В Улан-Баторе идет подготовка к научному семинару по российско-монгольским отношениям. Это будет уже второй семинар, первый прошел в июле в БГУ под говорящим за себя названием "Актуальные проблемы современных российско-монгольских отношений"
Несмотря научность мероприятия, оно стало знаковым и для тех, кто принимает ответственные политические решения. Как известно, с назначением Вячеслава Наговицына в руководители Бурятии, одним из заявленных перспективных направлений развития республики стало расширение экономического сотрудничества с Монголией.
Прошло время, гл предпринятые усилия не привели к каким-либо серьезным подвижкам. Вспоминается разве что проект закупки монгольских овец, который так и закончился пробной партией. И дело здесь не в нежелании республиканской власти, как оказалось, сейчас и для Кремля не самое подходящее время для выстраивания взаимовыгодных отношений с Монголией.
Эксперты констатируют: в двухстороннем сотрудничестве наступила стагнация. Не заключено ни одного стратегического соглашения – стороны на официальных встречах лишь клянутся во взаимных намерениях.
Закономерно возникает вопрос – неужели мы с монголами такие разные, что власть предержащие не могут договориться? А может быть, наоборот, руководства стран не находят общий язык по политическим причинам и соответственно мы становимся все дальше друг от друга, живя по соседству? Именно такие вопросы задавали ученые в ходе упомянутого семинара, в котором приняли участие монголоведы из БГУ и БНЦ, а также представители Монголии - сотрудники Института международных исследований Академии наук Монголии.
Дилемма роста
Как оказалось, научная общественность стран еще в 2012 году озадачилась работой над совместным грантом Российского гуманитарного научного фонда и Министерства образования и науки Монголии "Возвращение России в Монголию: модели и сценарии". Хотя и название гранта заявляет об исключительно российской заинтересованности в изучении проблемы, монгольские, не только ученые, но и политики озабочены торможением развития двустороннего сотрудничества. Ведь в монгольском обществе это в основном воспринимается как падение интереса России к стране.
Забегая вперед, отметим, что сами монголы во многих вопросах будущего развития страны имеют разные взгляды, порой противоположные. Действительно у наших соседей огромная дилемма: как организовать экономические процессы так, чтобы они были оптимальны с двух сторон: соблюдались интересы Монголии и создавались условий для привлечения иностранных инвестиций.
При этом нельзя забывать о необходимости соблюдения принципа равновесия во внешней политике, который базируется на трех "китах": Россия, КНР и так называемый "третий сосед" в лице США, Японии, Южной Кореи, Евросоюзе и т.д. Возможно, в Монголии пока еще не нашли золотую середину. Именно поэтому в прошлом году президент Ц.Элбэгдорж своим указом приостановил выдачу лицензий на разработку месторождений.
Россия – гарант безопасности Монголии
Неудивительно, что бурятские ученые были единогласны в том, что "Россия является в ближайшие годы единственной реальной альтернативой в деле сохранения безопасности Монголии". Достаточно очевидный тезис мог показаться попыткой выдать желаемое за действительное. Но монгольские ученые отчасти его подтвердили.
Наряду с экономической выгодой в виде налоговых поступлений, деятельность приходящих в страну компаний сопряжена с созданием для Монголии проблем, в т.ч. экологических. Инвесторы не заинтересованы в долгосрочных проектах и восстановлении экологии. Инвестиции последних лет (т.е. без участия РФ) на 80% пришлись на добычу полезных ископаемых, причем на обрабатывающую промышленность было потрачено всего 0,03 %.
- Западные страны хотят быстрее изъять природные богатства и уехать, а Монголия останется с разрытыми месторождениями и экологическими загрязнениями – с болью отметил кандидат экономических наук профессор Даваасурэн.
В качестве негативного примера монголы рассказали о месторождении золота Бороо, которое за пять лет канадская компания "Сентерра Голд", добыв все золото, превратила в очаг экологической катастрофы.
