У «Справедливой России» не оказалось предвыборной программы
В период выборов желание партий быть привлекательными для избирателей особенно обостряется. Но привлекательность и авторитет создаются годами. Это сложная работа и, как правило, незаметная для большинства граждан. Лишь с годами у людей вызревает доверие к той или иной партии. Что делать, если этого нет, но очень хочется причислить себя к политической элите и иметь от этого дивиденды? Здесь есть палочка-выручалочка – политический популизм. Рассмотрим это на примере предвыборной агитации партии «Справедливая Россия».
Предложение-пустышка
Уж очень агрессивно эта партия навязывает избирателям мысль, что ей под силу в кратчайшие сроки и в разы улучшить жизнь населения республики. Проанализировать программу Бурятского республиканского отделения «СР» невозможно, т.к. ее проработка еще не закончена, и в этом открыто признается его лидер Иринчей Матханов. Остановимся на высказываниях Матханова в статье «Бурятию ждет перезагрузка власти». Отметим, что необходимым признаком популизма являются «слова-прятки», позволяющие заменить разговор по существу на пустые, но хлесткие лозунги и обещания.
Матханов утверждает: «Мы разработали республиканскую программу «100 000 новых рабочих мест». Наша партия знает, как этого добиться». Но как будет решена эта сверхзадача, далее не говорится. Если бы он поведал миру, как это сделать, то, несомненно, заслужил бы Нобелевскую премию в экономике как минимум. Сдается, что только человек, не понимающий экономической сути создания рабочих мест, может так лихо обещать появление 100 тысяч точек приложения эффективного труда.
Действительные рабочие места могут возникнуть лишь там, где производят более качественные, дешевые и брендовые товары. В нынешних жесточайших условиях конкуренции только по-настоящему инновационное производство создает рабочие места. Что может предложить в сфере материального производства Матханов? Ничего!
То ли десять, то ли сто
Почему в России так плохо с инновациями? Причин много, важнейшая из них – отсутствие или плохая разработка законодательной базы. Вот какие проблемы должны занимать депутата высшего законодательного органа страны! Но это, видимо, слишком тяжелая задача для партийного лидера, который даже для себя не определился, сколько рабочих мест он хочет создать. В газетах эсеры пишут «100 тысяч», в листовках - «10 тысяч».
Когда цифры гуляют десятикратно, о чем это говорит? Лишь о безмерном желании «пошуметь» перед народом. Шумим, брат, шумим! И это первый и, вероятно, главный приоритет партии «СР».
Эсеры за вмешательство в семейную жизнь?
Сложнее со вторым приоритетом. Здесь все свалено в одну кучу: и семейные ценности, и коррупция, и проблемы карьерного роста, и клановость. Между тем проблема семьи и семейных ценностей выходит за рамки партийно-политической деятельности. Стремление вмешаться в этот вопрос сильно попахивает душком советской эпохи, когда личная жизнь человека выносилась на всеобщее обсуждение.
Что касается семейственности, клановости и их следствия — местечковости, то это, к сожалению, не самая привлекательная сторона народа Бурятии. Но это явление представляет собой проявление традиций и обычаев, порожденных многовековым устройством жизни.
Эти традиции в последнее время претерпевают существенные изменения, что связано не с деятельностью политических групп, а с новыми экономическими отношениями. Возможности партий в этом вопросе крайне ограничены, а цели сомнительны. Не нужно искусственно нагнетать напряжение, утверждая, что кто-то целенаправленно «разодрал» республику. Это чистой воды популизм.
Спекуляции на родительских чувствах
Несерьезны сетования Матханова на отъезд людей из республики. Политику пора уяснить простую истину – мир стал иным, предлагающим новые возможности, которые не может дать отдельно взятый регион. Не нужно спекулировать на неизбывном желании родителей иметь всегда рядом своих детей.
Более серьезная проблема в другом: желает ли молодежь вернуться обратно в Бурятию?А это возможно лишь тогда, когда республика станет для них и социально, и экономически привлекательной. Это большая работа, незаметная, рутинная, а главное, ответственная. Популизм здесь ничего, кроме иллюзий, не принесет.
Самозванец
Коррупция как крайне опасное социальное явление подрывает безопасность страны. Большая часть населения это осознает. Матханов, кроме констатации этого факта, ничего предложить не может. К сожалению, ни он, ни фракция «СР» в Хурале не зарекомендовали себя борцами с этим злом. Отсутствие борьбы с коррупцией, по сути, означает в нынешних условиях потакание ей.
Матханов не останавливается даже перед откровенным передергиванием фактов. Его утверждение «Путин поддержал борьбу партии «Справедливая Россия» в Бурятии против жуликов и воров…» относится либо ко всем, причисляющим себя к борцам с коррупцией, либо он должен продемонстрировать документ, подтверждающий, что борьбу с коррупцией в Бурятии президент поручил только БРО «СР». Все это выглядит весьма несерьезно.
Бурятия – не капризный ребенок
О третьем приоритете эсеров говорить вообще не приходится, т.к. он сведен к возможности лоббирования интересов Бурятии в правительстве России. Это одна из функций депутатской деятельности.
Говоря об этом, Матханов отмечает, что Бурятия обижается на Москву. Не следует относиться к жителям республики как к капризному ребенку, постоянно обижающемуся на кого-либо. Пренебрежительный тон в любой степени по отношению к народу просто нетерпим.
Психология иждивенца
Громкие лозунги не так безобидны, если они, с одной стороны, подкрепляются популизмом, а с другой - будоражат первородные инстинкты человека.
Рассмотрим один из них - «Бурятия превыше всего!». О своем патриотизме можно было сказать привычными словами о любви к родине, о гордости и боли за нее. Зачем была нужна калька известного фашистского лозунга «Германия превыше всего»? Возникает резонный вопрос - превыше чего и кого ставят эсеры Бурятию? России, других регионов?
Желание поставить республику в особые льготные экономические условия, по сути, является иждивенчеством, идеологией «безбилетника», стремлением переложить собственные проблемы на плечи других. Это и есть матхановское «думать по-бурятски».
Педалирование на особенность отдельного региона, отдающее националистическим привкусом, неизбежно приводит к печальным итогам. Примеров этому в истории немало. Сегодняшний разговор о том, что Бурятия превыше всего, завтра может перерасти в крики, что буряты превыше всех. Общественный деятель, обладающий даже малой толикой ответственности, не вправе играть в столь опасные игры.
Эсеры против бурятского языка
Матханов призывает сохранить родной язык, сетует, что на изучение бурятского языка выделяется всего 6 млн рублей. Но только на телепрограммы на национальном языке выделяется более 10 млн рублей. Изучение его в школе финансируется в рамках расходов на образование, составляющих в целом почти 7 млрд рублей в год. 8 млн рублей выделено на республиканскую целевую программу «Сохранение и развитие бурятского языка». Это дополнительная мера государственной поддержки языка.
Между тем фракция «Справедливой России» из 6 депутатов в Народном Хурале никогда не ставила вопроса о состоянии дел в языковой проблеме. Сам миллиардер Матханов не потратил ни рубля на проекты по поддержанию родного языка. Более того, эсеры выдвинули кандидатом в депутаты по Шишковке Геннадия Федика, добивающегося запрета изучения бурятского языка в школах.
Как преодолеть деградацию народа
Думать по-бурятски – сегодня это во многом заниженный уровень социальной ответственности как перед самим собой, так и перед обществом. Это идеология трайболизма, разделяющего народ по родоплеменному признаку. Отсутствие навыков экономического расчета и постоянное желание выпрашивать у центра деньги и привилегии. Непонимание приоритетности институциональных, а не личностных факторов в развитии республики, не благосклонности Путина к Бурятии по-матхановски, а выстроенной системы политических и социально-экономических отношений между регионом и федеральным центром. Это безосновательная амбициозность, выражающаяся в безумном преувеличении имеющихся возможностей, рождении фантосмагорических прожектов, и претензии ко всем, кто подвергает их сомнению.
Навязать мыслить по-бурятски – призыв к движению вспять, к деградации. Нашему народу необходимо стремиться вырваться из этого порочного круга, научиться мыслить в русле общемировых культурных ценностей и традиций.
Депутат-неудачник
Мышление по-бурятски свойственно самому Матханову, что выразилось в в его амбициозном заявлении «За будущее родной республики отвечу головой!». Ничего, кроме улыбки, у нормального человека эти слова вызвать не могут. Даже президент России не позволяет себе такие слова.
К разряду таких же относятся заявления Матханова, будто он получил высочайшее одобрение на перезагрузку власти и газификацию республики.
Напомним, что решение хозяйственных вопросов, например газификации, - это прерогатива исполнительной власти, а не депутатов.
Два Матхановых
Перечисленные выше черты мышления по-бурятски, по-матхановски невольно рождают двойственность суждений и поступков. Двойственность мышления – это стремление соединить взаимоисключающие явления и факты, а также систематическое перебегание с одной позиции на другую и обратно.
Матханов утверждает, что республиканская власть абсолютно неэффективна, «уже сегодня Чита опережает Улан-Удэ на несколько шагов». И тут же обратное: «Жители республики, действительно, стали жить немного побогаче…Позитив есть. Нам даже завидуют жители Забайкальского края».
Невозможно понять позицию Матханова в оценке результатов руководства республики. Возможно, это элементарная уловка, сохранение шанса при необходимости поменять свою позицию на диаметрально противоположную?
Кем хочет стать Иринчей?
Перезагрузка означает существенное, кардинальное изменение существующего порядка. Матханов в агрессивно-уверенном стиле пытается убедить, что именно эсеры будут в корне менять власть и определять ее судьбу. Любой субъект политического процесса ставит цель захватить власть или влиять на нее, это понятно.
Непонятно другое: кем же все-таки хочет стать Матханов - перезагрузчиком или помощником Наговицына в этом деле? Цитируем: «Мы готовы поддержать правильные инициативы В. Наговицына. «Справедливая Россия» - его первый и главный помощник в перезагрузке власти».
Партия «СР» готова одновременно и перезагружать власть, и быть помощником, порученцем у власти. Однако именно перезагрузчик сам определяет суть и направление перезагрузки, а помощник лишь служит и исполняет указания. Это логика запасного аэродромчика в сношениях с властью. За легким шантажом власти скрывается желание на всякий случай прогнуться перед ней.
Лазарь Бартунаев, доктор экономических наук
Оплачено из избирательного фонда регионального отделения Всероссийской политической партии "ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ!" в Республике Бурятия
Политика
3643