Хотя в Бурятии множество достопримечательностей, будь то памятники природы, истории или разные мистические места, о них странным образом малоизвестно даже в среде местных любителей туризма. Например, немало таких объектов расположено в Заиграевском районе – утёсы и гроты, овеянные мистическими легендами, или памятники времён Бронзового века
Шаман-гора
Первым пунктом намеченного маршрута стала Шаман-гора – огромный утёс, о мистических свойствах которого ходит много историй. Судя по координатам, она располагалась за посёлком Новая Брянь в Заиграевском районе.
Степной простор сменился стеной леса по обочинам. Через десять километров навигатор показал, что точка где-то здесь, вскоре показался отворот на грунтовку, вернее, накатанную машинами колею, уходящую вверх по склону. Когда машина преодолела подъём, взглядам предстала просторная поляна у подножия уходящей вверх высоченной отвесной стены. Скала, именуемая Шаман-горой, стоит на вершине пологой сопки, неприступной цитаделью возвышаясь над окружающим лесом, каменная поверхность покрыта округлыми извилинами, складывающимися в причудливые узоры. Видно, что тут регулярно бывают люди: ровная площадка перед скалой неплохо обустроена – сооружён длинный стол и скамьи, кто-то даже привёз старую двуспальную кровать, поодаль на молодой сосне закреплён умывальник из пластиковой бутыли. Увы, местами мусор – осколки стекла, брошенные бутылки.
Едва мы вышли из машины, на лесной тропе показался белый микроавтобус – одно турагенство привезло французских туристов. Гид группы Елена Емельянова рассказала о достопримечательностях много интересного.
- По легенде, когда-то давно здесь жил один из последних шаманов, изгнанный из села старообрядцами – рассказывает Елена – Он в затворничестве предавался молитвам и медитациям, в особые дни поднимался на самую вершину и подолгу оставался там. Когда он умер, его захоронили здесь же, и после его смерти верхняя часть отвесной скалы приняла вид его лица. Считается, что дух шамана до сих пор обитает здесь, и если человек приехал с добрыми помыслами, он обязательно поможет.
Что ж, выветренные щели на верхушке нависшего над поляной утёса и в правду образуют очертания, напоминающие сморщенное лицо очень старого человека с густыми бровями, усами и бородой.
- Это всё игра воображения - скептично говорит географ-эколог Эдуард Батоцыренов - Людям свойственно искать в природных объектах антропоморфные или зооморфные черты, либо признаки рукотворного происхождения.
Чрево матери
Полюбовавшись общим видом, подходим ближе, чтоб лучше осмотреть скалу вблизи. Первое, что бросается в глаза – огромная, высотой где-то метра три, расщелина с волнистыми краями, по сути, небольшой грот. Её называют «Чрево матери», и поверье гласит, что если у женщины проблемы с деторождением или вообще личной жизнью, ей следует приехать сюда и попросить помощи. Ещё в гроте отметились какие-то вандалы, написав на стене свои имена. Впрочем, они не пощадили и обугленный участок стены поодаль.
Продолжаем осмотр. Справа от грота, в средней части скалы высечена странная фигура - вертикальная линия, перечеркнутая косым крестом. Судя по всему, высекали очень давно, края линий сгладились, но тем не менее, загадочный крест виден вполне отчетливо. Происхождение этого креста, по словам Елены, неизвестно.
Несколькими метрами правее, где-то на высоте полутора метров, если присмотреться, можно различить рисунки-петроглифы: вертикальные черты, выполненные чёрным, либо кресты, нарисованные оранжевой охрой. Последние относятся к т.н. «селенгинскому стилю», и обозначают птицелюдей. Рисунки за минувшие века почти стёрлись, чтоб различить их, приходится смачивать водой шершавую поверхность.
Ещё правее, уже ближе к краю стены, на высоте трёх-четырёх метров, из углубления в скале сочится «каменное масло» - на поверхности камня в этом месте чернеет огромное влажное пятно. Окрестные жители собирают это «масло» в лечебных целях, к влажному пятну можно добраться по деревянной лестнице-настилу.
- Судя по всему, просто вода, может с высоким содержанием каких-то минералов – говорит Эдуард, спустившись после осмотра.
Неподалёку от источника «каменного масла» располагается «Щель грешников» - расколотый камень, между частями которого человек должен протиснуться, воздевая руки к небу. Если человек не смог пройти через щель – значит камень отверг его.
Туристы, по быстрому осмотрев расположенное внизу, вскоре уехали, мы же решили подняться на самый верх Шаман-горы. Обойдя отвесную стену с левого края, мы поднимаемся на неё сбоку, наверху оказываются новые уходящие ввысь утёсы, на них – ещё скалы. Можно видеть «бусы шамана» - покрытую трещинами извилистую полосу в наслоениях горных пород.
Шаман-гора – природный храм. Считается, что камень впитывает в себя эманации душ и духов, накапливая их в себе. Именно в таких местах, как затерянные утёсы и пещеры, по шаманистской традиции поклонялись божествам и духам-хозяевам местности. На самой вершине произрастает традиционное для таких шаманских мест «древо жизни» - одинокое молодое дерево. Шаман-гора принимает всех, но тех, кто шумит и мусорит, или пришёл с недобрыми помыслами, может и наказать. И говорят, что поднявшись на вершину, получаешь много энергии силы и спокойствия, надолго забывая о болезнях и жизненных неурядицах. Могу сказать, что это действительно так.
