Они единственные люди в Бурятии, кто живет не по местному, а по лондонскому времени и на работе все время говорят на двух языках. 20 октября во всем мире отмечают свой праздник авиадиспетчеры. В преддверии праздника корреспонденты «Информ Полиса» побывали в аэропорту Байкал и увидели изнутри, как «управляется» небо
Мы желаем всем, кто садится в самолет, удачного полета и мягкой посадки. Пассажиры после приземления аплодисментами благодарят пилотов, на выходе жмут руки стюардам. А ведь нашу благодарность за жизнь и благополучные полеты с полным правом могут разделить те, кого мы не видим. Это авиадиспетчеры.
Не секрет, что многие испытывают страх перед полетами. Среди причин страха называют возможность столкновения машины с другим авиалайнером, вероятность попасть в неблагоприятные погодные условия, турбулентность, риск поломок и т.д.
Надеемся, что после нашей статьи многие перестанут бояться летать, потому что авиадиспетчер контролирует самолет начиная с момента запуска двигателя и заканчивая прибытием на стоянку.
Несмотря на то что улан-удэнский аэропорт пока считается небольшим, в его штате несколько десятков авиадиспетчеров. Ведь самолеты летают круглосуточно, а потому «командиры неба» несут свою вахту посменно. Глядя в небо, нам трудно представить, что оно «испещрено» видимыми только специалистам воздушными трассами.
Куда приводят мечты
Старший инструктор тренажера Николай Гурин в системе гражданской авиации более 40 лет. Его коллега авиадиспетчер Андрей Сильченко в профессии 23 года. И таких людей в службе большинство. Хотя многие из них до поступления в университеты даже не знали о такой профессии, как авиадиспетчер.
- В советское время все ребята мечтали стать летчиками и космонавтами, - улыбается Андрей Сильченко. – Я, конечно, тоже не был исключением – хотел стать пилотом.
Но приемная комиссия в университете решила иначе – во время вступительных экзаменов Андрею предложили попробовать себя в качестве диспетчера. И спустя 23 года он ни разу не пожалел о том выборе. Авиадиспетчер не просто сложная профессия, она требует постоянной собранности и сосредоточенности.
- Попасть в нашу профессию непросто, - говорит старший инструктор тренажера Николай Гурин. – Даже отучившись пять лет в институте, человек минимум полгода стажируется и только потом получает допуск к самостоятельной работе.
Кроме того, раз в три года диспетчеры обязаны повышать свою квалификацию. Для этого сотрудники аэропорта Байкал ездят в Иркутск, Красноярск, Санкт-Петербург.
А поскольку общение диспетчеров и пилотов в небе ведется на двух языках, авиадиспетчеры постоянно совершенствуют свой уровень разговорного английского.
- Почти все наши диспетчеры обучались в зарубежных центрах: в Америке, Великобритании, - говорит Николай Гурин. – Немало времени для языковой практики уделяется и здесь, в Бурятии.
Ни минуты покоя
Конечно, основная работа авиадиспетчера - это управление самолетами в воздухе. За день аэропорт Байкал обслуживает в среднем 38 бортов. Это не только пассажирские рейсы, но и грузовые, частные самолеты, а также суда, вылетающие и прилетающие на аэродром Восточный. Кроме того, достаточно часто в Улан-Удэ вынужденно садятся самолеты, направляющиеся в соседние города – Читу и Иркутск.
- Дело в том, что наш аэродром считается самым лучшим по метеоусловиям во всей Восточной Сибири, - говорит Николай Гурин. – В Улан-Удэ пониженная влажность и вообще редко бывает плохая погода, а это большое подспорье для соседних аэропортов.
Казалось бы, когда ни в небе, ни на земле нет самолетов, ожидающих посадки или взлета, авиадиспетчер может расслабиться. Ложное представление!
- Между самолетами у них тоже много работы, например, часто на аэродроме тренируются экипажи: пилоты отрабатывают пилотирование - взлет, посадку и другие элементы, - рассказывает Николай Гурин. – Кроме того, ежедневно в аэропорту проводятся работы по обслуживанию перрона и взлетной полосы – за этим тоже следит авиадиспетчер.
Помимо работы в свою смену диспетчеры много времени уделяют повышению квалификационного уровня. Кроме постоянного совершенствования английского языка, авидиспетчеры по многу часов занимаются на специальном тренажере.
- Здесь мы отрабатываем какие-то очень сложные, нестандартные ситуации, - говорит Николай Гурин.
Счастливый аэропорт
Авиадиспетчерам аэропорта Байкал повезло с тем, что они работают в невероятно красивом месте. С самого верха вышки открывается захватывающий дух вид. Самолеты взмывают и садятся на фоне пиков Хамар-Дабана.
