Шаманизм - древнейшая религия мира. Тем не менее храмов, где бы проходили молебны духам предков и силам природы, в нашей стране ранее не было. Изменить стереотипы решили шаманы Бурятии, взявшись за строительство уникального религиозного комплекса в Улан-Удэ
Что послужило причиной такого решения, рассказывает Баир Цырендоржиев, председатель правления местной религиозной организации шаманов «Тэнгэри».
- Баир Жамбалович, ранее шаманских храмов не было. Откуда возникла такая идея?
- Такая необходимость продиктована временем. Когда я ездил на конференцию в Южную Корею, посетил там два шаманских центра. Кроме того, с древности существовали величественные шаманские храмы народов майя и ацтеков в Центральной и Южной Америке. Об этом нам поведали и шаманы Перу, приезжавшие на большой тайлган на Ольхоне.
Сегодня крупные шаманские центры в России есть в Туве, Якутии, а также в Бурятии и ряде других регионов. Однако повсюду только дома, в которых шаманы принимают прихожан. Как такового храма, посвященного божествам и родовым духам, не было нигде. Тем не менее идея строительства храма приходит не только нам.
В прошлом году я побывал в Монголии, где встретился с господином Батмунхом, лидером шаманистов Монголии. Сегодня там начался активный процесс централизации шаманского движения, и они уже задумываются над тем, чтобы построить религиозный храм.
- И что уже сделано в плане строительства?
- Построено чуть менее половины. По проекту храм будет состоять из трехуровневой юрты. В диаметре она будет достигать 18 метров, в высоту - 9 метров. Первый уровень административный, второй станет местом для молебнов, а на третьем уровне будут размещены статуи 13 хатов - «сыновей неба», которые являются шаманскими божествами. Храм планируем освятить в 2015 году, а к 2017 году сдать весь комплекс.
В прошлые выходные состоялся большой тайлган, посвященный закрытию «небесных врат». Мы установили памятный камень, посвященный началу строительства. Кроме того, на возведенной горе были установлены три камня драгоценности, символизирующие отца-«небо», мать-«землю» и родовое начало. Однако средств на строительство не хватает, поэтому 12 октября пройдет благотворительный концерт. Кроме того, 26 октября нашей организации «Тэнгэри» исполняется десять лет.
- Чего вашей организации удалось достичь за эти годы?
- Сегодня в нашей организации состоят 67 шаманов. Еще около 40 кандидатов. Это очень большое число, притом что проводится очень строгий отбор. Весной этого года мы совместно с правительством республики и ученым сообществом проводили вторую конференцию, посвященную шаманизму. На ней была принята историческая резолюция о создании в нашей стране единой централизованной шаманской организации. Объединиться решили шаманские организации Иркутска, Читы и Бурятии.
Одобрили такое решение и шаманские организации Москвы, Омска Астрахани, Калмыкии и других регионов. У нас есть представительства за рубежом, например, в Германии. В настоящее время готовятся документы на создание межрегионального шаманского центра, который получит название «Хан Тэнгэри». Думаю, со временем Бурятия может стать центром мирового шаманизма.
- Вернемся к храму. Почему же все-таки местом для храма выбран Улан-Удэ, а, к примеру, не Ольхон?
- На данный момент столица республики подходит для этого больше всего. Кроме того, в Конституции Бурятии указано, что шаманизм является одной из традиционных религий. Улан-Удэ – центр бурятского народа, для которого шаманизм остается самой первой религией. Вообще бытует мнение, что Иркутская область должна занимать лидирующее место. Это все голословно.
Шаманизм сохранился и одинаково развивается как у восточных, так и у западных бурят. Могу сказать, что в первозданном виде шаманизм сохранился лишь у тех бурят, которые выехали за границу еще до революции.
- Многие считают, что шаманы не должны иметь храмы и что религиозные обряды должны проходить только на природе.
- Эти разговоры - пережиток вчерашнего дня. Еще наш великий предок Чингисхан покровительствовал шаманам. У его шамана Тэб Тэнгэри был свой храм-дворец для поклонения тэнгэри – «вечному небу». Чингисхана всегда сопровождала большая юрта на колесах. В ней проходили молебны. Это указано как в «Сокровенном сказании», так и хрониках «Алтан Тобши» и других источниках.
Сегодня, если существует религиозная организация, она должна иметь то место, где бы ее служители могли проводить молебны. Новое поколение бурят стало активно изучать свою родословную, возвращаться к религии предков, что стало еще одной причиной строительства храма.
- Как вы, в прошлом атеист, стали шаманом?
- Шаманству не учат. Человек может только родиться с этими генами. Мы молимся своим предкам - тем, кто вошел в историю. Вызывая их духов, тем самым мы молимся своим генам. У человека открывается тот потенциал, которым обладали его великие предки. Сам я шаман по отцовской линии. С детства чувствовал в себе необычное, что отличало от остальных. Тем не менее воспитывался, как и все, был пионером, кандидатом в члены партии, окончил сельхозинститут. Долгое время работал ветеринарным врачом в Агинском округе.
Только в 1993 году принял посвящение в шаманы. Вообще это решение просто не далось. Я ведь тогда сильно заболел. Просто наступила пора принять решение: верить или нет. И вдруг после этого ты начинаешь выздоравливать и приходить в себя. Появилась другая логика. Есть такое понятие, как «шаманская болезнь».
- Некоторые люди говорят, что существуют «белые» и «черные» шаманы. Это правда?
- Это разделение утрировано и недостоверно. Само понятие «черный шаман» появилось совсем недавно и связано с черной магией и колдовством. Каждый человек, становясь шаманом, является духовным лицом - проводником между духами земли, божествами неба и людьми. В старину существовало два типа шаманов.
Первые берут родовое начало по отцовской стороне – «халун», что дословно означает «горячие», отсюда, может, и белые. Вторые – с материнской стороны – назывались «хари», откуда и пошло «хара», то есть черные. Но между ними нет никакой разницы, все они служат во благо людей.
- Существуют ли вообще отличия?
- Буддизм и его ламаистское течение, распространенное в Бурятии, очень многое взяло из шаманизма - тэнгэрианства. По крайней мере, большое сходство имеют ритуалы и обряды. В России распространено тэнгэрианство монголоязычных народов. К ним относятся монголы, буряты, калмыки и остальные родственные им народы.
Минимальны отличия у нас и с традиционными верованиями американских индейцев, хотя это уже другое направление. В целом вся языческая система, распространенная по всему миру, схожа. Поэтому шаманизм является мировой религией. Остров Ольхон - сакральное место для шаманов - сегодня становится мировым центром. Поэтому в будущем, возможно, и там появится шаманский храм.
- Спасибо за беседу.
Общество
4386