Наиболее эффективное развитие села — купля-продажа сельхозугодий и гарантированная реализация продукции
Первый зампред правительства РБ Александр Чепик на заседании министров в конце июня остался недоволен работой Министерства имущественных и земельных отношений. Дескать, оно слишком заполитизировалось на мобилизации земельного налога и эффективности предоставления налоговых ставок. На мой взгляд, тут картина иная. Здесь, по сути, продолжается потеря так и не восстановленного управления сельскохозяйственным производством и сельскими территориями. И не столько Министерством имущественных и земельных отношений, а сколько Министерством сельского хозяйства.
Прошло уже почти 10 лет после принятия ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Был законодательно закреплен переход на новые принципы организации самого близкого народу уровня власти – муниципального.
Новые органы самоуправления власти (МСУ) были сформированы, наделены имуществом и на первых порах финансовыми средствами. И с 2006 года приступили к исполнению своих полномочий. В итоге сегодня, как у Стругацких: «Бороться за то, чтобы борьба стала главной задачей всей борьбы».
Селяне приспособились к хаосу
Сколько ни делай соцопросов, больше 40% селян не удовлетворены деятельностью своих МСУ. Суть созданной вертикали власти получается такая: внизу у власти много обязанностей и мало прав, а наверху всё наоборот.
Самые бюджетообразующие отрасли в муниципалитетах – образование – 60 - 70%, здравоохранение – 14 - 16%. Более 50% налоговых поступлений в их бюджет – налоги с физических лиц. Где бизнес, производство? Как превратить МСУ из органов власти в хозяйственное подразделение? Что, кстати, в конечном счете и предусматривается реформой МСУ.
В сущности, власть – это экономика. Если экономика сельских территорий в удручающем состоянии, то любая власть кроме раздражения ничего не вызывает. А сегодня из-за высокой дотационности бюджета районов (до 2/3) эффективное социально-экономическое их развитие не представляется возможным. Большинство населения там думает: не было бы хуже. И не стремится к лучшему. Сильные оттуда уехали, средние в ЛПХ, а слабые вообще перестали работать. Селяне приспособились не столько к новой экономической системе, сколько к хаосу с иждивенческой установкой на образование и здравоохранение. И потому стремятся свести к минимуму свое участие в деятельности государства, в частности, платить налоги. С другой стороны, они только и надеются на государство, взаимодействуя с ним через «черный ход».
Как общество реагирует на действия власти, так она и будет себя вести. МСУ сейчас как растревоженный улей. Команды в своем большинстве просто растерялись, столкнувшись с уровнем проблем, стоящих перед ними. Умения работать в этих условиях пока нет. Хватаемся за административно-командную систему. В краткосрочной перспективе это может оказаться эффективным. Но что потом?
Откуда взять деньги для села
Новый уклад жизни тесно связан с модернизацией сельского хозяйства. Но сегодняшняя динамика роста сельхозпроизводства не есть эффективное его развитие. Об этом говорит финансовое состояние хозяйств. Все достигнутые результаты зыбкие и легко могут быть утрачены. Предприятия, хозяйства оцениваются не по прибыли, себестоимости, рентабельности, что логичнее с экономической точки зрения, а по количественным показателям: площади посева, количестве голов скота, сдаче литров молока на переработку и т.д.
И деньги из бюджета на стимулирование их развития выделяются именно на основании этих количественных показателей. Надо сменить критерии отчетности и оценки сельхозпроизводителей от количественных к качественной – рентабельности. Это единственный показатель конкурентоспособности товара. Рост рентабельности принципиально меняет ситуацию на рынке капитала. И сектор сельского хозяйства становится привлекательным для краткосрочной кредитной, инвестиционной деятельности с окупаемостью 1 - 3 года. Как сейчас в торговле. Но там рынок капитала достиг насыщения. Капитал ищет себе другие сферы применения. Строительство уже занято, а услуги ЖКХ из-за отсутствия его модернизации пока не привлекательны. Остается сельское хозяйство.
Рентабельность сельского хозяйства, приход туда капитала вызовут спрос на сельхозугодия, на землю. И тогда сразу ускорится формирование рынка земли. Она начнет концентрироваться у наиболее эффективных ее пользователей.
Пока этот процесс действительно слишком заполитизирован, потому заблокирован и пущен на самотек при отсутствии ответственности за замороженные проблемы.
Как добиться рентабельности
Формула действий по достижению прибыльного, рентабельного хозяйства проста: сближение закупочных цен на сельхозпродукцию с розничными (потребительскими). Определим механизм сближения закупочных цен с постоянно растущими розничными – вот это и будет основой для достижения необходимой рентабельности, создания внутреннего инвестирования сельского хозяйства.
Сейчас сбыт отдан на откуп случайным субъектам, не принимающим участия в производстве. Именно они и стремятся забрать максимум в возрастающем разрыве закупочных и розничных цен. И правительство, дотируя сельхозпроизводство, фактически продолжает их обогащать. А это и есть ресурс внутреннего самоинвестирования сельхозпроизводства.
Ни одна программа развития АПК не содержит четких мероприятий по созданию системы гарантированного сбыта сельхозпродукции. Необходимо прекратить рекламировать и реализовывать ошибочную цепочку товарообмена «сельчанин — горожанин». Она все равно будет реализовываться под чьей-то «крышей». А вот схемы гарантированного сбыта будут реализовываться под «крышей» государства. Законодательное утверждение закупочных цен — менее деструктивная форма для рынка, чем дотации.
Нужно управлять землей и сбытом
Таким образом, самым эффективным направлением реформирования АПК будет создание гарантированного сбыта сельхозпродукции с интенсивным развитием купли-продажи земли. Это приведет к усилению концентрации и специализации ЛПХ, к созданию коллективных фермерских хозяйств, агрофирм. Насколько этот процесс будет быстрым - зависит вообще выживаемость села. Кадастровая оценка земли, оформление собственности на нее и, соответственно, оплата земельного налога.
И не отказ от «политиканства» Минимущества, и не мораторий на изъятие неиспользуемых сельхозугодий, а управление Минсельхозом землей и сбытом приведут к тому, что налог на землю, недвижимость и операции с ними составит 50 - 70% местных налогов МСУ, а не 4 - 6%, как сейчас.
Ведь были же сделаны первые шаги в 2011 году, когда в республике приняли Закон «О наделении организаций МСУ отдельными полномочиями по поддержке сельхозпроизводства...». Где продолжение?
Фото russianstock.ru
Бизнес
1620