Герой «Персоны» на этой неделе – художник, заслуженный деятель культуры Республики Бурятия Виктор Жидяев
Более 50 лет педагогического стажа, плеяда талантливых учеников и огромное количество уникальных работ. Несмотря на все это, первая его персональная выставка состоялась в Улан-Удэ всего пару лет назад. Корреспондент «Информ Полиса» познакомился с художником и окунулся в волшебный мир Виктора Жидяева.
- Виктор Иванович, расскажите немного о себе.
- Я родился в Улан-Удэ, в рабочей семье. Мои родители переехали из Ульяновской области. Тогда в Поволжье был страшный голод, и они приехали в Бурятию строить ЛВРЗ. Перед войной, в 1938 году, родился я. С детства увлекался рисованием, потом окончил Иркутское художественное училище, после окончания преподавал в педагогическом училище Улан-Удэ на художественно-графическом отделении.
- Отличается ли современное искусство от того, что было тогда?
- Конечно. Тогда было официальное искусство – соцреализм, и никакого другого рядом с ним существовать просто не могло. Малейшее упоминание какого-нибудь западного художника было равносильно смертному греху. Я старался рассказать ученикам о мировом искусстве, привносил все современное, что мне приходилось видеть. Но не знал, чем все это для меня обернется… Кто-то рассказал, что я показывал на занятиях Сальвадора Дали. Если бы я зарезал кого-нибудь, это как-то списали бы, а тут аж репродукцию показал… Обвинили чуть ли не в фашизме и предложили добровольно уйти из училища, потому что советский человек не должен преклоняться перед Западом. Так, после 20 лет работы в один момент я оказался уволен. После этого организовал собственную изостудию, стал преподавать в художественной школе, учил ребятишек.
- А каждого ли ребенка вы брали в свою изостудию или все-таки старались отбирать ребят с талантом?
- Я считаю, что нет людей бездарных. Талант обязательно в чем-то проявится, он есть у любого человека, будь то музыкант, математик, шахматист или художник. Бог каждому при рождении дает какой-то дар. Если человек это семечко не поливает, оно у него сохнет и уходит. В свою школу я брал в основном трудных ребят, из них обычно интересные люди рождаются. Когда человек отличник, с ним разговаривать не о чем, он уже испорчен, у него везде пятерки. А когда человек с трудной судьбой, он знает цену чему-то доброму. Старался учить их на личном примере, на занятиях всегда рисовал вместе с ними: сидит натурщик, и я, как командир, обязан нарисовать лучше их, чтобы они подтягивались.
- А сейчас общаетесь со своими учениками, следите за их судьбой, кем они стали, не прошли ли даром ваши уроки?
- Конечно, постоянно поддерживаем связь. Не раз они меня выручали. Например, на организацию выставки в Иркутске нужны были деньги. Я сказал одному, другому, смотрю, мне стали высылать переводы. Подсчитал – 55 тысяч прислали, немаленькая сумма. А вообще многие из них сейчас очень известные и талантливые. Саша Ишигенов – художник знаменитого на весь мир Мариинского театра. Антонида Мелешко- замечательный художник-педагог, учитель года. Сережа Вершинин хулиганистый был, сейчас в Нью-Йорке сделал роспись церкви, знаменитый иконописец. Катя Шац окончила с отличием «Муху», сейчас живет в Лос-Анджелесе, успешно работает дизайнером. Николай Дудко добился больших успехов в буддийском религиозном искусстве – танка.
- Тогда, в 80 - 90-е годы, артистам, художникам, вообще деятелям искусства жилось несладко. Зарплаты не было месяцами, люди не готовы были оценивать талант. У вас никогда не возникало мысли бросить рисование, уйти в бизнес и зарабатывать деньги?
- Я потому и был нищий, что не мог продать искусство и педагогику. Это свято. И не один я был такой. Лубсан Доржиев - это сейчас классика бурятского искусства, а тогда его обвинили в использовании в произведениях гитлеровской свастики. Но, несмотря ни на что, он продолжал творить и сохранил уникальность бурятского искусства.
- А как много времени у вас уходит на одно произведение? Откуда черпаете вдохновение?
- Когда я рисую, мне нужно остаться одному, чтобы была полная тишина. В мастерской свой мир, здесь нельзя ничего трогать, шуметь. Только музыка, причем классическая. На одну работу иногда уходит месяц, иногда три. Я очень медленно делаю. Сижу, вырисовываю каждую морщиночку, каждый изгиб.
- Среди ваших работ очень много пейзажей. Причем на картинах природа тесно переплетается с человеком.
