В скором времени часть полномочий по приему экзаменов у кандидатов в водители может перейти из ведения ГИБДД в частные руки
Недавно на сайте правительства России появился проект постановления «О допуске к управлению транспортными средствами». Планируется, что в случае принятия этот документ начнет действовать на всей территории страны с 1 января 2015 года. А на 2014 год запланирована так называемая «обкатка» некоторых пунктов проекта. «Информ Полис» рассмотрел наиболее важные из них.
Мотоциклистов заставят сдавать «город»
Согласно тексту постановления, в скором времени все желающие получить права категории «А» будут должны сдавать практическую часть экзамена не только на площадке, как сейчас, но и в городских условиях.
Правда, каким образом это будет происходить, пока не ясно. Однако депутаты ссылаются на то, что такая практика есть в ряде европейских стран.
- Например, в Великобритании инспектор следует за кандидатом в водители на мотоцикле и отдает ему команды при помощи радиостанции, встроенной в шлем, - уверяют авторы законопроекта.
К тому же часть депутатов высказались за то, чтобы экзамен на право управления транспортными средствами категории «А» сдавался на мотоциклах с колясками. В этом случае инспектора, принимающего экзамены, можно будет посадить туда, а не на отдельный мотоцикл.
Проект постановления затрагивает не только мотоциклистов, но и водителей мопедов. После того как документ вступит в силу, им нужно будет получить права категории «М». Сделать это будет можно с 16 лет.
- Этот экзамен должен проходить в два этапа: теоретическое тестирование по ПДД и сдача элементов на автодроме, - пояснили разработчики постановления.
В целом же по закону мопедами будет признаваться техника с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров и с электромотором мощностью более 4 кВт.
Выпускники автошкол будут «дипломированными»
Постановление изменит и привычный порядок работы автошкол. В скором времени вместо свидетельств об успешном окончании курса они будут выдавать своим клиентам свидетельства о получении профессии водителя.
Также автошколы получат часть функций по приему государственных водительских экзаменов. С января 2014 года сдать экзамен по теории и вождение по автодрому можно будет непосредственно в автошколе. Инспекторы ГИБДД будет принимать только заключительную часть экзамена – вождение по городу.
- Пока речь идет только о тех автошколах, у которых есть свой собственный компьютеризированный автодром, - отметили депутаты-разработчики постановления.
Известно, что такие автодромы достаточно дорогие, в том числе и в плане обслуживания. Сейчас в целом по России их насчитывается чуть больше 30.
Напомним, в Бурятии предпринималось несколько попыток строительства такого автодрома, но ни одна из них не увенчалась успехом. Так что, скорее всего, в ближайшие годы выпускники автошкол республики будут сдавать экзамены на права по привычной схеме – в ГИБДД.
К тому же предлагаемые депутатами нововведения уже сейчас вызывают много споров. Так, многие считают, что наличие столь широких полномочий может превратить автошколы в рассадники коррупции. Не все ясно и с автодромами нового поколения. К примеру, руководителей автошкол интересует, кто будет делать многомиллионные инвестиции в строительство и оборудование таких площадок.
Экзамены оставят прежними
Не так давно руководство ГИБДД России предлагало разделить сдачу водительских экзаменов на две части: сначала гражданин изучал бы теорию и вождение на площадке и сдавал в ГИБДД соответствующие экзамены, а потом приступал бы к практическим занятиям и сдавал вторую часть экзамена. «Информ Полис» подробно рассказывал об этом в одном из прошлых выпусков.
Недавно стало известно, что от такой схемы было решено отказаться.
- Все останется практически без изменений, потому что то, что предлагает автоинспекция, очень сложно, - отметили в Госдуме.
Какие изменения грядут
Первоначально по федеральному закону (от 07.05.2013 г. №92 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») с начала ноября в систему выдачи «прав» должно было быть внесено ряд коренных изменений. К примеру, экзамен госавтоинспекторы обязаны принимать только у курсантов, прошедших подготовку в лицензированной автошколе. Тем самым отменялась сдача экзамена «экстерном», то есть по самоподготовке будущих водителей. Данная мера была призвана уменьшить количество аварий, совершаемых водителями-новичками. Также в «правах», выданных после 5 ноября, должна была появиться специальная отметка. Теперь тот, кто обучался в автошколе на машине с автоматической коробкой передач, обязан после выдачи «прав» ездить только на «автомате». В «правах» у него будет стоять пометка «АТ». Те же, кто во время обучения выбрал автомобиль с механической трансмиссией, смогут ездить на машине с любой коробкой передач.
Закон предполагает и введение новых подкатегорий, Например, С1Е и D1Е - управление автомобилем с прицепом. Подкатегории существенно упростят жизнь автомобилистов. Для чего многодетному отцу учить все тонкости перевозки пассажиров в большом автобусе, если он никого, кроме семьи, возить не собирается? Ему вполне хватит «облегченной» категории D1.
Изменения должны были коснуться и юных водителей мопедов. Так, подросткам младше 16 лет управлять мопедом на дорогах запрещается. Ввели категорию М - мопеды и скутеры, а также подкатегории: А1 - легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб.см, В1 - квадроциклы и трициклы. Также по закону было решено запретить иностранным водителям передвигаться по российским дорогам с «правами», выданными за рубежом.
Однако все перечисленные изменения автолюбителям стоить ожидать только следующей весной.
Пока ничего не разработано
Как пояснили в Управлении ГИБДД МВД по Бурятии, изменения по федеральному закону вступят в силу только в мае 2014 года. Такое решение, по словам госавтоинспекторов, было вызвано тем, что на сегодняшний день не разработаны инструкции и специальные обучающие программы.
- Пока все отсрочено до 9 мая 2014 года, - рассказал старший государственный инспектор безопасности дорожного движения УГИБДД МВД по Бурятии Александр Гребенщиков. – Программы и инструкции для автошкол по новому обучению создаются и утверждаются в Министерстве образования России. Пока ничего такого сделано не было, поэтому нововведения было решено перенести на май следующего года.
Пока же, как утверждает инспектор, все остается по-старому, то есть «согласно действующему законодательству». От переноса сроков нововведений пока выигрывают российские автошколы, им следует ожидать наплыва желающих получить универсальные «права» старого образца без каких-либо пометок.
Фото russianstock.ru
Авто
3090