Общество
3813

Правда и разнотолки о «Жалсане»

Совет старейшин Тункинского района стремится развеять возникшие противоречия с сакральной святыней в местности Бурхан-Баабай-Шаргай ноён

С благословения и волею старейшин

В двадцатых годах прошлого века в Тунке была возведена уникальная святыня, сакральный объект всех бурят-монголов. Жалсан был вознесен на 17-метровую высоту – своеобразный цилиндрический контейнер из дерева, «заряженный» священными текстами по древним канонам. Инициаторами возведения стали старейшины аймака и Кыренского дацана, пригласив высоких духовных буддийских иерархов Тибета и Монголии.

«Жалсан» – страж самой религии, служит благоденствию и процветанию всех верующих в учение Будды. Он является историко-культурным и религиозным достоянием. Дважды в 30-е и 60-е годы жителями сел Хойтогол, Туран производились ремонтные работы: бережно приводились в надлежащий вид само строение и находящиеся внутри деревянного контейнера святые тексты и изображения.

Сакральное строение спустя полвека претерпело значительные повреждения временем. В этом году после консультации с высокими буддийскими священнослужителями, обсуждений на сельских сходах было решено провести обновление-реставрацию святыни. Цель – сохранить сакральную ценность для потомков, которая заключается не в строении, а именно в содержимом «Жалсана» – древних буддийских книгах, хранившихся в деревянной капсуле на 17-метровой высоте. Они представляют главное и бесценное значение, даруя верующим благословение.

Волею старейшин решение было принято единодушно. Соблюли все обязательные меры, необходимые при таких культурно-оперативных, охранных и восстановительных действиях. Все действия фиксировались на аудио- и видеозапись. В точном хронометраже велся протокол работ в присутствии представителей старейшин и священнослужителей.

Содержимое «Жалсана» без всяких вмешательств и обновлений аккуратно переложили в новый металлический контейнер и снова вознесли на ту же 17-метровую высоту на новых опорах, воздвигнутых как точная копия вековой давности, при этом не нарушили историко-культурную, художественно-архитектурную ценность.

А детали первого деревянного строения бережно хранятся теперь в музее-храме комплекса «Бурхан-Баабай-Шаргай-ноён». Реставрация-обновление произвела фирма «Лотос» из Улан-Удэ, которая имеет лицензию на такие виды работ и большой опыт. Таким образом, тункинцами совершено благородное общенационального характера действо. Завершено очень нужное дело – с участием верующих состоялся обряд обновления и освящения буддийской святыни.

Однако реставрация «Жалсана» вызвала недопонимание и нарекания. Такая реакция даже вызывает положительные чувства, что общественности небезразлична судьба объектов национальной культуры. Однако одна из причин возникшего негатива – неверная информация, которая ввела в заблуждение многих истинных патриотов.

Не мешайте с политикой

Плохо, когда в политику (имеется в виду настоящая политика) вмешиваются люди, от которых требуется гражданская, религиозная, национальная ответственность. А также мера толерантности, чувство и осознание большой правды, воздержанности, во имя этой же правды, что предполагает наша вековечная традиция, про которую нельзя забывать в нашу политизированную современность.

По поводу обновления «Жалсана» неожиданно, особенно для тункинцев, выступил в прессе Хамбо лама Дамба Аюшеев. Неожиданно и некстати. Некстати, потому что он показал себя не в том свете, даже не в том амплуа, которое соответствует его большому духовному статусу. Хамбо лама понимает, что обновление объектов святынь дело необходимое, неизбежное с течением времени. Но почему он связывает благое дело с текущей политикой, при этом оскорбляя чувства верующих. Как он может назвать дуган, храм буддистов целого района, «киоском», как написано с его слов в статье одного из печатных изданий.

Хочется отметить, «Жалсан» был построен не по «хотению Самаринова», а по решению старейшин и Тункинского землячества в Улан-Удэ. Если мы пойдем по такой «логике», как называть Санкт-Петербургский дацан, построенный Агваном Доржиевым вдали от родины?! На строительство храма были привлечены большие народные пожертвования. А глава района Андрей Самаринов лишь поддержал решение своих земляков, за что ему большое спасибо. Хочется подчеркнуть, что, являясь чиновником, он вовсе не вмешивается в деятельность религиозных объединений. Он представляет исполнительную государственную власть, которая обязана помогать людям.

