Досуг
2201

Театр оперы и балета открывает свой 75-й театральный сезон оперой «Аида»

Представляем вашему вниманию интервью с участниками постановки

Леонид Корчмар, дирижер-постановщик, дирижер Мариинского театра оперы и балета, заслуженный артист РФ

– Ваши впечатления о театре.

– Театр производит впечатление храма. Очень импозантное строение, органично сочетающее ренессансные и восточные архитектурные элементы. Надо отдать дань хорошему вкусу архитектора, сумевшего соблюсти как внешний вид театра, так и внутренний, от скульптурной лепнины до акустики.

Большой удачей для города и республики является факт наличия такого театра. Удача и в том, какие люди здесь работали, создавая его славу. Эти имена до сих пор помнят многие российские музыканты. Я сам лично присутствовал на выступлениях ваших солистов на гастролях театра в 80-х годах в Ленинграде и видел, с каким восторгом встречала публика выступления Бурятского оперного.

Говоря о театральной труппе, хотел бы заметить, что вообще все российское искусство пережило за последние десятилетия труднейшие времена и не каждый коллектив выдержал подобные испытания. Радует, что ваш театр сумел выстоять, и сейчас это живой организм – есть крепкие профессионалы среднего поколения, есть перспективная молодежь, а главное, есть преемственность поколений. Это свидетельствует как о больших творческих ресурсах, так и о неплохой организации всего театрального дела у вас в театре.

– Насколько оперная труппа нашего театра готова к постановке подобных проектов?

– Опера «Аида» исключительно трудный постановочный проект. И под силу только настоящей крепкой оперной труппе. И тем более отрадно, что ваш оперный выставил здесь сразу два оперных состава (а на некоторые партии и по три). Для многих театров это утопия, а у вас это выглядит вполне достойно. Очень приятно работать с солистами, с большим энтузиазмом работает оркестр, что вселяет оптимизм насчет предстоящей постановки.

Одна из главных трудностей оперного жанра состоит в умении заставить певца быть еще и актером. Так как опера жанр консервативный, большинство адептов этого жанра привыкли оценивать прежде всего качество пения. Современный же театр шагнул далеко вперед – к драматическому насыщению и глубинной режиссерской проработке спектакля. В этом плане труппа, работающая над постановкой «Аиды», единодушно стремится к воплощению драматических и драматургических задач – молодые солисты за счет искренности эмоций, среднее поколение – за счет опыта и мастерства.



– Ваше отношение к опере «Аида»?


– Если существует идеальная опера, то это опера «Аида». Она высечена резцом великого мастера: здесь хорошо прописаны характеры героев, музыкальный материал без длиннот – монументальность сцен, насыщенных психологизмом и драматизмом. Несмотря на то что сюжет этой оперы относит нас на много тысячелетий назад, сама эта история выглядит удивительно современно: здесь и ревность, и доблесть, и любовь. Я благодарен театру за возможность вновь прикоснуться к страницам великой оперы.

– Расскажите о концепции оперы.

Музыкальная драматургия спектакля строится на триумвирате дирижера – режиссера – художника. За всю историю своего развития опера накопила немало средств театральной выразительности, и в опере «Аида» они проявляются во всем своем великолепии – стилистически выверенная режиссура, талантливые живописные декорации, горячая и искренняя игра направлена на создание культурного шока, в результате которого подчеркиваются изменчивость социальных исторических условий и неизменность человеческой природы.

– Кого из солистов вы могли бы выделить?

– Персонально я не хотел бы кого-нибудь подчеркивать – вся труппа вдохновенно и вдумчиво относится к репетиционному процессу. Но все же в труппе есть лидеры с хорошими профессиональными и человеческими качествами, среди них Марина Коробенкова, Мунхзул Намхай, Дамба Занданов. В блестящей форме находятся Аюна Базаргуруева и Ольга Жигмитова, непосредственен и свеж Савва Хастаев, с большим певческим потенциалом выступает Доржо Шагдуров. Они и многие другие в состоянии поддерживать труппу в исполнительском тонусе и продолжать славные певческие традиции театра.

– Ваш прогноз на премьеру.

– Премьера, как кульминационная точка творческого процесса, должна сфокусировать в себе все силы театра: исполнительское мастерство вокалистов, хора, балета, оркестра, миманса, декораторов, светорежиссеров – в этом и проявляется театр. Со всей ответственностью заявляю, что творческий ресурс вашего театра, сопоставимый с уровнем многих крупных российских театров, позволяет надеяться на успех.

– Как вы оцениваете феномен бурятского бельканто?

– Говоря о феномене какой-либо вокальной школы, хочу заметить, что в настоящий момент уже нет монополии итальянской школы. Мировая оперная сцена демонстрирует таланты всех национальностей. Меня лично в последнее время сильно поразили монголы на конкурсе Чайковского. Но среди азиатских голосов – монголов, корейцев, китайцев – вы были первыми, кто стал блистать на большой оперной сцене, именно ваши корифеи начали этот процесс.

– Что вы пожелаете нашему театру?

– Прежде всего желаю театру талантливого художественного руководителя, благодаря которому театр сможет нащупать свой дальнейший творческий путь и обрести свое лицо. И здесь хотел бы заметить, что, оставаясь традиционным репертуарным театром, вы не должны бояться и экспериментировать, приглашая острых и проблемных режиссеров, ставя непривычные постановки, как это делают, допустим, в Перми и Саратове. Пусть первоначально ваш постоянный зритель будет протестовать, но в итоге это привлечет новую дискуссионную публику. Расширяя репертуар, вы даете возможность проявиться в театре всем – и молодым, и опытным исполнителям.

С другой стороны, театру сейчас необходима структурная стабильность, не надо его постоянно трясти и «выворачивать руль». Должен набраться запас прочности, выстроиться репертуарная политика, войти в силу молодежь, отладиться весь театральный механизм.

Дарима Линховоин, руководитель оперно-режиссерского управления, народная артистка РФ

– Значение оперы «Аида» Верди для нашего театра?

– Произведения Верди всегда были в репертуаре нашего театра. Среди них: «Отелло», «Травиата», «Риголетто», «Дон Карлос», «Трубадур», «Реквием». Сама же опера «Аида» стала первой классической оперой, поставленной в 1953 году на сцене только открывшегося здания Бурятского театра оперы и балета. Соответственно, сейчас мы отмечаем 60-летие постановки этой оперы на нашей сцене. Но в последний раз эта опера ставилась в нашем театре в 1994 году при дирижере Владимире Рылове.

– С чем вызван такой почти 20-летний перерыв?

- «Аида», написанная в жанре Grand opera, притягательна и ответственна для каждого вокалиста. Она требует от солиста певческой зрелости, демонстрации всех вокальных (тесситура, плотность звука) и сценических возможностей. После выступлений Галины Шойдагбаевой, Дугаржапа Дашиева, Саяна Раднаева, которые блистали в «Аиде», честно говоря, было боязливо браться за эту оперу. Но прошло время, выросли новые поколения зрелых и талантливых певцов. И эта будет несколько иная постановка: новое время ставит новые акценты.

– Что вы скажете о приглашенных специалистах?

– Именно приглашение команды Мариинского театра – режиссера Алексея Степанюка, дирижера Леонида Корчмара – вселило уверенность в осуществлении данного постановочного проекта. Они сумели дать второе дыхание нашей труппе. Так, следуя за партитурой, сверхзадачей, режиссер поставил игру актеров, сделав акцент на событийности – как драматической, так и эмоциональной. Как человек образно мыслящий, Степанюк научил наших солистов проникать до мельчайших деталей в исполнительский образ. В свою очередь, профессиональна и скрупулезна работа дирижера – отлично разбираясь в вокале, Леонид Евсеевич вытягивает из каждого солиста максимум возможного. Буквально одним-двумя штрихами он точно помогает солисту в решении исполнительской задачи. Уже на стадии репетиционного процесса видно, что каждый, кто участвует в постановке, буквально растет на глазах. В целом постановка этой оперы становится экзаменом на зрелость для всего коллектива театра.

