Бывшая школьная медсестра Зинаида Брюханова открыла центр иппотерапии, который помогает малышам с ограниченными возможностями, лечит их с помощью конного спорта и общения с четвероногими докторами.
Интересно!
- А теперь ручки – оп! – вверх! – говорит Зинаида Даниловна, и пятилетняя Ириша послушно поднимает ручки.
Белая лошадка идет спокойно, без резких движений, словно понимая, что ее маленькая пассажирка еще не так уверенно держится в седле, что ей хоть и жутко интересно, но и страшно тоже – до жути.
Закончится занятие, ссадят Иришку с седла, и девочка обязательно потянется погладить шелковистую морду коня, благодаря его за пережитые эмоции. А еще только сейчас становится видно, что у ребенка – ДЦП.
- Мы совсем недавно начали ходить на иппотерапию. А так как живем в районе, не на все занятия удается попасть. Но прогресс и улучшение все же налицо, - рассказывает папа Ириши Анатолий.
Зинаида Даниловна Брюханова ведет мерина по кличке Белый в стойло, и по дороге мы разговариваем. Она на секунду задумывается, когда я задаю ей вопрос, зачем она занялась этим, безусловно, нужным, но таким сложным делом – иппотерапией.
- Ну, сидела бы я сейчас на пенсии, сериалы смотрела бы да носки вязала. А тут и с ребятишками вожусь, которым моя помощь нужна, и с лошадьми занимаюсь, - убежденно говорит она. - Интересно! А еще интереснее видеть результаты, прогресс, когда малыш, которого приносили на руках, начинает приходить самостоятельно, держа маму за руку.
Понимающие лошадки
- Ну вот, привезли такого «парня» деревенского, неотесанного. А ничего, умницей оказался, все понимает, работу любит. И, что самое главное, вредных привычек нет, - ласково говорит Зинаида Даниловна, и «парень» - конь с аккуратно подстриженной гривой - понимающе косится на нее круглым коричневым глазом, энергично кивает, как будто подтверждая слова хозяйки. - Это в спорте выбирают лошадок с норовом, характерных, с кровью горячей. Нам же нужны работники спокойные, рассудительные, добронравные. От лошади требуется не просто спокойствие, а понимание.
Разные ребятишки ходят. Слепой мальчишка как-то начал к нам ходить, так в начале всего боялся, что и меня кусал, и коня. Другой бы взбрыкнул, заартачился, а наш терпит. Зато малыш этот потом привык, с таким удовольствием на занятия ходит.
А до 2007 года Зинаида Брюханова, исконно городская жительница, побаивающаяся коров, лошадей и всего, что имеет копыта, и подумать не могла бы, что вплотную займется адаптивным конным спортом. Всю жизнь проработала в школе медсестрой.
- В 2007 году я перешла в другую школу, где увидела, что такое оздоровительная верховая езда, - вспоминает Зинаида Даниловна. – Там меня научили «коноводить». Когда я перестала бояться лошадей, то стала обращать внимание на то, как занимаются педагоги с детьми, с какими проблемами развития у ребенка помогает справиться иппотерапия. А потом я решила заняться иппотерапией самостоятельно.
Бедный пони
В центр «Конек-горбунок» ходят самые разные ребятишки. Среди них малыши, страдающие ДЦП, инвалиды по зрению, аутисты, гиперактивные дети и другие. Многие из них уже активно участвуют в российских и даже международных (!) соревнованиях по конному адаптивному спорту.
Первой лошадкой центра «Конек-горбунок» стал мерин по кличке Белый. Он и до сих пор считается главной лошадью организации – именно с него начинают занятия новички. Белый и обучает «молодежь» - все лошади, появившиеся в центре, обязательно проходят подготовку у него и инструкторов.
Какие-то лошади приобретались самостоятельно, какие-то дарили благотворители и чиновники. Так, старый «спортсмен» грациозный Неаполь – подарок улан-удэнских предпринимателей.
Мы идем по конюшне, и лошади с любопытством высовывают морды из стойл, разглядывая гостей. Среди этих рыжих, черных, белых, статных лошадок особенно выделяется Аманда. И не только потому, что она пони. …По иронии судьбы в центре, занимающемся детьми-инвалидами, есть пони-инвалид.
- Нам подарили его в надежде, что мы сумеем ему помочь, все-таки к нам много разных людей приходит, но, увы, пока такой возможности нет, - разводит руками Зинаида Даниловна.
У Аманды дефект развития переднего копытного сустава. Ей требуется операция, которая стоит около 15 тысяч рублей, но и этих денег сейчас в центре нет. Первая задача «Конька-горбунка» сейчас – обеспечить кормами на зиму всех четвероногих работников центра.
А операция требуется в скором времени. Пока Аманде всего второй год, и с каждым месяцем вероятность хорошего исхода все меньше и меньше. Пони и ходит-то с трудом, но неизменно старается побежать, когда ее пускают на поле.
- А ребятишки Аманду очень любят, всегда бегут к ней, кормят, нежат, - говорит хозяйка.
Счастлива абсолютно
Зинаида Даниловна сама не понаслышке знает, как сильно нужна поддержка родителям детей с ограниченными возможностями, как просто их ранить неуклюжим словом и как дает новые силы надежда. Ее первый ребенок, старший сын, который, к сожалению, погиб, родился с инвалидностью.
- Я не говорю, что иппотерапия исцеляет. Нет, это было бы неверно. Но она дает толчок к прогрессу, к развитию. Приносят на руках деток, скрюченных, ни ножками, ни ручками не шевелят, а через какое-то время они сами ходить начинают. Ведь это и спорт, и множество эмоций – от страха упасть до осознания, что ты сейчас управляешь этой большой красивой лошадью самостоятельно.
Я говорю родителям, которые только-только на занятие с малышом пришли: вы на коня сядьте, сначала сами прокатитесь, ощутите весь этот спектр эмоций, почувствуйте, как работают ваши мышцы во время езды. А еще, конечно, способствует лечению общение с лошадьми, - говорит она.
Зинаида Даниловна мечтает, что когда-нибудь их возьмет под крылышко какая-нибудь организация и занятия для ребятишек станут бесплатными. Сейчас в центре вынуждены брать деньги с занимающихся, чтобы хоть как-то прокормить лошадей и время от времени приобретать нужную амуницию.
- Вчера уволился инструктор – золотой человек! – вздыхает Зинаида Даниловна. – Да и его понять можно – зарплату смешно зарплатой называть.
Сильно выручают гранты, помогают просто частные лица – бизнесмены, родители ребятишек, однако хозяйка «Конька-горбунка» все равно всегда в кредитах. Но, несмотря на все трудности, моя собеседница уверена – эту работу она не бросит ни за что на свете.
- Я сейчас счастлива абсолютно. И дети мои, видя мое счастье, тоже радуются. А не это ли главное в жизни? – улыбается женщина.
Фото Марка Агнора.