В эксклюзивном интервью нашему изданию депутат Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» Иринчей Матханов откровенно поднимает самые злободневные проблемы нашей республики. По его мнению, это спасение бурятского языка, перезагрузка власти и поиск для республики новых реальных больших денег.
- Иринчей Эдуардович, представьте, что у вас есть возможность решить любую проблему Бурятии. С чего бы вы начали?
- С самого главного. С того, что вытянет за собой все остальные наши беды. Все жители Бурятии сегодня чувствуют, видят и понимают - нынешняя республиканская власть работает откровенно плохо. Хватается то за одно, то за другое. Никакой последовательности и плана. Сложилась примета: если одно подлатали, значит, другое посыпалось. Лично я не знаю ни одной стороны жизни республики, где бы не было серьезных проблем. Поэтому и говорю: начинать следует с самого главного.
- И что же, по вашему мнению, самое главное?
- Нужно относиться к Бурятии не так, как сегодня делают чиновники-временщики: «наураганили и ускакали». Смотреть надо на полвека вперед. Знать, что останется после нас на этой земле.
Я сейчас не громкие слова говорю. Всё очень конкретно. Прежде всего, руководство республики должно ориентироваться на интересы Бурятии. И не предавать их ради крупных олигархических структур, не «ложиться под соседние регионы», а думать, что выгодно нам самим. Нашим родителям и детям. Нам всем надо перестать быть чужими на нашей родной бурятской земле!
- А как же государство? Предлагаете отгородиться от всей остальной России?
- Напротив, я предлагаю еще крепче соединиться со всей Россией. Необходимо как можно быстрее перестать быть «регионом-двоечником». В этой связи внимательно прочтите послание президента Путина на 2013 год. Его главная мысль - сделать чиновников, политиков, предпринимателей, силовиков патриотами. Путин прямо сказал: России требуется «патриотизация элит». Сильные люди должны служить интересам своей страны и региона. Для меня это значит: сильная Бурятия – сильная Россия. Другого не дано! Поэтому я настойчиво предлагаю как можно быстрее начать думать по-бурятски. Это нужно не только нам, но и всей России.
Кроме того, вы же знаете, какое внимание сегодня президент уделяет конкуренции среди регионов страны. А Бурятия топчется в самом хвосте… Стыдно. Ситуацию надо срочно менять, иначе будет поздно.
- С этой мыслью согласится любой житель Бурятии…
- Уверяю вас, большинство наших чиновников думают по-другому. По этому, когда я говорю о необходимой перезагрузке власти в республике, меня начинают поливать грязью. Редкий день обходится без какой-нибудь провокации. Ничем не гнушаются. Я понимаю, почему они лгут. Просто очень боятся потерять свои места. Терпимо еще, когда бьют меня. Хуже, когда задевают семью… Давайте эту тему оставим.
- Вы много раз писали и говорили, что перезагрузку региональной власти надо делать как можно быстрее. Зачем спешить?
- Как это зачем спешить? Во-первых, чем быстрее мы сделаем Бурятию экономически сильной, тем лучше в ней будет жить каждая семья, каждый наш житель. Во-вторых, посмотрите на карту России десятилетней давности. Несколько лет назад регионов было больше. Часть экономически и политически слабых регионов объединили с более крупными. Исчезли Корякский, Ненецкий и Усть-Ордынский автономные округа. Исчезли Коми-Пермяцкий и Агинский автономные округа. Под вопросом Ямал, Курганская область.
Заверяю вас, что этот процесс не закончен. Совсем недавно спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что регионы и дальше будут объединять. Государству не нужны дотационные и отсталые регионы. Поэтому, если мы не создадим бурятское экономическое чудо, через 10 лет мы можем исчезнуть как самостоятельный регион. Быть или не быть Бурятии - вот политическая повестка ближайшего времени! И я не сгущаю краски, это сегодняшняя наша реальность.
- Как создать бурятское экономическое чудо?
- Рецепта всего три. Начать необходимо с того, чтобы вернуть доверие президента Путина к нашему региону. Путин нам не верит. Путин не доверяет нашему руководству! Наша региональная власть чудовищно неэффективна. Поэтому все серьезные экономические проекты проходят мимо. Всё отдают Иркутску, где новый и вхожий в Кремль губернатор Ерощенко. А сейчас еще и Чите, где, скорее всего, в сентябре выберут моего друга и однопартийца-«справедливоросса» Ильковского. Когда станем регионом, где власть работает прозрачно, и деньги придут, и президент активно поддержит.
Второй рецепт. У нас в Бурятии всего несколько крупных предприятий, которые могут стать «точками роста» региональной экономики. Уверен, что вокруг них должны быть созданы полноценные экономические кластеры, а это новые деньги для республики и новые современные рабочие места. В экономической программе партии «Справедливая Россия» есть очень важный пункт о создании 100 000 рабочих мест. Кстати, эксперты говорят, что эта задача амбициозная, но при определенных условиях выполнимая. Если мы этого добьёмся, то изменится и модернизируется вся структура нашей экономики.
Кроме того, у нас под боком Монголия и Китай, которые давно хотят вкладывать деньги в наш регион. Надо только создать под это соответствующие условия. В общем, у нас есть все возможности, чтобы сделать в Бурятии экономический рывок.
- Можете привести удачные примеры такого быстрого развития в национальных республиках и округах? И что для этого требуется еще?
- За примерами далеко ходить не надо: Башкирия, Татарстан, Ханты-Мансийск. Все эти территории полноценно воспользовались своими преимуществами.
Современные и мощные регионы. На всех этих территориях экономический рост был связан с возрождением обычаев, религии и национального языка. Безусловно, начинается всё с культуры, которая более важна, чем экономика. За это я отвечаю головой.
Поэтому особое внимание следует уделить сохранению бурятского языка. Потеряем бурятский язык – потеряем республику! Без родного языка мы никому не нужны. Сегодня на изучение бурятского языка выделяется всего 6 млн рублей, а надо в сто раз больше. Похоже, что власть систематически убивает бурятский язык. Вместо реальной поддержки национальной культуры – показуха. Через три года в республике умрет последний чистый носитель бурятского языка. Тогда будет поздно.
Особо отмечу, что сохранение бурятского языка не какой-то там «пещерный национализм». Это экономически выгодно и для русскоязычного населения республики. Когда у региона будет свое лицо, свои четкие экономические и политические интересы, к нам и в Москве будут по-другому относиться. В республике больше будет оставаться денег, пойдут реальные инвестиции. В этой связи, посмотрите, как расцвела Казань. Провели фантастическую универсиаду, город стал совершенно европейским. Всё это за счет сохранения татарского языка и культуры. Русскоязычных теперь из Татарстана и «калачом не выманишь», там у них высокооплачиваемая работа, достойное качество жизни и будущее. Также должно быть и у нас.
Валерий Гордеев
Политика
3665