Бурятский театр оперы и балета открывает свой 75-й театральный сезон бессмертным творением Верди – оперой «Аида»
- «Аида» - это идеальная опера, высеченная резцом великого мастера. В ней хорошо прописаны характеры героев, музыкальный материал без длиннот – монументальность сцен, насыщенных психологизмом и драматизмом. Несмотря на то что сюжет этой оперы относит нас на много тысячелетий назад, сама эта история выглядит удивительно современно: здесь и ревность, и доблесть, и любовь, - считает дирижер Мариинского театра оперы и балета, заслуженный артист России Леонид Корчмар.
Оценить работу питерского дирижера-постановщика зрители смогут 17 - 18 сентября. Дирижер Мариинского театра оперы и балета в Бурятии впервые, поэтому может свежим и независимым взглядом оценить искусство в Бурятии. Обновленный театр его впечатлил не только внешним видом, но и акустикой.
– Театр производит впечатление храма. Очень импозантное строение, органично сочетающее ренессансные и восточные архитектурные элементы. Надо отдать дань хорошему вкусу архитектора, сумевшего соблюсти как внешний вид театра, так и внутренний, от скульптурной лепнины до акустики, - поделился впечатлениями дирижер.
Большой удачей для Улан-Удэ и Бурятии Леонид Корчмар считает сам факт наличия такого театра и работу людей, которые создавали его славу.
- Эти имена до сих пор помнят многие российские музыканты. Я сам лично присутствовал на выступлениях ваших солистов на гастролях театра в 80-х годах в Ленинграде и видел, с каким восторгом встречала публика выступления Бурятского оперного, - пояснил Леонид Корчмар.
Отметим, что опера «Аида» - исключительно трудный постановочный проект, который под силу только настоящей крепкой оперной труппе. Бурятский оперный выставил сразу два оперных состава. А на некоторые партии и по три, что для многих театров это утопия. Плюсом театральной труппы является еще и то, что все певцы стремятся реализовать себя в актерском мастерстве, что сделать, по мнению экспертов, непросто.
- Одна из главных трудностей оперного жанра состоит в умении заставить певца быть еще и актером. Так как опера жанр консервативный, большинство адептов этого жанра привыкли оценивать прежде всего качество пения. Современный же театр шагнул далеко вперед – к драматическому насыщению и глубинной режиссерской проработке спектакля, - отмечает дирижер. - В этом плане труппа, работающая над постановкой «Аиды», единодушно стремится к воплощению драматических и драматургических задач – молодые солисты за счет искренности эмоций, среднее поколение – за счет опыта и мастерства.
Заслуженный артист России уверен, что вся труппа театра работает вдохновенно и вдумчиво, но все же и здесь есть свои лидеры. Среди них Марина Коробенкова, Мунхзул Намхай, Дамба Занданов. В блестящей форме находятся Аюна Базаргуруева и Ольга Жигмитова, непосредственен и свеж Савва Хастаев, с большим певческим потенциалом выступает Доржо Шагдуров.
- Говоря о феномене какой-либо вокальной школы, хочу заметить, что в настоящий момент уже нет монополии итальянской школы. Мировая оперная сцена демонстрирует таланты всех национальностей. Меня лично в последнее время сильно поразили монголы на конкурсе Чайковского. Но среди азиатских голосов – монголов, корейцев, китайцев – вы были первыми, кто стал блистать на большой оперной сцене, именно ваши корифеи начали этот процесс, - подчеркнул маэстро.
Отметим, что музыкальная драматургия спектакля строится на триумвирате дирижера – режиссера – художника. За всю историю своего развития опера накопила немало средств театральной выразительности. В опере «Аида» они проявляются во всем своем великолепии – стилистически выверенная режиссура, талантливые живописные декорации, горячая и искренняя игра направлена на создание культурного шока. В результате подчеркиваются изменчивость социальных исторических условий и неизменность человеческой природы.