Марина Коробенкова, исполнительница партии Аиды, народная артистка РБ:

– Я рада, что за 15 лет моей деятельности в театре мне посчастливилось исполнить эту партию, одну из самых ярких в репертуаре драматического сопрано. Несмотря на сложность, я получаю удовольствие при ее исполнении, так как она удивительно органична по мелодике. Во многом помогли и советы режиссера Алексея Степанюка, научившего музыкально проживать эту роль.

Бадма Гомбожапов, исполнитель партии Рамфиса, лауреат международных конкурсов:

– Для меня большая честь и ответственность участвовать в постановке этой оперы. Отрадно, что режиссером-постановщиком выступил известный питерский режиссер Алексей Степанюк. С ним мне посчастливилось познакомиться во время моей работы в Новосибирском театре оперы и балета, где он ставил оперы «Кармен» и «Риголетто».

Аюна Базаргуруева, исполнительница партии Аиды, лауреат международных конкурсов:

– Партия Аиды является вершиной вокального мастерства. Сложная с вокальной стороны, она вкупе с мизансценическими задачами режиссера Алексея Степанюка приобретает двойную сложность. С другой стороны, мне доставляет огромное удовольствие работать с настоящими профессионалами из Мариинского театра – режиссером Алексеем Степанюком и дирижером Леонидом Корчмаром, которые мне много дали в плане профессионального роста. Работая над партией, режиссер нам объясняет внутренние психологические механизмы движения образа: отчего страдает моя героиня, причина и следствие, взаимосвязь событий и эмоционального движения образа. Я вижу закономерность в том, что к Аиде я подошла после Чио-Чио-сан в одноименной опере, Сенты в «Летучем голландце», без исполнения которых я вряд ли решилась бы на эту исключительно драматическую и сложную партию.

3.jpg

Ольга Жигмитова, исполнительница парии Амнерис, лауреат международных конкурсов:

– Моя партия, как и все главные партии в этой опере, требуют от певцов и вокального мастерства, и внутренней духовной работы. До сегодняшнего дня я даже не мечтала исполнить партию Амнерис, так как думала, что еще не готова. И поэтому, решившись на этот шаг, я очень ответственно и вдумчиво отношусь к репетиционному процессу. Тем более что в моей работе над ролью мне помогает режиссер Алексей Степанюк, у которого мне посчастливилось пять лет изучать «Оперный класс» в Санкт-Петербургской консерватории. Я знаю его режиссерскую руку, он может поставить крепкий академический спектакль, какой он сделал «Аиду» в Мариинском театре, и может, увлекшись, пойти на свежие режиссерские ходы. Отрадно, что на нашей сцене Алексей Олегович ту же оперу «Аида» – масштабную и многослойную – ставит в нестандартном динамичном ключе, кинематографически детально прорисовывая каждый образ, каждое движение этого образа.

Он знает все темпы, паузы, насколько гениально и мудро чувствует оперу. Когда он объясняет сценический замысел, с ним невозможно не согласиться: «Остановитесь – послушайте эту паузу, не бойтесь ее». Он мне многое помог понять в характере моей героини. Амнерис, любящая Радамеса, готова все свои силы – и царицы, и женщины – бросить на завоевание его любви. И даже когда Радамес отвергает ее, она, яростная и ревнивая соперница, в конце этой истории приходит к смирению, искренней молитве за душу любимого.

И мне очень хотелось бы, чтобы на премьере зрители прочувствовали жизнь каждого образа, работу всех артистов и сотрудников театра. И очень надеюсь, что гранд-опера «Аида» открывает не только новый сезон, но и новую страницу в истории театра, новую дорогу к большому искусству.



Давид Дондупов

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях