Неожиданную версию происхождения Чингисхана предложил наш внештатный автор Будажап Арсаланов
Проанализировав древние летописи, исследователь пришел к выводу, что великая история монголов началась в Баргузинской долине. Именно там родился и вырос Чингисхан, считает наш собеседник. И у него есть определенные доказательства.
Гипотеза показалась нам достаточно интересной, поэтому мы и предложили ее на суд читателей. Отметим, что автор готов вступить в полемику, поэтому и редакция, и автор ждут мнения историков, лингвистов и знатоков.
По мнению исследователя, во времена Чингисхана в Баргузинской долине жили баргуты и хори-туматы (хори-буряты). В начале XVII столетия сначала баргуты, а затем и хори-туматы ушли на юг, на территорию нынешней Внутренней Монголии КНР. Когда на смену им с западной стороны Байкала в Баргузинскую долину переселились предки нынешних баргузинских бурят, они застали там небольшое количество хори-туматских семей.
Прибывшие буряты называли себя бурят-монголами, а оставшихся в Баргузинской долине хоринцев называли хоричон-монголами - монголами-хоринцами.
- Как мы поняли, вы твердо считаете, что Тэмучин-Чингисхан родом из Баргузинской долины? Однако ведь есть письменные свидетельства того, что это событие случилось в другом месте...
- Основными письменными источниками сведений о жизни и деятельности Чингисхана являются «Сокровенное сказание монголов» и «Собрания летописей» средневекового персидского историка Рашида ад-Дина. Так вот, согласно «Сокровенному сказанию», предком прародительницы Чингисхана считается Алан-гоа, которая была дочерью Баргудая Мэргэна, владетеля земли Гол-Баргуджин-Духумского. Родилась Алан-гоа в местности Ариг Усан на хори-туматской земле недалеко от горы Бурхан Халдун и реки Онон.
- Но ни Бурхан Халдуна, ни Ариг Усана, ни тем более Онона на территории Бурятии нет.
- Начнем со слова «халдун». В современном монгольском языке оно произносится и пишется как «хада» - гора. А вот слово «бурхан» - синоним слова «будда». Но до XVII века, то есть до принятия монголами буддизма, слово «бурхан» в монгольском языке отсутствовало. Поэтому в XIII столетии горы под названием Бурхан Халдун на землях монгольских племен быть не могло. Зато была гора Барагхан, что в Баргузинской долине.
- Хорошо, с Барагханом еще можно согласиться. Но Онон?
- В Баргузинской долине имеется река, которую называют Онёо. Однако в средние века она, по правилам той лексики, без всякого сомнения, называлась именно Онон. Почему? В обоих случаях эти два слова означают одно и то же - «прицел, по которому нужно двигаться, чтобы найти дорогу». И действительно, вдоль реки Онёо раньше пролегала конная тропа, связывающая Баргузинскую долину, Еравнинскую степь и Монголию.
- Интересно. А что насчет местности Ариг Усан?
- Местность и река с таким же названием находятся в Баргузинской долине, на территории нынешнего Курумканского района. Это Аргата. Я более чем уверен, что средневековое название этой реки и местности Ариг Усан постепенно с изменением речи поменялось на Ариг Уhан и впоследствии на Ариг Уhата. Вот и получилось Аргата.
- Согласитесь, что это несколько натянуто…
- Ничуть. Пришедшие в Баргузин буряты унаследовали от баргутов и хори-туматов местную топонимику. Но произносят они свои слова совсем по-другому - быстро, резко, сокращенно и слитно.
- Например?
- Слова, которые на хоринском диалекте звучат как «тиинэ бэшэ hэн гу бэ», баргузинские буряты произносят сокращенно, на одном дыхании и одним словом: «тииншаан». Слова «баруун урда» как «баррай». Поэтому некоторые названия местности стали произносить по-своему, изменив их почти до неузнаваемости. Так и название местности Ариг Уhата они стали произносить как Ариг Ута. Слитно получается Аригута. Однако потом стали произносить уже по-своему. Вот и получилось Аргата, в русифицированном варианте - Аргада.
- Таким образом, вы уверены, что летописи указывают на Баргузинскую долину?
- Да. Детство и юность Тэмуджина прошли именно там. Родился он, согласно летописям Рашида ад-Дина, в Баргуджин-Духумской местности Булаг-Болдог, то есть «Подземный ключ и рядом возвышенность». На территории Аргадинского сомона есть местность Булаг, возвышенное место (болдог), рядом с которым в низине есть озеро с подземным ключом (булаг).