- Да, я считаю, что человек без природы не может существовать. А природа Бурятии – особенная природа. Замечательная, красивая, нигде такой красоты нет. Я ездил в Закаменский район. Когда проезжаешь Цакир, там такая красота. Хочется все колючей проволокой огородить, чтобы никто не трогал. То же самое в Тунке. И потом природа тесно связана с населением Бурятии. В человеке есть какие-то элементы, они повторяются в природе. Особенно деревья, вся эта пластика, извилистость.
- А когда вы рисуете людей, откуда берете их образы?
- Или от наброска, или, бывает, запомнился человек, отложился образ в голове. А еще часто прототипами выступают знакомые. А вообще рисовать хочется только интересного человека, пусть он будет отрицательный тип, но интересный. Прежде чем рисовать, нужно узнать, выявить сущность человека. Тогда какие-то детали можно усилить и совсем получается по-другому. Человек похож на себя, но все же это не фотография, в картине есть душа. Каждого человека, которого ты рисуешь, ты должен пропускать через сердце. Если художник рисует от сердца, у него выходит хорошо, а если он только думает, как бы побольше заработать, у него ничего не получится. Внешне, может быть, похоже, но стержня не будет. А самое сложное – это нарисовать глаза, потому что это зеркало души. Если вы нарисуете точно взгляд, даже если все остальное будет немного не так, все равно глаза будут в центре, они будут говорить, что это именно этот человек.
- А на заказ часто рисуете? Сложно ли творческому человеку подстроиться под вкус современного потребителя?
- Картина – это не ремесленная работа, поэтому на заказ работать очень сложно. Если заказчик хороший, он говорит: делай, как хочешь, хоть квадратиками, я тебе за твой талант плачу. А если это заказчик малограмотный, ты должен угодить его вкусам. Художник должен делать в своем вкусе, если он начинает приноравливаться, то теряет себя. И в итоге произведение не будет цельное, оно не будет написано в свободе и от сердца. Чем себя портить, лучше тогда вообще не брать заказ. А если все-таки взялся, делай так, чтоб не стыдно было показать потом.
- А над какими проектами работаете сейчас?
- В этом году у меня уже прошло несколько выставок в Москве: в Центральном доме художника я участвовал в проекте «Графические эксперименты», в выставочном зале Тушино прошла моя персональная выставка «Сибирский модерн», а также коллективная выставка «Искусство сегодня: портрет». По приглашению Бурятского регионального отделения Союза художников России одна моя живописная работа экспонируется на большой (свыше 1200 картин и 700 художников) выставке «СИБИРЬ-11» в г. Омске. Помимо этого, одна московская писательница заказала серию иллюстраций к своему роману. Уже в начале 2014 года в Москве пройдет его презентация и выставка моих работ. А вообще уже появляются коллекционеры, почитатели, которые покупают работы. Самые теплые слова хочется сказать о замечательном улан-удэнце, тонком любителе искусства Алексее Николаевиче Кушнареве, поддержавшего многих художников и скульпторов Бурятии, в том числе и меня. Благодаря ему многие мои работы находят место в собраниях наших сибирских коллекционеров. Хочется сказать большое спасибо дирекции Дома музыки Дениса Мацуева и лично самому Денису, которые приобрели мой триптих «Музыка города. Портрет Дениса Мацуева» для постоянной экспозиции в этом прекрасном здании г. Иркутска.
- А чем еще увлекаетесь помимо рисования?
- Рисовать, рисовать и еще раз рисовать. Ну, помимо этого, конечно, книги читаю. Очень люблю музыку, раньше сам пел, а еще в течение многих лет занимался бегом. Бегал трусцой по 10 километров и учеников заразил, вместо водки, чтобы бегом занимались.
- Ну и самый банальный вопрос: какое у вас жизненное кредо, от чего не отступитесь ни при каких обстоятельствах?
- Жизненное кредо – искусство и человечность. Чтобы остаться человеком, нужно верить в Бога. Часто бывает так, что человек был нормальный, вдруг пошел на повышение, стал начальником, и все человеческое вдруг исчезло. Надеюсь, я таким не стал и никогда не стану. Самое главное для меня – при любых условиях оставаться человеком.
Справка
Виктор Жидяев, художник, заслуженный деятель культуры Республики Бурятия, родился в 1938 году в городе Улан-Удэ. В 1960 году окончил Иркутское художественное училище. Вдохновитель и лидер художественных объединений «Экоршэ» и «Палитра». Более 20 лет преподавал специальные дисциплины на художественно-графическом отделении педагогического училища города Улан-Удэ. В 2012 году в Музее истории Улан-Удэ прошла его первая персональная выставка.
Фото из личного архива Виктора Жидяева
Общество
2730