Пожарная машина, подаренная Тугную президентом страны, до сих пор «бесхозная» и находится на содержании населения
Горящие головешки, словно метеориты, разлетались в разные стороны, раскаленный шифер с треском врезался в сугробы, а искры большого пожара вместе с дымом поднимались в ночное декабрьское небо.
- Вот такой новогодний фейерверк устроили селу местные жители, - рассказывает Андрей Рютин.
Новый, 2013, год единственный водитель-пожарный села Тугнуй Мухоршибирского района встретил в бане... В горящей бане своих односельчан. Правда, сценарий «Иронии судьбы, или С легким паром» изменился - старая проводка не выдержала жаркой встречи Нового года и стала угрозой для жизни тугнуйцев.
- Тогда было не до шуток. Могли погибнуть люди. А я же тут один – и за водителя, и за пожарного. Я сам, как новогодняя елка, горел. Хорошо хоть сын приехал на праздники, - вспоминает Андрей Рютин, потирая опаленные ресницы и брови.
Еще четыре года назад житель Тугнуя и не подозревал, что будет работать в таких условиях. Однако пресловутый звонок Даши Варфоломеевой президенту страны изменил и его жизнь. Владимир Путин подарил селу пожарную машину. Подарок стоимостью в четыре миллиона рублей мог превратиться в музейный экспонат. Спасительница Тугнуя, Бома, Ново-Спасска до сих не принята на баланс ни муниципального, ни районного бюджетов. На сходе жители решили самостоятельно собирать «кто сколько может» на содержание машины.
- Она уже 18 пожаров потушила, каждый помню, как сейчас. Но почему-то местным властям она не нужна. Воду приходится брать из водоколонки, хотя здесь есть специальный водопровод для заправки машины. Горючее покупаем на собранные деньги с населения, а гараж отапливается только потому, что здесь стоит «Волга» администрации. А так бы и на отопление гаража денег не нашлось, - объясняет ситуацию пожарный.
По словам жителя Тугнуя, еще в 2011 году глава Бурятии Вячеслав Наговицын обещал на общем собрании включить машину в реестр на 2012 год. Однако ни тогда, ни сейчас этого не произошло – «Урал» до сих пор стоит бесхозный.
- Мы бьемся, бьемся. А у нашей администрации откуда деньги? Этим глава района Петров должен был заниматься. А кто же еще? Я уже говорил: «Как не стыдно со стариков и старух собирать деньги на содержание всего этого», - возмущается Андрей Рютин.
Андрей Рютин до сих пор не получил статус добровольного пожарного. Хотя в год ему приходится выезжать на пожары по несколько раз. В прошлом году ему еле удалось отбить село Бом. Тогда он выехал тушить «Жигули». Автомобиль ни с того ни с сего вспыхнул на федеральной трассе. Вызволение из огня одного водителя превратилось в спасение целого села. Беглый низовой пожар подошел вплотную к Бому. Пожарный еще с трассы заметил задымление и суету – местные жители отбивали свои дома подручными средствами. Андрей вместе с водителем «Жигулей» бросились на помощь.
- Если бы не эта случайность с «Жигулями», Бом могли не спасти. Там и наш единственный «Урал» не помог бы. Вовремя подоспела еще одна пожарная машина из Мухоршибири, - вспоминает пожарный.
Андрей продолжает обращаться во все инстанции, чтобы найти возможность хотя бы к зиме пристроить подарок Путина.
Мухоршибирский район
3461