- В Монголии сейчас идут дебаты о роли российских компаний в угледобывающем секторе. Некоторые выдвигают обоснования о необходимости присутствия россиян в угольной промышленности из-за монополии китайских компаний, которые диктуют низкую цену на монгольский уголь для экспорта. Поэтому только при помощи правительства России и льгот для транспортировки монгольского угля через Восточную Сибирь и Дальний Восток, мы можем увеличивать конкурентоспособность нашего высококачественного угля и тем самым удерживать цену на оптимальном уровне - сообщил в докладе "Политика правительства обновления Монголии в стратегических областях и интересы России" директор Института международных исследований кандидат профессор Доржийн Шурхуу.
Но есть и не лишенные здравого смысла доводы о том, что Россия – нежелательный партнер Монголии по совместной разработке монгольских ископаемых.
- У России есть огромный потенциал для собственной угледобывающей отрасли: большие запасы качественного угля, транспортные возможности в лице Транссибирской магистрали. Помимо этого, у России есть больший интерес к экспорту на китайский рынок. Поэтому здесь РФ может оказаться конкурентом Монголии – добавил ученый.
Прагматичная политика Элбэгдоржа
В докладе кандидата политических наук доцента БГУ Владимира Родионова "Российско-монгольские отношения и выборы президента – 2013" отражен свежий взгляд на внешнюю политику Монголии по отношению к России. У нас привыкли воспринимать президента Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа как ярого сторонника "проамериканского" курса во внешней политике.
Прошедшие в июне президентские выборы, как и парламентские 2012 года, воспринимались как голосование за США или за Россию. И большая часть российских СМИ даже с некоторой радостью оповестили о незначительной победе Ц.Элбэгдоржа, который обеспечил себе "слабый отрыв от конкурентов". Но, похоже, в научной среде пришли к общему мнению, что это всего лишь поверхностный взгляд.
Как считают ученые, причиной отсутствия заключенных договоров с российской стороной во время первого срока правления Ц.Элбэгдоржа совершенно не является то, что он в начале 2000-х годов учился в США. Ответственность за это должна разделить и ныне оппозиционная Монгольская народная партия, которая руководила правительством, начиная с 1990 по 2012 год, лишь с небольшим перерывом на четыре года.
Более того, с избранием Ц.Элбэгдоржа президентом произошла интенсификация российско-монгольских контактов на высшем уровне, включая взаимные визиты президентов в 2009 и 2011 годах. Кроме того, говоря о внешнеполитических приоритетах Улан-Батора, ошибочно предполагать, что правящая элита представляет из себя единое целое.
- Элита, которая обладает крупными месторождениями и компаниями, ориентирована на Китай. Есть представители элиты, которые размышляют более трезво. И в этом смысле нынешний президент является более прагматик, чем те, кто могут сказать: "Я люблю Россию", но ничего для этого не делать – заключает Владимир Родионов.
Теперь становится очевидным, что в Бурятии, впрочем, как и во всей стране, должны осознать вполне обнадеживающую мысль, что монголы, избрав Ц.Элбэгдоржа, не сделали шаг в сторону от России.
Точки сближения
Выступая с докладом "Новые вызовы российско-монгольских торговых отношений", А.Даваасурэн выразил сожаление, что современное российско-монгольское сотрудничество не отвечает интересам народов двух стран. Российская доля во внешнем товарообороте Монголии снижается и, судя по статистике, замещается торговлей с Китаем.
Если в 1990 году российский экспорт составлял 78,3%, а китайский – 1,7%, то в 2011 году показатели приняли зеркальные значения: РФ – 1,9% экспорта Монголии, КНР – 92,1%. Такая же картина наблюдается в монгольском импорте: с 1990 год по 2011 годы доля РФ снизилась с 77,5 % до 24,6%. А теперь сравните цифры – за это же время китайская увеличилась с 2,4% до 30,6%.
Эти цифры позволяют сделать печальный как для самих монголов, так и для российских интересов вывод: с учетом преобладания в экспорте полезных ископаемых, Монголия фактически превращается в сырьевую провинцию КНР.
Но, по мнению Даваасурэна, этот перекос в экспорте можно исправить. Новые перспективы для развития российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества создаст продолжение начатой в прошлом году интеграции России в ВТО, которое устранит препятствия для либерализации взаимной торговли. В первую очередь, необходимо достигнуть соглашения между Россией и Монголией по уменьшению импортных тарифов и нетарифных мер.