- Оставаясь традиционным репертуарным театром, вы не должны бояться и экспериментировать, приглашая острых и проблемных режиссеров, ставя непривычные постановки, как это делают, допустим, в Перми и Саратове. Пусть первоначально ваш постоянный зритель будет протестовать, но в итоге это привлечет новую дискуссионную публику. Расширяя репертуар, вы даете возможность проявиться в театре всем – и молодым, и опытным исполнителям. С другой стороны, театру сейчас необходима структурная стабильность, не надо его постоянно трясти и «выворачивать руль». Должен набраться запас прочности, выстроиться репертуарная политика, войти в силу молодежь, отладиться весь театральный механизм, - уверен Леонид Корчмар.
Давид Дондупов, Жанна Молчанова.
Дарима Линховоин, руководитель оперно-режиссерского управления, народная артистка РФ:
– Произведения Верди всегда были в репертуаре нашего театра. Среди них: «Отелло», «Травиата», «Риголетто», «Дон Карлос», «Трубадур», «Реквием». Сама же опера «Аида» стала первой классической оперой, поставленной в 1953 году на сцене только открывшегося здания Бурятского театра оперы и балета. Соответственно, сейчас мы отмечаем 60-летие постановки этой оперы на нашей сцене. «Аида», написанная в жанре Grand opera, притягательна и ответственна для каждого вокалиста. Она требует от солиста певческой зрелости, демонстрации всех вокальных (тесситура, плотность звука) и сценических возможностей. После выступлений Галины Шойдагбаевой, Дугаржапа Дашиева, Саяна Раднаева, которые блистали в «Аиде», честно говоря, было боязливо браться за эту оперу. Но прошло время, выросли новые поколения зрелых и талантливых певцов. И эта будет несколько иная постановка: новое время ставит новые акцент.
Марина Коробенкова, исполнительница партии Аиды, народная артистка РБ:
– Я рада, что за 15 лет моей деятельности в театре мне посчастливилось исполнить эту партию, одну из самых ярких в репертуаре драматического сопрано. Несмотря на сложность, я получаю удовольствие при ее исполнении, так как она удивительно органична по мелодике. Во многом помогли и советы режиссера Алексея Степанюка, научившего музыкально проживать эту роль.
Бадма Гомбожапов, исполнитель партии Рамфиса, лауреат международных конкурсов:
– Для меня большая честь и ответственность участвовать в постановке этой оперы. Отрадно, что режиссером-постановщиком выступил известный питерский режиссер Алексей Степанюк. С ним мне посчастливилось познакомиться во время моей работы в Новосибирском театре оперы и балета, где он ставил оперы «Кармен» и «Риголетто».
Аюна Базаргуруева, исполнительница партии Аиды, лауреат международных конкурсов:
– Партия Аиды является вершиной вокального мастерства. Сложная с вокальной стороны, она вкупе с мизансценическими задачами режиссера Алексея Степанюка приобретает двойную сложность. С другой стороны, мне доставляет огромное удовольствие работать с настоящими профессионалами из Мариинского театра – режиссером Алексеем Степанюком и дирижером Леонидом Корчмаром, которые мне много дали в плане профессионального роста. Работая над партией, режиссер нам объясняет внутренние психологические механизмы движения образа: отчего страдает моя героиня, причина и следствие, взаимосвязь событий и эмоционального движения образа. Я вижу закономерность в том, что к Аиде я подошла после Чио-Чио-сан в одноименной опере, Сенты в «Летучем голландце», без исполнения которых я вряд ли решилась бы на эту исключительно драматическую и сложную партию.
Ольга Жигмитова, исполнительница партии Амнерис, лауреат международных конкурсов:
– Моя партия, как и все главные партии в этой опере, требуют от певцов и вокального мастерства, и внутренней духовной работы. До сегодняшнего дня я даже не мечтала исполнить партию Амнерис, так как думала, что еще не готова. В моей работе над ролью мне помогает режиссер Алексей Степанюк. Он знает все темпы, паузы, насколько гениально и мудро чувствует оперу. Когда он объясняет сценический замысел, с ним невозможно не согласиться: «Остановитесь – послушайте эту паузу, не бойтесь ее».
Досуг
1994