В июле 2012 года в ходе поисковых работ в селе Долгенькое Харьковской области (Украина) были найдены останки 47 бойцов Красной Армии. Из найденных останков воинов благодаря личным медальонам удалось идентифицировать имена двух бойцов
Одним из них был Андрей Водохлебович Ганькинов, 1907 года рождения, уроженец села Кахо-Онгоевское Иркутской области. В том же году общественной организацией «Патриот» было произведено торжественное перезахоронение останков бойца и начались поиски его родственников.
Искали больше года
Отметим, что начиная с августа 2012 года представители украинской общественной организации «Патриот» не раз обращались за помощью в различные инстанции Иркутской области. Но заместитель главы Кахо-Онгоевского поселения и мэр Осинского района, которым были направлены официальные письма с просьбой найти родственников бойца, попросту оставили за собой право «хранить молчание».
Впрочем, государственный архив и ЗАГС Иркутской области также расписались в собственном бессилии, отметив, что в их картотеке отсутствуют данные об этом человеке. Не нашлось данных и в специальной государственной базе погранвойск, в ряду которых состоял боец. Именно тогда представители поисковой группы приняли решение обратиться за помощью к журналистам.
По просьбе украинского общества «Патриот» вгазете «Знамя труда» Осинского района Иркутской области была опубликовала статья с обращением к гражданам с просьбой помочь найти родственников погибшего бойца. В свою очередь, жители Осинского района обратились с аналогичной просьбой в редакцию газеты «Информ Полис», ведь, по их словам, в послевоенные годы многие жители Осинского района переехали жить именно в Улан-Удэ.
Расследование «ИП»
Журналист «ИП», действительно, разыскал бывших жителей Осинского района, нынче проживающих в Улан-Удэ. В ходе личных бесед с каждым из них и воспоминаний опрашиваемых выяснилось, что в Бурятии проживают родственники погибшего.
- Жена и дети младшего брата погибшего бойца – Александра Ганькинова, по некоторым данным, в данный момент проживают в районе Батарейки.
- Младшая сестра – Татьяна Гаханова, которая после свадьбы вместе с дочерью переехала жить в Кижингу. Ее дочь Екатерина преподавала иностранный язык в одной из школ Кижингинского района.
- Виктор Шангин, сын сестры бойца, Гахановой Еактерины Водохлебовны, по предварительным данным, проживает по улице Мокрова.
Однако официальные запросы, направленные в администрацию Октябрьского, Советского и Кижнгинского районов, не принесли плодов. Лишь ответ – данные люди в районах не зарегистрированы. Поиски родственников не увенчались успехом.
Тогда корреспондент «ИП» решил разыскать других его родственников. Дело в том, что из неофициальных источников стало известно, что до призыва на военную службу у погибшего бойца была жена - Екатерина Вахрушкина, которая родила от солдата дочь Ирину. После войны Екатерина вместе с дочкой уехала из села в неизвестном направлении. О их судьбе никому ничего не известно до сих пор. Казалось бы, поиски жены и дочери – настоящая утопия, но получилось наоборот.
Корреспондент «ИП» решил попробовать найти жену бойца с помощью социальной сети «Одноклассники». В итоге журналист разослал более четырехсот сообщений обладателям фамилии Вахрушкин(а). Не прошло и трех дней, как на сообщение откликнулась девушка, которая является внучатой племянницей той самой Екатерины Вахрушкиной.
Новые подробности
Внучатая племянница Екатерины Вахрушкиной Ангелина подтвердила факт, что у ее умершей бабушки действительно есть дочь Ирина.
- Но не думаю, что она является дочерью бойца, - поделилась мыслью Ангелина, - ведь отчество у нее не Андреевна, а Ангарьевна.
Это поставило под сомнение предположения журналиста о том, что Ирина – та самая дочь бойца. Однако мы решили разыскать старшую сестру Ирины – Нелли. В телефонном разговоре с Нелли выяснились некоторые подробности.
- Действительно моя мама Екатерина родила младшую сестру Ирину от одного солдата, которого звали Андрей. Позже, когда боец пропал на фронте, мама вышла замуж за другого человека – Ангария Хингелова. Ангарий хоть и был неродным отцом для Ирины, но все же удочерил ее и дал свою фамилию, а вместе с ней и отчество. Так Ирина Андреевна Ганькинова стала Ириной Ангарьевной Хингеловой.
Встреча с дочерью
Поиски наконец завершились. Всю собранную информацию мы передали нашим коллегам из Иркутской области и попросили их вручить дочери письмо и факсимиле с могилы отца.
- Дом большой семьи Дуриновых в Хандагае нашли быстро, - вспоминает журналист местной газеты Альбина. - Ирина Ангарьевна живёт вместе с сыном Владимиром и его семьёй. Ей сейчас 72 года, она плохо слышит и чувствует себя неважно, поэтому беседу мы вели в основном с сыном Александром.
О своём отце и дедушке Андрее Водохлебовиче Ганькинове они не знали ничего до тех пор, пока им не позвонили из «Информ Полиса».
- Мать мне ничего о нем не рассказывала, - говорит дочь бойца. - Очень хотелось бы побывать на его могиле и посмотреть, где он похоронен, да нет денег, – плачет Ирина. - Всю жизнь проработала дояркой, сначала в Маньково, потом в Хандагае. Достатка не видела, большую семью надо было одеть-обуть и накормить. Да и сейчас живем небогато. Моя пенсия, подработка сына и детские пособия – вот и весь бюджет семьи. Спасибо тем, кто разыскал моего отца, и тем, кто откликнулся и помог найти меня. До сегодняшнего дня я не знала, что мой родной отец - настоящий герой!
От автора
Да, думается, не за такое «светлое будущее» для своих детей и внуков когда-то воевал боец Андрей Ганькинов, но, как говорится, что есть, то есть. Журналисты передали дочери и внукам погибшего письмо от председателя украинского общества «Патриот» вместе с фотографией могилы отца. И еще.
Напрашивается печальный вывод. Почему государственные архивы, военные и социальные ведомства, которые тратят миллионы рублей, в том числе и на содержание своих информационных баз, больше года не могли разыскать родственников погибшего бойца, а ведь с помощью общедоступной социальной сети «Одноклассники» у журналистов на это ушло всего три дня.
Наверное, за это кому-то должно быть как минимум стыдно? Да вот только кому – неизвестно. Впрочем, пусть и без помощи государственных органов, но родственники все же нашлись. А это - главное!
Фото с сайта www.ostrovok.lg.ua из архива газеты «Знамя труда» (Иркутская область).
Общество
2319