Корреспондент «Информ Полиса» спросил у экспертов, какие товары и услуги наиболее востребованы на нашей территории
По статистике в нашей стране подавляющее большинство граждан хочет открыть свое кафе, закусочную, бистро, ресторан. Новые бизнес-идеи сегодня образовываются в области строительства, не менее популярны идеи в сфере торговли и красоты, связанные с изготовлением эксклюзивных подарков, сувениров, оригинальной одежды. Наша республика имеет здесь свои отличия.
На коне
- В Улан-Удэ, Северобайкальске и Гусиноозерске проще устроиться на работу и легче развивать бизнес, - утверждает Александр Гребенщиков, глава Министерства промышленности и торговли республики. - Здесь есть рынок сбыта и доступная инфраструктура. В сельских районах сложнее. Учитывая, что там у нас проживает 40% населения, мы просто не имеем права не рассматривать их потребности.
В качестве примера министр перечислил основные виды бизнеса, развивающиеся сегодня в районах, среди которых переработка мясной и овощной продукции. Рост числа перерабатывающих предприятий напрямую связан с увеличением численности скота в сельской местности. Этот бизнес стал первым и почти сразу прибыльным, ведь его не хватало, говорит Александр Гребенщиков. Лесные районы направили свои усилия на предприятия по переработке древесины, такие как Заиграевский, Курумканский и Баргузинский.
Люди стали больше покупать автомобили и бытовую технику, чем была вызвана волна услуг по ремонту техники, пошиву и починке одежды. Логично, что следом возникли химчистки и прачечные. С появлением в селах развлекательных центров и кинозалов при них возникли кафе и игровые залы - хлеба и зрелищ хочется всем.
- Года два тому назад резко выстрелили придорожные закусочные, - продолжает министр. - Четыре года назад стала подниматься стройиндустрия. Возникла проблема нехватки стройматериалов, и в этом году впервые в Бурятии в Гусинозерске открылся завод по производству утеплителя на основе базальтовых минералов.
- Популярные в России виды предпринимательства во многом совпадают с видами бизнеса в Бурятии, - говорит гендиректор ООО «Бизнес Право» Леонид Иванов. - Некоторые не только популярны, но и очень конкурентны в нашем городе: торговля, общепит и автомастерские. Поэтому их прибыльность может быть под вопросом. Чего действительно не хватает в республике, и в частности в Улан-Удэ, так это услуг по ремонту бытовой техники, одежды и обработке кожи.
Руководитель Сообщества молодых предпринимателей Бурятии Сергей Брыков уверен, что востребованных видов бизнеса гораздо больше, чем принято считать.
- Торговля, общепит, автомастерские, ремонт бытовой техники, пошив и ремонт одежды, обработка кожи и древесины – это те виды бизнеса, которые просто на виду. Многие начинающие предприниматели не хотят что-то придумывать или везут на наш рынок то, чего нет. Сейчас в стране очень много типографий и успешных IT-компаний. Кстати, успешность зависит от знаний и компетенций конкретного человека, - отмечает Сергей Брыков.
За кем будущее?
Одна из насущных проблем Бурятии сегодня – отсутствие предприятия по производству экологически чистой тары. Еще одно перспективное дело - утилизация отходов из пластика и полиэтилена.
- Мы только на 20% обеспечиваем себя продовольствием, - говорит глава Минпрома. - Эта ниша открыта. Мы не можем производить у себя на территории все 100% продуктов питания, но мясо и овощи вполне возможно. Нужно заниматься переработкой шерсти, кожевенными изделиями. В Бурятии огромные очереди на жилье, поэтому строительство тоже интересное направление для бизнеса. У нас практически нет своего кирпича, изоляционных материалов. Текстильное производство тоже требует идей. Мы почти не занимаемся меховыми изделиями, хотя край наш богат на меха.
По словам экспертов, в республике потенциал многих видов бизнеса велик, но ограничен нехваткой квалифицированных кадров. У нас слишком много юристов, экономистов и финансистов, желающих работать в офисах, и все меньше подходящих для конкретного бизнеса специалистов.
