Лето в Бурятии очень короткое и его хорошо проводить в путешествиях. Каждый год я несколько раз отправляюсь в путешествия по сакральным местам Баргузинской долины, в ущелья рек Алла, Курумкан и Улзыхи
Я со своим другом Михаилом Аленичевым, который приехал из Москвы в Бурятию, пошли в горный поход по ущелью реки Улзыха. Когда мы поднялись на водораздел Баргузинского хребта, перед нами открылись невероятные панорамные виды в сторону Байкала. Дух захватило, когда перед нами предстала величественная панорама гор.
Мы решили ночью сфотографировать звезды, отражающиеся в ледниковых озерах. Путешествие к озерам заняло световой день. Фотографировать звездное небо, отражающееся в горных озерах – дело увлекательное и интересное. Мы шутили, что некоторые выбирают для отдыха отель с пятью звездами, а мы выбрали для отдыха место, где миллиард звезд мерцают в ночной тиши.
И вот в очередной раз останавливаюсь в Курумкане и встречаюсь со своим другом Дмитрием Хохловым, который живет возле Курумканского дацана на Табан Аршане, занимается буддийскими практиками, лечит людей тибетской медициной и местными травами, разводит ослов. С Димой мы познакомились еще в 1993 году в Цугольском дацане, где он учился методам лечения тибетской медицины у старейшего бурятского ламы Жимба-Жамсо Цыбенова. Дима предложил посмотреть новые для меня сакральные места Баргузинской долины.
Собираемся в дорогу, берем снаряжение и палатки, грузимся на его "уазик" и едем к ступе Содой ламы, которая находиться в 5 км от села Элысун. Субурган построен недалеко от места, где родился Содой лама на северо-восточной части Нижнего Куйтуна. Легендарный Содой-лама, настоятель Баргузинского дацана, родился в местности Элысун в 1846 году, и обладал невероятными сиддхи (сверх-способностями), люди считали его перерожденцем великого индийского учителя Нагарджуны.
Отсюда открывается изумительная панорама на Баргузинский хребет, а напротив субургана возвышается гора Бархан –Ула или гора мечей. Это священная гора Баргузинской долины – место пребывания Бархан Баабай и Хажар Сагаан – нойона, небесных покровителей Баргузинской долины.
Далее дорога идет вдоль реки Аргада к песчаному бархану, напоминающему маленький островок пустыни Гоби. В этом месте река Аргада делает поворот на 180 градусов в виде подковы образуя песчаную гряду высотой более 100 метров, зрелище аж дух захватывает!
По берегам реки много песчаных пляжей, песок золотится солнечным цветом. Вряд ли где-нибудь в других местах можно встретить на небольшом пространстве такое разнообразие природных ландшафтов! Не будет преувеличением, что Баргузинский хребет по разнообразию возможностей для туристов занимает особое… может быть, исключительное место.
Рядом с дюнами, напоминающими ландшафт великих пустынь, соседствует тундра, а выше, в горах, леса постепенно уступают место красивейшим альпийским лугам, еще выше — только небо да остроконечные вершины.
Искупавшись и отдохнув на берегу реки, едем дальше через озеро Цаганур к подножью Икатского хребта. В местности Хара-Хошуу, (Каменные ворота), мы находим длинную гряду скальных останцев это в 25 км от с. Барагхан.
С этим местом у местных жителей связаны легенды. В одной из них говориться, что бездетные супруги, пройдя через эти ворота, в скором будущем становились счастливыми родителями. Выше, восточнее «Каменных ворот» возвышается сопка Баян-Толгой или «богатая вершина». На этой горе раньше находилась – маленькая избушка-молельня для уединения.
И вот перед нами открывается главная цель нашего путешествия. Над длинной грядой останцев у подножия Икатского хребта возвышается камень Коновязь или Сэрге. Эта коновязь — символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира.
В шаманской мифологии небосвод вращается вокруг Полярной звезды, представляющейся как Алтан-Сэргэ («Золотая коновязь»). Сидя под коновязью я как будто провалился сквозь время и видел, как девять небесных кузнецов куют Алтан Сэргэ, золотую коновязь для небесных лошадей. Коновязи, ритуальные столбы и сакральные деревья у бурят символизировали связь с Небом.
Сэргэ означает, что у земли есть хозяин. Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэргэ – семья жива»). Нельзя ни в коем случае разрушать сэргэ — оно должно было само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя — для лошадей нижнего мира.
Шаргольжин является одним из самых древних обоо Бурятии. Сюда и спускаются с неба и оставляют своих небесных коней эжины – небесные покровители Баргузинской долины, Баабай и Хажар Сагаан – нойоны. Здесь ощущаешь особое чувство слияния с природой и становишься единым целым с окружающим миром.
За свою жизнь мне удалось побывать во многих энергетических центрах мира, но это место по своей силе и энергетики невозможно сравнить ни с чем. Знаю, что вернусь сюда еще не один раз, потому что эту острую сопричастность к иному горнему миру захочется пережить еще снова и снова.
Фото автора.
Досуг
7469