Стоит отметить, что Чингисхан всегда очень трепетно относился к баргузинской земле. Недаром в летописях Рашида ад-Дина упомянуты его слова, что среди родившихся на земле Баргуджин-Тукум людей всегда будут в достатке мужественные и умные парни и прекрасные благородные девицы.
- И что было дальше?
- Возмужав, Тэмуджин стал ханом племенного союза «Хамаг Монгол». В Баргуджин-Тукуме жили тогда наиболее организованные и энергичные племена монгольского мира. Из-за своей отдаленности и недоступности Баргузинская долина стала своеобразной монгольской «Запорожской сечью». Сюда стекались со всей монгольской земли самые смелые и способные к самоорганизации монголы.
Они и вливались в ряды живших здесь племен баргутов и хори-туматов. До создания Чингисханом единого монгольского государства племена баргутов и хори-туматов вместе с соседними племенами эхирисов (эхиритов) и борджигинов, живших в то время в просторах южнее от них, до реки Онон нынешнего Забайкальского края, составляли основу племенного союза «Хамаг Монгол».
- Что это за союз и для чего он был нужен племенам, которые и так жили в неприступной местности?
- Причина заключения добровольного союза заключалась в следующем. Несмотря на отдаленность долины, здесь проходил оживленный торговый путь. Этому способствовали богатая природа, предприимчивость китайских купцов, огромный, по меркам того времени, потребительский рынок Китая. В истории баргузинских бурят, написанной в XIX столетии Ц. Сахаровым, говорится, что на территории долины были найдены старинные японские и китайские изделия, которые подтверждают, что здесь проходил торговый путь.
Баргуты, хори-туматы, эхирисы (эхириты) и борджигины располагались последовательной цепочкой, от Байкала до территории татар, живущих рядом с Китаем, вдоль торгового пути. Торговля с китайцами для местных монгольских племен была основой материального благополучия. Поэтому для объединенной защиты этого торгового пути и контроля над ним племенами баргутов, хори-туматов, эхирисов и борджигинов и был создан экономический и военный союз «Хамаг монгол».
И это был крепко спаянный союз. Неплохо обстояло торговое дело, казалось бы, у племен татар, кереитов и меркитов, через территорию которых проходил другой, более богатый и ныне более известный Великий шелковый путь. Но к XIII столетию обширные пастбища племени татар подверглись сильной ветровой эрозии, опустыниванию. Поэтому их хозяйство и торговые дела пришли в упадок.
Они вынуждены были опускаться до банальных грабительских налетов на соседние племена и Северный Китай, вызвав этим сильное недовольство и с той, и с другой стороны. Дело шло к большой войне, которая в итоге и случилась.
- А какова была ситуация с меркитами?
- Меркиты в тот момент безмятежно процветали, не ожидая никакой опасности от своих соседей. Но племенная развязка для них наступила совершенно неожиданно и очень быстро. Меркиты без особого сопротивления и кровопролития были подчинены Тэмуджину и включены в состав «Хамаг монголов». Содействовали этому неосмотрительность хана меркитов Тохто-беки и смелая расчетливость Тэмуджина.
Вообще Тэмуджину в военной и политической деятельности с самого начала всегда сопутствовала невероятная удача. Академик Владимирцев, описывая знаменитый поход Чингисхана против империи Хорезм-шаха, писал, что войска Хорезм-шаха превосходили по численности войска монголов в десять раз, но зато войска монголов вел военный гений Чингисхан.
- Но как удалось Тэмуджину подчинить меркитов?
- История о том, как меркиты вошли в состав союза, как Темуджин разгромил вместе с китайцами и кереитами племя татар, как он объединял всех монголов, а затем почти всю Евразию, очень длинная. Я думаю, это может стать темой нашего следующего разговора.
- Спасибо.
Баргуджин-Токум. Страна предков Чингисхана
В Баргузинской долине идет подготовка к проведению III Международного баргутского фестиваля «Баргажин-2015». Это событие связано со средневековой историей страны Баргуджин-Токум.
Страна предков
Древняя страна Баргуджин-Токум являлась северной частью монгольского мира. Здесь издавна жили предки бурят, тут сохранилась уникальная духовная традиция, связанная с культом Вечно Синего неба и Земли. В этих местах рождалась история Чингисхана и монгольского государства. Баргуджин-Токум и племя баргутов не раз упоминаются в «Сокровенном сказании монголов», «Алтан-тобчи», «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина и других средневековых авторов.
