии священник встретил писателя тепло, подвел к кресту. Художник подарил книгу «Иркутское барокко».
Фотокорреспонденты остались довольны отснятыми в Улан-Удэ кадрами. Ведь удалось снять еще Солженицына и на ярмарке, проходившей в то время на площади Революции. Затем бывший диссидент поднялся по улице Ленина к Главпочтамту, чтобы отправить телеграмму жене. Те, кто прознал о его визите, сумели даже получить автографы.
- Всю улицу Ленина он прошёл на лёгких ногах. Постоянно что-то спрашивал, ему отвечали то мэр Виктор Казанович Кукшинов, то главный архитектор города Павел Григорьевич Зильберман. Мне запомнился его вопрос о том, почему у бурят такая интересная национальная обувь – с загнутыми кверху носками? Не помню, кто ответил: мол, чтобы не наносить вреда земле, не царапать её. И Солженицыну до того понравился этот ответ, что на одной из встреч он привёл его для подтверждения какой-то своей мысли, – вспоминает Владимир Медведев, собкор «Комсомольской правды» в 1987 – 1998 гг.
В Этнографическом дацане Александр Солженицын много записывал в блокнот, возле юрт его встретили с песнями. Самый большой резонанс вызвала его встреча с общественностью в мэрии Улан-Удэ, поскольку на ней с резкой критикой мировой знаменитости выступил бурятский писатель Владимир Митыпов.
- Руководил городом в то время Виктор Кукшинов. Мое выступление вызвало такой переполох, что на следующий день меня встретил председатель Союза писателей Николай Дамдинов и начал переспрашивать, что я наговорил. Тогда я решил опубликовать свою речь в газете «Бурятия», - вспоминает Владимир Гомбожапович.
Ниже мы приводим историческую речь полностью.
Выступление писателя Владимира Митыпова на встрече лауреата Нобелевской премии А.И. Солженицына с общественностью
Уважаемый Александр Исаевич! Я, член бывшего Союза советских писателей, инженер-геолог, сын репрессированного при Ежове, коммунистом никогда не был. Я из поколения шестидесятников, которое зачитывалось Вашим «Иваном Денисовичем» и бережно хранит эту книгу в своей потрясенной и благодарной памяти.
Александр Исаевич, Ваши мужественные глаза видели столь много жестокости и горя, что не потупятся при виде истинной жизни той страны, которая ныне зовется «новой Россией». Итак, с каждой верстой она все шире распахивается перед Вами во всем своем унижении, нищете, глубочайшего нравственного и телесного падения. Не в силе Бог, но в правде. А правда такова, что именно Вы своими трудами начали то дело, которое и привело нашу страну на грань распада, развала, одичания и уничтожения. Итак, Вы и Ваши сподвижники могут сегодня любоваться на дела рук своих: разрушаемую великую некогда промышленность, едва живое сельское хозяйство, уничтожаемую российскую науку, голодные забастовки, семьи, кормильцы которых месяцами не получают зарплату, воспрянувшие болезни, о которых мы некогда забыли напрочь, на возрождение такого почти небывалого даже в войну явления, как детская вшивость. Нам дни и ночи говорят теперь об обретенной свободе. Да, наши старики получили свободу-полную свободу вместо Пушкина и Толстого читать самую низкопробную западную порнуху. Вы помните, в войну народ говорил: «Врет, как советское информбюро». Так вот, сегодня средства массовой информации, особенно электронные, мало что лгут, но и морально изничтожают 100-милионный голодный народ, ежевечернее рекламируя ему прелести кошачьего и собачьего корма, а дети в деревнях в это время почитают за лакомство комбикорм для скота.
Александр Исаевич, в этом зале сидят Ваши читатели - искренние и неискренние. Одни из них действительно видят духовного учителя, другие - всего лишь мощное подручное средство в идущей у нас сегодня жесткой предвыборной борьбе. Одни читали Вас даже в те дни, когда это было делом небезопасным. Другие - всячески демонстрировали предписанное им сверху презрение к Вашему творчеству. Но однако именно они, эти другие, вчерашние чинуши и чинодралы, окружают и всячески обхаживают Вас.
Верю, что Вы своими зоркими глазами сумеете отличить одних от других. Правду от лжи. Истинных патриотов России от тех, кого эта Россия интересует лишь в качестве источника наживы, полудохлой, но все еще дойной коровы.
Не в силе Бог, но в правде. А правда эта такова. Сегодняшней нищей, обобранной, думающей лишь о выживании России Вы не нужны. Возвращайтесь ради своего блага и блага тех, кто Вам дорог, обратно в ту благословенную Америку. Печально, но ни Минина, ни Пожарского из Вас не получится. Да хранит Бог Вас и Ваше семейство!
11 июня 1994 года, конференц-зал администрации г. Улан-Удэ
Фото Дмитрия Алтаева
Журнал «ИП.Итоги – Династии-2»
Общество
3763