Сегодня у нас очень мало людей, готовых крутить педали. Но даже этой горстке мы не создаем достаточных условий, чтобы крутить эти педали. На свое благо и благо других людей. Речь идет о предпринимателях
Имеем половину от возможного
С 2012 года в России прекратился рост рабочей силы. Прекратился надолго, вплоть до 2050 года. Это один из тормозов нашей экономики. Нехватка кадров будет постоянно провоцировать рост зарплаты, не подкрепленный соответствующим увеличением производительности труда.
Искусственно тормозить рост зарплаты нельзя — замедлится рост потребительского спроса, который остается главным источником роста ВВП в последние годы. Если продолжить рост зарплаты, то потребуются энергичные меры по улучшению инвестиционного климата, чтобы поддержать конкуренцию. Такие методы только декларируются. Реально их осуществить очень трудно.
И вот здесь предпринимательство (особенно малое и среднее) является той экспериментальной базой для создания рабочих мест граждан, где они смогли бы зарабатывать для себя, вкладывать в развитие экономики, привлекая при этом внешнего инвестора. Когда государству нездоровится — оно обращается к предпринимателям. Как в свое время Владимир Ленин к нэпу.
Посмотрим данные Росстата о структуре доходов человека (данные по республике соизмеримы). 67% всех доходов составляет зарплата — доходы от найма и другие трудовые доходы (сюда же относятся скрытые доходы, увеличивающие долю зарплаты). 18,1% - социальные выплаты (за последние 10 лет выросли в два раза и продолжают расти). 9,2% - доходы от предпринимательства. 3,7% - доходы от собственности и 2% - все остальное.
Тот же процент дохода от предпринимательства был и 10 лет назад. Отметим, что доля этого дохода в совокупном доходе домашних хозяйств в большинстве развитых стран тоже в пределах 8-10%. Но там весь доход в разы больше.
Это, как ни странно, соответствует доли людей, способных заниматься предпринимательством. Получается, что тогда у нас в Бурятии число субъектов малого и среднего бизнеса может достигать 90 тысяч, из них 40-60 тысяч ИП. Фактически же у нас в 2012 году насчитывалось зарегистрированных 42 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть половина возможного.
Абстрагируясь от характеристик внешней среды обитания, можно предположить, что возможности роста числа субъектов малого бизнеса в республике вдвое больше достигнутого.
Психологи утверждают, что из всех людей лишь 10% могут быть лидерами, управленцами с инициативой на самостоятельную деятельность.
Вся эта статистика говорит о том, что уровень предпринимательского дохода соответствует уровню доходов населения, а также уменьшаемуся долгоиграющему платежеобеспеченному спросу. Сегодня это означает одно: существенно сузились рыночные ниши для малого бизнеса. Зато сохраняются различные барьеры — административные, инфраструктурные.
Эффективность финансовой господдержки при этом падает. И в большей степени — в нематериальной сфере экономики. А именно в ней и располагается наибольшее количество субъектов малого и среднего бизнеса: 36% - в торговле, 17% - в сфере операций с недвижимостью. Производством заняты только 8-10% (в странах ЕС — 70%, в Японии — 61%, в США — 40%).
Расширяем пространство для бизнеса
Что же делать? Искать дополнительные возможности развития малого предпринимательства! И они есть. Связанные, главным образом, с расширением пространства для деловой инициативы. Здесь самое важное — усиление мотивации, децентрализация развития и интеграция малого бизнеса с крупными предприятиями.
Необходимо активно формировать новые рынки, создавать межотраслевые кластеры производства, межпроизводственные связи, задействовать ранее неиспользованные ресурсы. То есть — моделировать ситуацию, а не следовать за ней.
На практике в республике уже многое делается. В нематериальной сфере идет импорт потребителя, расширяются возможности продать наши товары за пределами территории, появляется конкуренция с ввозимыми товарами. При этом отметим, что в социальной сфере есть не только бремя бюджетов, но и драйв экономического развития. И привлечение предпринимателей в эту сферу просто необходимо — в частные детсады, школы, клиники. В ряде социальных услуг конкуренция вообще отсутствует.
А вот в материальной сфере необходима поддержка малого предприятия крупными предприятими. Сейчас Москва определяет их деятельность в рамках холдингов, обособляет крупные предприятия от территории. Над искать способы их горизонтальной интеграции с малыми предприятиями. Темпы роста рынка упали в 2-3 раза, конкуренция ужесточилась. Такая ситуация в экономике заставляет крупный бизнес менять приоритеты: вместо роста любой ценой — контроль за издержками производства. Выход — делегирование части производства другому, мелкому предприятию — аутсорсинг. Есть еще субконтрактация — частный случай аутсорсинга: заключение хозяйственных договоров с малым предприятием на изготовление комплектующих, ремонт, уборку помещений. Вспомогательный и обслуживающий персонал уходит «за штат», производительность труда на предприятии растет. Компанию «Тойота» обслуживают тысячи малых предприятий. Благодаря им она пробивается на любые рынки автомобилей, всегда имея оптимальные издержки производства.
В результате малые предприятия включаются в крупные территориальные кластеры, выходят на глобальный рынок, получают гарантированный сбыт.
Власть делит риски вместе с бизнесом
За последние пять лет доля регионов в расходах бюджета снизилась с 44% до 38% в 2012 году и продолжает снижаться. Страдают при этом прежде всего муниципалитеты: ну какая власть без денег? Доля местных налогов в их общих доходах не превышает 8%. Предлагается оставить налоги с малых предприятий там, где они работают. Ну хотя бы в сельскохозяйственном производстве и переработке.
Необходимо расширить рыночную доступность финансовой поддержки развития предпринимательства. Все риски бизнеса порождаются властью. Следовательно, власть должна разделить их с бизнесом. При этом свести к минимуму нерыночные формы господдержки. Правильно утверждают, что финансовая господдержка — это витамины, а не пища для предпринимателя.
Власти республики много сделали для поддержки бизнеса: профессионально выигрывают конкурсы на получение регулярных денег из федерального бюджета, разработали системы их распределения. Еще необходимо создать в республике венчурный фонд инновационного бизнеса, фонд обучения и переподготовки новых предпринимателей, проводить маркетинговые исследования в рамках бизнес-инкубатора. Не менее важно обеспечить дальнейшее развитие регионального гарантийного фонда с достаточной капитализацией, повышающей его дефолтность.
Вот так, постепенно накапливая новые приемы и методы господдержки малого предпринимательства, мы одновременно переформатируем масштабы и структуру малого и среднего бизнеса Бурятии. И взрастим сильного, могущего крутить педали.
Фото russianstock.ru
Бизнес
2780