Баргуты – монголоязычное племя, известное с VI века нашей эры, которое с древности населяло Баргузинскую долину. В китайской летописи «Тан-шу» говорится, что баргуты имели до 10 тысяч кибиток и 10-тысячное войско. Во главе племени стоял иркин (полноправный). Известно, что баргуты неоднократно вступали в борьбу против орхонских тюрков, которые стремились их подчинить себе. В более позднее время баргуты в силу разных причин покинули Баргуджин-Токум.
Центральной частью древней страны считается обширная долина реки Баргузин. Здесь находится священная гора Бархан-Уула, на которой, согласно легенде, жил предок монгольских народов по имени Борте (Буртэ)-Чино. Кроме того, в большинстве бурятских родословных упоминаются имена Барга-батора (Баргудай-мэргэн), Хоридой-мэргэна, его 11 сыновей, от которых произошли 11 хоринских родов. В своей летописи Тугултур Тобоев пишет, что Хоридой-мэргэн является младшим сыном Барга-батора. Также говорится о том, что генеалогия Барга-Батора восходит к Буртэ-чино.
В фундаментальном труде «Барга, буряад-монголчудын угийн бичиг», созданном учеными-историками Бурятии и Монголии, подтверждается, что сыновьями Барга-батора являлись Элюдэр-тургэн, Гур-буряад, Хорилартар-Хоридой-мэргэн. Потомками Элюдер-тургена, например, являются олеты (современные калмыки), Гур-буряада - племена эхиритов и булагатов, Хоридой-мэргэна – хоринские рода.
Кроме того, Баргуджин-Токум является родиной легендарной женщины Алан-гоа, дочери Хоридой-мэргэна и Баргуджин-гоа. Ее сын Бодончар стал основателем золотого рода Чингиcхана - борджигинов.
Великий запрет Чингисхана
Мать Чингисхана, Оуэлэн, происходила из олхонутского рода баргутов. Поэтому великий хан всегда относился к Баргуджину с особым почтением. В 1201 году в Баргуджин-Токум прибыли послы Чингисхана. Тогда с предводителями баргутов был заключен союз мира и родства. А выходцы из Баргуджин-Токума были назначены на высокие государственные и военные посты в монгольской империи.
В 1212 году Чингисхан лично посетил Баргузинскую долину, перейдя через Икатский хребет. В память о предках-баргутах он повелел насыпать на вершине Хамар-Дабана каменный курган и вечно почитать его как святое место. В наше время это место было обнаружено и названо «Обо Чингисхана».
Согласно ясаку (закону), эти земли были объявлены местом «Великого запрета» («Их хориг»). Здесь на многие века вперед запрещались землепашество, строительство городов и укреплений, облавная охота. Причиной запрета стало то, что, по мнению хана, там покоятся духи его предков из золотого рода борджигин.
Фестиваль баргутов
Начиная с 1633 года большая часть баргутов вынуждена была перекочевать в Монголию. Считается, что они унесли с собой самоназвание баргутского этноса. В настоящее время потомки баргутов компактно проживают в Автономном районе Внутреннего Китая. Но о своей родине они не забыли. Их язык родственен эхирит-булагатскому говору и баргузинскому диалекту.
Представители баргутов готовы сотрудничать с Бурятией и людьми, живущими в Баргузинской долине. В 2005 году баргуты побывали в Баргузинской долине, провели ритуальные обряды поклонения, познакомились с местными жителями. В свою очередь, делегация Баргузинского района посетила китайский город Синбарху, где состоялась встреча с выходцами из древней страны Баргуджин-Токум. В 2008 году в Курумканском районе прошел фестиваль «Нам не тесно на одной земле», а в 2011 году делегация Курумканского района выезжала на II фестиваль баргутов «Баргажин» в Дорнодском аймаке Монголии.
Там нашим представителям и была передана эстафета на проведение фестиваля в Баргузинской долине - в Курумканском и Баргузинском районах, а также вручено знамя фестиваля. Проведение III Международного фестиваля баргутов «Баргажин» запланировано на 2015 год.
- Фестиваль должен стать знаменательным событием в культурной жизни республики. В планах оргкомитета съемка документального фильма о средневековой истории Баргузинской долины , - сказал редакции Жорж Абзаев, историк-краевед, член Союза писателей Бурятии.
Фото: http://www.bestphotosite.net.
Общество
9009