Это поспособствует интенсивному росту внешнеторгового оборота между Россией и Монголией и приграничной торговли между субъектами РФ с Монголией. Также в целях развития торгово-экономических отношений между Россией и Монголией Даваасурэн предложил поощрять инвестиции российских предпринимателей в реализации крупных проектов по созданию дорожной инфраструктуры (железной дороги с протяженностью 1100 км и автодорог государственного и местного значения), строительству промышленного парка металлургического и угольно-перерабатывающего производства "Сайншанд" и т.п. По всей видимости, данное предложение обращено к монгольским властям.
Но, очевидно, что Улан-Батор ни в коем случае не пойдет на преференции по отношению к российскому бизнесу, впрочем как и к любому с другой государственной принадлежностью. Отсюда возникает вопрос, может ли Москва поощрить чем-либо (налоговые льготы, например) наш бизнес на выход на монгольскую сторону с выгодными предложениями.
Построят ли ГЭС на Селенге?
Семинар завершился дискуссией по докладу Иннокентия Актамова "Экологические проблемы России и Монголии: современное состояние проблемы". Как положительный фактор развития Монголия отмечено то, что в настоящее время правовая база в области охраны окружающей среды находится под пристальным вниманием мировой общественности и населения Монголии. Но ученые недовольны небольшим вниманием финансированию природоохранных мероприятий.
В 2013 выделено 82 млрд. тугриков на Министерство окружающей среды и экологического развития. Из них всего лишь 6 млрд. – на непосредственную реализацию экологических мероприятий.
В прошлом номере ИП опубликовано заявление министра окружающей среды и экологического развития С.Оюун о том, что в Монголии не ведутся какие-либо работы по разработке технико-экономического обоснования строительства ГЭС. Но семинар показал, что обсуждение этой возможности в настоящее время едва ли не самый активно обсуждаемый вопрос на официальных российско-монгольских встречах. Удивление собравшихся вызвало сообщение о том, что лобби по продвижению проекта "Шурэн" оказывают заинтересованные лица не только в Монголии, но и в России.
Отсюда ученые сделали вывод – "строительство ГЭС вопрос уже не столько экологический, сколько вопрос большой политики". Сославшись на монгольскую газету, профессор Шурхуу заявил, что на деньги Всемирного банка идет разработка технико-экономического обоснования строительства ГЭС на реках Шурэн и Эгийн.
Но одновременно монгольские участники семинара заверили российских в том, что сейчас в Монголии вопросам природоохраны уделяется много внимания. Экология стала во многих вопросах главнейшим приоритетом. Озабоченность россиян им понятна, поскольку они борются с проблемой номер один – опустыниванием. По расчетам монгольских ученых, к 2020 году Улан-Батор может остаться без воды. В связи с этим в прошлом году даже была создана администрация реки Туул. В этом году планируется создать 28 подобных госорганизаций.
Таким образом, проблема освоения ресурсов трансграничной реки Селенги остается актуальной и будет в дальнейшем влиять на российско-монгольские отношения на всех уровнях от государственного до масштаба приграничных администраций. Но, по мнению ученых, данная проблема не кажется таковой по сравнению с российско-китайским диалогом по поводу проекта изменения русла реки Хайлар. В отличие от монгольских властей КНР не уделяет особого внимания протестам экологов.
Сверка часов
В ходе дискуссий не обошлось без критики в адрес властей двух государств. Правда, участники конференции показали себя дипломатами и поругали лишь свои правительства. Россияне назвали происходящее в нашей стране "бардаком". Монголы же в разгар обсуждения экологических вопросов пожаловались на коррумпированность государственного аппарата. "Кто сидит (прим. - чиновники), имеет через родственников доли в крупных компаниях и лицензии на разработку месторождений".
По мнению российских и монгольских ученых, семинар позволил им "сверить часы". Его продолжением должно стать ответное научное мероприятие, которое пройдет осенью в г.Улан-Батор. Для наших ученых это возможность понять логику экономических преобразований Монголии, которые происходят без участия России, но при активном содействии Китая и "третьего соседа".
Для монгольских – далеко ли они ушли от России, цели которой в Монголии пока не ясно выражены. Остается надеяться, что вслед за учеными общий язык смогут найти и власти.
Алексей Романов
Фото: http://cursorinfo.co.
Политика
2507