Чаще всего, по мнению Сергея Брыкова, бизнес открывается в сфере услуг, поскольку на его открытие требуется меньше средств, чем на производство, добычу или обработку. Республике, безусловно, нужны бизнесы, которые дают добавленную стоимость, без этого рынок будет развиваться очень медленно.
- Проверять востребованность дела нужно начинать на себе и своих близких, если бы вы сами купили то, что собираетесь произвести, значит, это нужно. Когда мы открывали доставку, я точно знал, что такой услугой я бы воспользовался! - говорит Сергей.
По словам Леонида Иванова, нужно смотреть на опыт западных городов, ведь многие идеи приходят именно оттуда.
- Какие-то франшизы там популярны, хоть и подороже. Основная же проблема при открытии бизнеса – отсутствие опыта. Надо больше общаться с опытными предпринимателями из числа родственников, друзей, прислушиваться к их советам, но не принимая все как данность. Жаль, что у нас нет специализированной службы по развитию малого предпринимательства, как в Америке, где отошедшие от дел предприниматели помогают начинающим.
Прежде чем что-то начинать, нужно попробовать с малого: проводить мини-исследования среди друзей, родственников, соседей, выявлять потребности, настроить систему учета – финансового и материального. И еще раз – советоваться, как все это сделать, с опытными людьми, - говорит Леонид Иванов.
К сожалению, в Бурятии мало обучающих центров для предпринимателей, где им могли бы помогать, что-то объяснять из налогового законодательства. Хотелось бы видеть больше консалтинговых фирм, которые бы вели дела предпринимателей, сопровождали их в бизнесе.
Интересная идея
Сегодня, по словам экспертов, условия для развития бизнеса лучше, чем десять-двадцать лет назад. Как говорит министр промышленности, открыть ИП сейчас вообще не проблема: написал заявление, заплатил - и ты уже предприниматель.
Многое зависит от задачи, которую поставишь перед собой. Необязательно, чтобы цель характеризовала прибыль. Целевым состоянием может быть «открыть самый доступный (самый дешевый, с самой вкусной традиционной кухней) ресторан», «открыть фамильный бизнес», а не «какой бизнес открыть в городе».
Кроме ежедневного сервиса потребители хотят еще и уникального продукта, неповторимости. И еще идея должна быть очень интересна самому начинающему бизнесмену. Тогда можно говорить о достижении нужного результата.
Как я выбирал свой бизнес
Андрей Шагжитаров, владелец сети печатных салонов:
- В 2008 году я открыл типографию. У меня был принтер, на котором я печатал свои фотографии. Однажды пошел в печатный салон распечатать большие фотографии, но их делали очень долго, еще и результат не порадовал. Я понял, что качественных услуг по печати в городе нет. Так и зародилась идея открыть собственную типографию.
Начал изучать специализированные сайты, шарил по форумам. Затем проводил маркетинговое исследование, в печатных салонах осмотрел оборудование, оценил сервис, прикинул количество необходимых сотрудников и стоимость всего этого. Далее выбрал место. Что касается аренды, то считаю, что она для меня достаточно комфортная - 450 рублей за квадратный метр в районе Виадука, на Арбате – 800 рублей. Выбрать нишу несложно.
Если сервис никакой, то стоит подумать, как сделать его лучше. Второй путь – желание заниматься конкретным делом. До типографии у меня был бизнес по закачке мелодий на телефон, была сеть салонов по продаже сотовых телефонов. Когда пришли конкуренты из Москвы, пришлось закрыться. Сейчас работаю над несколькими проектами.
Один из них - деловой клуб для молодых предпринимателей, где мы с другими бизнесменами проводим тренинги для начинающих, рассказываем, как выбрать нишу и составить бизнес-план и другие полезные вещи. Учить других – это тоже бизнес.
Самые прибыльные виды бизнеса в России
По исследованиям экспертов, за 2012 год успешными в нашей стране оказались следующие виды бизнеса:
1. Оптовая и розничная торговля.
2. Закусочные.
3. Автомастерские.
4. Ремонт бытовой техники.
5. Ремонт, пошив одежды.
6. Бизнес с использованием массажных кресел.
7. Обработка кожи, древесины.
8. Добыча полезных ископаемых.
Фото: http://www.shutterstock.com.
Бизнес
8616