Огромная благодарность настоятелю, выпускнику высшей школы Иволгинского дацана Дагбе-ламе, который попросил о помощи главу Тункинского района взяться за строительство. Дагбу-ламу верующие вовсе не считают «степным ламой», придворным священнослужителем главы районной администрации. Исторически изначально ни одна церковь не существовала без поддержки властей: вспомним российских императоров, Сталина, восстановившего церковь. Разве нашу Буддийскую Сангху обходят вниманием и Медведев, и Путин? Бурятские тайши, знатные люди и дацанские иерархи всегда были в тесном содружестве.

Мы ни в коем случае не ставим цель полемизировать с первосвященником. Тем более как он себе позволяет «иронизировать», скажем с натяжкой, «двусмысленно» по самым серьезным проблемам народной жизни на уровне низкопробного интервью (становится даже неудобным, когда в последнем интервью появляется лепет о радиоактивных металлах). Но невозможно молчать целому району, народу, который считает себя частью бурятской и всей монголосферы.

Мы не хотим вдаваться в буддийские каноны, тем более какая статуя в какую сторону должна быть обращена лицом, зная, что Будда на южной стороне Улаанбаатара смотрит на север, также веруя, что у Бога не существует векторное пространство и время, они вездесущие и вневременные.

Тем более мы не верим, что после реставрации «Жалсана», которую некоторые называют «сносом», Бурхан-баабай – Шаргай ноён «покинул свою ставку» из-за того, что он «весьма обидчив, как старый человек». Шаргай ноён, во-первых, не человек. Он – божество, для которого не существуют мирские страсти. Тем более уверены, что он великодушно и милосердно воспринимает наши действия, зная о благих намерениях. Мы, буряты, испокон веков терпеливы, великодушны, как теперь говорят, толерантны.

Тункинцы надеются, что лидер буддистов Дамба Аюшеев встанет на защиту простых верующих, которые действуют абсолютно не в интересах политиков. Хамбо лама, безусловно, должен формировать контингент своих последователей, но не впадать в «мелочи», проявляя недозволенную в буддийской этике нетерпимость. Особенно к ламам, не входящим в общую организацию (свобода совести), не вмешиваясь в политику местного значения. Он должен держаться на уровне современной культурной жизни, представленной во всем мире многочисленными религиозными направлениями, влияющими на российскую действительность. Ведь Традиционная Буддийская Сангха достаточно высоко вознесена в политической и религиозной жизни России.

Цивилизованный мир придерживается принципа свободы совести, вероисповедания. Но мы должны гордиться еще и тем, что впервые в мире в государственной политике Чингисхан ввел веротерпимость. Также мы должны оценить как великое явление, что приняли буддизм, самую гуманную в мире религию. Поэтому мы должны воздерживаться от всякого нетерпения религиозного направления, тем более внутри одной и той же бурятской ламаистской веры.

Мы думаем, что пандидо Хамбо лама воспримет нашу реплику соответственно своему положению: пандидо – высокопросвещенный, хамбо – руководитель церкви, лама – ответственный за веру в Будду, направляющий думы и чаяния верующих.А верующие, надеемся, придерживаются принципов Будды.

Хочется, чтобы мы не мелочились в больших, нужных, необходимых народных делах.

От имени Совета старейшин Тункинского района:

Н. Манзаев, заслуженный работник сельского хозяйства республики, кавалер ордена «Знак Почета»

В. Сыдеев, заслуженный работник физической культуры РФ и РБ, заслуженный тренер СССР и РФ

С. Махаров, заслуженный работник сельского хозяйства республики, с. Хойтогол

С.-Р. Базаров, ветеран труда, общественный деятель, с. Хойтогол

Д. Сушкеев, ветеран труда и Великой Отечественной войны, кавалер боевых орденов и медалей, общественный деятель, с. Хужиры

А. Ангархаев, народный писатель Бурятии, доктор исторических наук, заслуженный работник культуры РФ, кавалер ордена Дружбы

На платной основе

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях