Досуг
7469

Путешествие по Баргузинской долине

Лето в Бурятии очень короткое и его хорошо проводить в путешествиях. Каждый год я несколько раз отправляюсь в путешествия по сакральным местам Баргузинской долины, в ущелья рек Алла, Курумкан и Улзыхи

Я со своим другом Михаилом Аленичевым, который приехал из Москвы в Бурятию, пошли в горный поход по ущелью реки Улзыха. Когда мы поднялись на водораздел Баргузинского хребта, перед нами открылись невероятные панорамные виды в сторону Байкала. Дух захватило, когда перед нами предстала величественная панорама гор.

Мы решили ночью сфотографировать звезды, отражающиеся в ледниковых озерах. Путешествие к озерам заняло световой день. Фотографировать звездное небо, отражающееся в горных озерах – дело увлекательное и интересное. Мы шутили, что некоторые выбирают для отдыха отель с пятью звездами, а мы выбрали для отдыха место, где миллиард звезд мерцают в ночной тиши.

11.jpg

И вот в очередной раз останавливаюсь в Курумкане и встречаюсь со своим другом Дмитрием Хохловым, который живет возле Курумканского дацана на Табан Аршане, занимается буддийскими практиками, лечит людей тибетской медициной и местными травами, разводит ослов. С Димой мы познакомились еще в 1993 году в Цугольском дацане, где он учился методам лечения тибетской медицины у старейшего бурятского ламы Жимба-Жамсо Цыбенова. Дима предложил посмотреть новые для меня сакральные места Баргузинской долины.

1.jpg

Собираемся в дорогу, берем снаряжение и палатки, грузимся на его "уазик" и едем к ступе Содой ламы, которая находиться в 5 км от села Элысун. Субурган построен недалеко от места, где родился Содой лама на северо-восточной части Нижнего Куйтуна. Легендарный Содой-лама, настоятель Баргузинского дацана, родился в местности Элысун в 1846 году, и обладал невероятными сиддхи (сверх-способностями), люди считали его перерожденцем великого индийского учителя Нагарджуны.

2.jpg

Отсюда открывается изумительная панорама на Баргузинский хребет, а напротив субургана возвышается гора Бархан –Ула или гора мечей. Это священная гора Баргузинской долины – место пребывания Бархан Баабай и Хажар Сагаан – нойона, небесных покровителей Баргузинской долины.

3.jpg

Далее дорога идет вдоль реки Аргада к песчаному бархану, напоминающему маленький островок пустыни Гоби. В этом месте река Аргада делает поворот на 180 градусов в виде подковы образуя песчаную гряду высотой более 100 метров, зрелище аж дух захватывает!

4.jpg

По берегам реки много песчаных пляжей, песок золотится солнечным цветом. Вряд ли где-нибудь в других местах можно встретить на небольшом пространстве такое разнообразие природных ландшафтов! Не будет преувеличением, что Баргузинский хребет по разнообразию возможностей для туристов занимает особое… может быть, исключительное место.

5.jpg

 Рядом с дюнами, напоминающими ландшафт великих пустынь, соседствует тундра, а выше, в горах, леса постепенно уступают место красивейшим альпийским лугам, еще выше — только небо да остроконечные вершины.

6.jpg

Искупавшись и отдохнув на берегу реки, едем дальше через озеро Цаганур к подножью Икатского хребта. В местности Хара-Хошуу, (Каменные ворота), мы находим длинную гряду скальных останцев это в 25 км от с. Барагхан.

7.jpg

С этим местом у местных жителей связаны легенды. В одной из них говориться, что бездетные супруги, пройдя через эти ворота, в скором будущем становились счастливыми родителями. Выше, восточнее «Каменных ворот» возвышается сопка Баян-Толгой или «богатая вершина». На этой горе раньше находилась – маленькая избушка-молельня для уединения.

8.jpg

И вот перед нами открывается главная цель нашего путешествия. Над длинной грядой останцев у подножия Икатского хребта возвышается камень Коновязь или Сэрге. Эта коновязь — символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира.

9.jpg

В шаманской мифологии небосвод вращается вокруг Полярной звезды, представляющейся как Алтан-Сэргэ («Золотая коновязь»). Сидя под коновязью я как будто провалился сквозь время и видел, как девять небесных кузнецов куют Алтан Сэргэ, золотую коновязь для небесных лошадей. Коновязи, ритуальные столбы и сакральные деревья у бурят символизировали связь с Небом.

10.jpg

 Сэргэ означает, что у земли есть хозяин. Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэргэ – семья жива»). Нельзя ни в коем случае разрушать сэргэ — оно должно было само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя — для лошадей нижнего мира.

12.jpg

Шаргольжин является одним из самых древних обоо Бурятии. Сюда и спускаются с неба и оставляют своих небесных коней эжины – небесные покровители Баргузинской долины, Баабай и Хажар Сагаан – нойоны. Здесь ощущаешь особое чувство слияния с природой и становишься единым целым с окружающим миром.

13.jpg

За свою жизнь мне удалось побывать во многих энергетических центрах мира, но это место по своей силе и энергетики невозможно сравнить ни с чем. Знаю, что вернусь сюда еще не один раз, потому что эту острую сопричастность к иному горнему миру захочется пережить еще снова и снова.

Фото автора.

банер.jpg

Автор: Вячеслав Киплюкс

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях