Менее трех месяцев остается до вступления в силу республиканского закона, обязывающего перевозчиков избавиться от несертифицированных автобусов, к которым относятся и «Истаны», занимающие львиную долю всех городских и пригородных маршрутов. Чем обернется вступление в силу данного закона для обычных граждан, для водителей маршрутных такси и города в целом? В ситуации разбирался корреспондент «ИП».
Все по плану
По словам заместителя председателя Комитета по развитию транспорта администрации Улан-Удэ Ивана Баранова, парк межмуниципальных и пригородных маршрутов, состоящий из почти 800 автомобилей, на сегодняшний день обновлен более чем на 80%.
- Среди маршрутов, которые обновлены полностью, - Кяхта, Петропавловка, Сосново-Озерское и Иволгинск, – подчеркнул Иван Викторович. - Впрочем, остались и проблемные, такие как Багдарин, но Министерство транспорта держит ситуацию под контролем. На сегодняшний день разработаны графики обновлений, и, думается, к концу года этот показатель приблизится к 100%. Если все же у некоторых перевозчиков возникнут проблемы с обновлением автопарка, тогда будут внедрены особые меры по стабилизации ситуации – объединение рентабельных и нерентабельных маршрутов.
% обновления автопарков маршрутных автобусов Бурятии
| Общее количество автомобилей | % обновления | Количество автобусов, не соответствующих сертификации |
Межмуниципальные и пригородные маршруты | 800 | 80% | 160 |
Городские маршруты | 989 | 66% | 351 |
Общее количество единиц, не соответствующих сертификации | 511 |
Что касается городских маршрутов, здесь ситуация выглядит не самым лучшим образом. На 1 сентября 2013 года перевозку пассажиров осуществляли 989 маршрутных автобусов, причем парк автомобилей обновился всего на 66%. Впрочем, по словам начальника Управления транспорта и связи администрации города Юрия Ткачева, ситуация не является критичной.
- За счет того, что автобусы нового типа вмещают большее количество людей, было запланировано общее сокращение парка автомобилей на 20%, - отметил Юрий Ткачев.
«Отстающие» – впереди?
По данным Управления транспорта, на сегодняшний день менее рентабельными и более отстающими в обновлении парка являются маршруты №№ 17, 25, 33, 63, 64, 70 и 97. Их основная проблема – водителям не дают кредиты для покупки автобусов. Представители Минтранса республики не раз заявляли о том, что разработаны меры государственной поддержки предпринимателей, собирающихся обновить свой транспорт. Но, как заявили «Информ Полису» в Фонде поддержки малого предпринимательства, общее число обратившихся за последний год – не более 10 человек, а в Гарантийном фонде Бурятии и того меньше. Получается, что сами автомобилисты не спешат воспользоваться поддержкой государства.
Корреспондент «ИП» решил пообщаться с водителями «отстающих» маршрутов. Положение здесь действительно более чем тяжелое. Процент обновления парка еле дотягивает до 25. Все водители как один заявляют о том, что «не потянут» приобретение новых автобусов и у них в этой ситуации лишь один выход – менять сферу деятельности. Один из водителей, Евгений (имя изменено), поделился с нами своими мыслями:
- В кругу водителей уже ходил разговор о том, чтобы на один день всем вместе не выйти на маршрут с целью показать властям, какими последствиями обернется для города запрет «Истан». На конечных остановках утром и вечером будут столпотворения! Рядовой пассажир в полной мере ощутит на себе нехватку городского транспорта.
Корреспондент «ИП» отправился на конечную остановку другого маршрута, не занесенного в список «отстающих». Бригадир Владимир на вопрос журналиста о том, на сколько обновлен парк автомобилей, ответил: на 25%. Таким образом, объездив несколько маршрутов, мы убедились в том, что ситуация с заменой микриков на многих «благополучных» линиях обстоит ничуть не лучше.
Обновление «по-нашенски»
Не секрет, что южнокорейские микроавтобусы марки «Истана» являются надежными, редко ломаются, а если и ломаются, то запчасти для них приобрести не проблема. И все же время «Истан» проходит. «Информ Полис» выяснил, какие «сертифицированные» автобусы теперь будут перевозить жителей нашей Бурятии и насколько они выгодны для водителя в плане эксплуатации.
Мы провели опрос среди водителей маршрутных такси нашего города и составили свой рейтинг «сертифицированных» автомобилей:
1 место | Hyundai Caunty | Лидером среди «сертифицированных» автобусов в Улан-Удэ считаются корейские автомобили марки Caunty – перевозят большее количество людей и в плане запчастей проблем нет. На дорогах Бурятии чувствует себя вполне комфортно, но его стоимость порядка 2 млн. Если брать кредит на 5 лет, получается платеж около 55 тысяч в месяц. |
2 место | Toyota Hiace | Неплохой автобус, но минус в том, что маловместителен, да еще и с задним приводом. Некоторые водители не рискуют перевозить пассажиров по дорогам Бурятии на заднеприводных автомобилях. Средняя стоимость – 1600 тысяч рублей. |
3 место | Merсedes Iveсo Volkswagen | Зарекомендовали себя как «хорошие машины». С ними проблем мало. Стоимость таких автомобилей – от 1800 тысяч рублей. |
4 место | Ford Tranzit | У «Фордов» слабые двигатели. Задний привод в условиях нашей зимы – большой минус. Коробка передач «компостирует мозги» у четырех из пяти машин. При минус 10 уже проблематично завести. Средняя стоимость – 1700 тысяч рублей. |
5 место | Peugeot Boxer Citroen Fiat Ducato | Cовсем ненадежные в эксплуатации: через 11 месяцев работы начинают «сыпаться». У этих автомобилей слабые коробки сцепления (5 из 10 автомобилей меняют ежегодно). В обслуживании эти машины дорогие, да и запчастей в нашем городе для них практически нет. В итоге можно простоять в ремонте от двух недель до двух месяцев. Средняя стоимость – 1500 тысяч рублей. |
6 место | ПАЗ-3205 «Аврора» | Максимум «ходят» год, потом начинают ломаться, запчасти на отечественные автомобили очень дорогие, и в нашем городе их зачастую не найдешь. Средняя стоимость – 2000 тысяч рублей. |
7 место | «Газель» | Ест много бензина. Запчасти дорогие. Через 1,5 - 2 года эксплуатации водитель пытается избавиться от такого автомобиля. Запчасти дорогие. Средняя стоимость – 600 тысяч рублей. |
- Смешно смотреть, - рассказывает все тот же водитель Евгений. - Многие маршрутчики едут за «сертифицированными» автомобилями в другие регионы, покупают там дешевые списанные «Газели» по 150 тысяч рублей, меняют на них запчасти и выходят работать на маршруты. О какой безопасности и о каком сервисе для пассажиров тут может идти речь? В итоге такие автобусы быстро ломаются. Запчасти приходится менять чуть ли не каждую неделю, и как итог – поломка автомобиля, высадка пассажиров, возврат им денег, ремонт, вынужденный простой. Никаких плюсов, я это называю обновлением «по-русски».
«Обновление» за счет повышения тарифа?
- Мы готовы обновлять свой парк автомобилей, - продолжает бригадир одного из маршрутов Владимир. - Но стоит учесть факт, что с приобретением новых автобусов наши расходы заметно увеличиваются. При существующем тарифе в 15 рублей мы просто перестанем зарабатывать и все деньги будут уходить на содержание новых автомобилей.
Напомним, что в данный момент ведутся переговоры с целью включения в октябрьскую повестку дня городского Совета депутатов вопроса о повышении стоимости проезда для пассажиров до 17 рублей.
Фото Марк Агнор