С высоты Шаман-горы открывается чудесная панорама окружающей долины. Кстати, местность вокруг горы носит название «Страшная падь», с ней тоже связано множество жутких легенд.
Налюбовавшись окружающими видами, мы спустились вниз, и пообедав у подножия горы монгольским сушеным творогом, двинулись на поиски следующего объекта.
Фаллический останец
Следующим объектом, который мы посетили, стала причудливой формы скала-останец, расположенная тремя километрами дальше. Пришлось подняться по высокому склону горы, густо заросшей смешанным лесом, и за гребнем нам открылись башни останцев, возвышающиеся над стеной сосен. С обратного склона этих скал молодые деревья странным образом согнуты, кое-где вывернуты корнями и свалены друг на друга, образовывая вроде огромного шалаша. Возникает ощущение, что их словно скрутил могучий вихрь. Видимо, утёсы при сильном ветре перенаправляют воздух, создавая эффект смерча. Под старой сосной, привалившейся к скале, клочья желто-серой шерсти – возможно, их оставила рысь.
Пройдя мимо первого останца, мы идём дальше по гребню через бурелом и, наконец, находим тот самый утёс, что видели на фотографии. Про этот останец тоже есть смутная легенда, что давным-давно он служил чем-то вроде идола для шаманских обрядов. Скала на первый взгляд имеет форму гриба, хотя, если зайти с другого ракурса, на самом деле продолговатая. Есть история, что когда-то Гэсэр поверг тут злого великана, но поленился как следует закопать тело. С обратной стороны останца нарисована фигурка чёрта, рисунок явно современный. Не лень же было кому-то забираться за этим в такие дебри.
Обойдя «гриб» сзади, где он смыкался со склоном горы, мы забрались на «шляпку», откуда тоже открывается широкая панорама. Полюбовавшись, мы двинулись обратно.
Где прятали жену Чингисхана
Завершающим пунктом нашего рейда стала пещера-грот, находящаяся ещё тремя километрами дальше по трассе, в полутора километрах за деревней Старая Брянь. Она примечательна тем, что в эпоху бронзы там была стоянка первобытных охотников, оставивших наскальные рисунки-петроглифы. Этот грот был открыт в 1974 году знаменитым исследователем Алексеем Окладниковым. Пещера является одним из самых известных объектов такого рода в Бурятии. Ещё бытует легенда, что меркиты, похитив жену Чингисхана, прятали её в этой самой пещере.
Сопка, где расположена пещера, находится прямо у дороги, остаётся лишь подняться на несколько десятков метров вверх по лесистому склону к отвесному нагромождению скал. Дальше видна едва заметная тропинка, петляющая ввысь среди торчащих уступов. Саму пещеру разглядишь не сразу, пока не поднимешься к ней вплотную, это уже сто с лишним метров. Это именно небольшая пещера, довольно обширная полость в скальной толще, а не расщелина или ниша, образованная нагромождением камней. Скала перед входом образует небольшую площадку-обрыв, с которого открывается чудный вид на долину протекающей рядом речки Шабур. Справа от входа в грот в небольшой расщелине целый красный ковёр – кладбище божьих коровок.
Прямо перед входом в пещеру сооружена грубая приземистая скамья. Сам вход имеет форму трапеции высотой около двух метров, внутри своды раза в полтора-два выше и местами почти прямоугольные, словно высеченные. Вдобавок внутри грот имеет ещё крупную полость слева. В задней стене пещеры на высоте в рост человека виднеется ниша, сужающаяся в расщелину, уходящую куда-то в глубь скалы. Внутри пещеры прохладно и сухо, объём пространства с жилую комнату - слишком много людей не поместится, но в качестве прибежища охотникам от непогоды и на ночлег самое то. Увы, вандалы не пощадили и этот грот – местами на стенах можно видеть надписи, относящиеся к нашему времени.
То тут, то там возле входа в пещеру и на скалах вокруг него, если приглядеться, можно также рассмотреть знаки, оставленные древними людьми: уже виденные нами косые крестики, а также группки круглых точек шириной сантиметр-полтора, иногда очерченных такой же линией-«оградкой». Все рисунки выполнены красной охрой. Время их почти затёрло – приходится долго высматривать, и, чтоб отчётливо разглядеть, камень вновь приходилось смачивать.
- Точки символизируют души погибших охотников, – объясняет Эдуард. – А кресты то ли птиц, то ли мифических птицелюдей.
Внимательно осмотрев пещеру и все обнаруженные наскальные рисунки, тщательно всё сфотографировав, мы двинулись к машине, чтобы отправиться в город. На этом наша экспедиция закончилась. Кстати, уже выходя из пещеры, я обнаружил, что потерял свой нож. Как позже объяснил один знакомый, его забрал дух Шаман-горы в качестве взноса.
В Заиграевском районе есть и другие примечательные места, как-нибудь мы наведаемся и к ним. Надо сказать, что такие объекты, помимо научной ценности, вызывают большой интерес у туристов, что мы наглядно наблюдали. Тем печальнее видеть варварское к ним отношение людей, оставляющих дурацкие надписи, порой поверх бесценных наскальных рисунков.
Фото автора
Досуг
8875