На столе у диспетчера несколько мониторов. На одном погодные условия в аэропорту. Данные о них обновляются через каждые 30 минут. На другом дисплее схематичное изображение неба с данными о самолетах.
- Как только самолет отрывается от земли, на мониторе появляется формуляр, в котором видны высота полета, скорость и другие данные о воздушном судне, - показывает авиадиспетчер Андрей Сильченко.
Умной технике доверяй, но проверяй! Поэтому возле мониторов лежит бинокль, с помощью него диспетчер периодически производит визуальный осмотр взлетно-посадочной полосы. Это позволяет своевременно обнаруживать какие-то недочеты и сообщать о них наземным службам.
- В 90-е годы у нас тут не было ограждения и на полосу часто забредали животные: кони, косули, - говорит Андрей Сильченко. – Сейчас очень хорошее двойное ограждение. Но даже через него иногда лисы пробираются. Кстати, качество покрытия на полосе проверяют несколько раз в день, ведь бетонной конструкции приходится выдерживать колоссальное давление многотонных самолетов.
За несколько десятилетий в аэропорту Байкал не было ни одного ЧП. Это считается знаком высокого профессионализма улан-удэнских авиадиспетчеров.
- У нас, можно сказать, счастливый аэропорт, - улыбается старший инструктор тренажера Николай Гурин. – Я не могу вспомнить какие-то происшествия, разве что однажды у самолета, вылетевшего в Китай, на высоте 1200 из-за срабатывания сигнализации открытия дверей борт совершил незапланированную посадку в Улан-Удэ. Как раз тогда на борту находился наш диспетчер Андрей Сильченко, полетел пассажиром в Маньчжурию. Самолет благополучно вернулся и сел в Улан-Удэ, никто не пострадал.
Женщины в неженском деле
Несмотря на красоту и близость к небу, профессия авиадиспетчера далека от романтики. Эта работа – одна из самых опасных и ответственных в мире, ведь она связана не только с техникой, но и с человеческими жизнями. Помимо глубоких профессиональных знаний, каждый авиадиспетчер обязан обладать врожденной устойчивостью к стрессам. Излишне говорить, что и эмоционально неустойчивым людям здесь не место.
- У авиадиспетчера нет права на ошибку, мы не может позволить себе занервничать или запаниковать, - говорит Андрей Сильченко. – Человек в кресле диспетчера в любой ситуации должен быть беспристрастен и спокоен.
Кроме того, координатор полетов должен уметь быстро реагировать в меняющихся условиях и мгновенно принимать верные решения. К сожалению, такие качества, как сосредоточенность, холодность ума, высокая концентрация внимания и развитое пространственно-объемное мышление присущи далеко не всем.
- Часто после окончания вуза, уже на этапе стажировки выясняется, что человек не может работать на этой должности, это просто не его, - говорит Андрей Сильченко.
Женщины в этой сложной серьезной профессии – редкость. Ведь помимо описанных выше качеств диспетчер должен знать и понимать основные принципы работы техники и оборудования, находящегося на борту.
Но две девушки-авиадиспетчеры в аэропорту Байкал – предмет особой гордости коллег.
Как стать авиадиспетчером?
Учебных заведений, в которых готовят авиадиспетчеров, в России немного. Примечательно, что получить профессию авиадиспетчера можно не только в высших, но и в средне-специальных учебных заведениях.
Среднее профессиональное образование:
- Красноярский авиационный технический колледж гражданской авиации (есть филиал в Хабаровске).
Высшее образование:
- Ейское высшее военное авиационное училище им. В.М. Комарова,
- Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков,
- Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
Обязанности авиадиспетчера
Авиадиспетчер – специалист по управлению воздушным движением. Он контролирует самолет на протяжении всего периода полета: начиная от запуска двигателей и выруливания со стоянки и заканчивая прибытием судна на стоянку уже после того, как пилот произвел посадку.
К обязанностям авиадиспетчера также относятся:
- поддерживание постоянной связи с экипажем самолета,
- наблюдение за движением воздушных судов,
- предоставление пилотам необходимых сведений о метеоусловиях и других данных,
- передача сведений о самолетах диспетчерам в других аэропортах,
- контроль работы наземных служб, ситуации на летном поле, над состоянием полосы и многое другое.
За 9 месяцев 2013 года авиадиспетчеры Улан-Удэнского центра ОВД филиала «Аэронавигация Восточной Сибири» обслужили 12670 полетов.
Фото Марка Агнора.
Общество
7357