В минувшую субботу зафиксирована очередная попытка вывоза со складов нефрита, принадлежащего СРЭО «Дылача». У высокой бетонной стены на ул. Сахьяновой, 9, под тихо падающим снежком стояли люди и прислушивались к глухим звукам передвигаемого камня.
Члены семейно-родовой эвенкийской общины (СРЭО) «Дылача», представители Общественной палаты Бурятии, журналисты пытались понять происходящее за стеной. Понять было нелегко. В склады то и дело заходили и выходили серьезные люди, у ворот стояла полицейская машина, грохот за стеной все нарастал, но комментировать происходящее официальные лица отказывались. Ясно было только одно — за стеной на охраняемых складах лежали тонны нефрита, принадлежащего СРЭО «Дылача», и с этим нефритом там что-то делали.
После того, как Баунтовский районный суд Бурятии принял решение о ликвидации СРЭО «Дылача», летом этого года была создана ликвидационная комиссия, на которую в соответствии с решением суда и возложили обязанность по осуществлению ликвидации и дальнейшему распоряжению имуществом. Председатель ликвидационной комиссии СРЭО «Дылача» Александр Быков вместе с членами комиссии, зампредседателя совета общины «Дылача» Александром Харанутовым, членом Общественной палаты Марией Бодоуловной Бадмаевой и другими стояли тут же и также не понимали, что происходит. Пояснить суть происходящего им никто не спешил.
— Ни руководитель следственной группы, ни собственники складов не дают никаких комментариев о происходящем на складах, хотя мы отчетливо слышим звук работающего там бульдозера, — пояснил присутствующим зампредседателя совета общины «Дылача» Александр Харанутов. – Мы предполагаем, что на складах без нашего участия происходит выемка нефрита, который принадлежит СРЭО «Дылача». Нас не пускают на склады, нам не дают комментариев. Обращает на себя внимание и тот факт, что первоначально следственные действия были запланированы на понедельник, 18 ноября, но потом почему-то были перенесены на субботу, 16 ноября, выходной день. Сейчас мы пытаемся дозвониться до общественности, журналистов, официальных лиц, все тщетно. Были подготовлены и направлены официальные заявления в генпрокуратуру РФ, следственный комитет РФ, но повлиять на ситуацию в данный момент мы не в состоянии.
Мы считаем, что при участии следователя на складах происходит сортировка камня с целью его вывоза. По официальным данным, которые пода-ются на суд общественности, до сегодняшнего дня на складах находилось якобы 1800 тонн отборного нефрита. Однако можем с уверенностью сказать, что общественность на этот счет вводят в заблуждение. На самом деле на складах СРЭО «Дылача» большая часть каменной массы не представляла никакой ценности, так как являлась не нефритом, а нефритосодержащим камнем, то есть скарном. Причем сказать, сколько точно было изъято у СРЭО «Дылача» камня и какой ценности невозможно, поскольку выемка камня со складов СРЭО «Дылача» в прошлом году проводилась с вопиющими нарушениями уголовно-процессуального законодательства — не было никаких описей, замеров, взвешиваний. На сегодня экспертиза доказала, что 70 процентов изъятого на наших складах камня – это отходы, копившиеся там многие годы.
Проблема заключается в том, что этот же камень является вещественным доказательством по уголовному делу, где следователи МВД РФ пытаются доказать, что СРЭО «Дылача» добыла 20 тонн нефрита за пределами выделенного им для добычи лицензионного участка. Опять же на сегодня есть все экспертизы, доказывающие, что за границы участка наши старатели не заходили. Тверской суд г. Москвы вынес определение о проведении обыска у членов СРЭО «Дылача», их родителей с целью поиска нефрита или денег. Ни того, ни другого найдено не было. Обвинения по уголовному делу никому не предъявлены, оно возбуждено в отношении неустановленных лиц. Мы запутались во всем происходящем. Первоначально инициатива исходила от департамента экономической безопасности МВД России, и на основании этих материалов следователь Войтович возбудил уголовное дело. Кстати, сам следователь присутствует в данный момент на складе.
Все прекрасно понимают, что вещественное доказательство является тем самым аргументом, с помощью которого можно доказать либо виновность, либо невиновность СРЭО «Дылача». Но сегодня нас хотят лишить и этой возможности, когда без нашего участия на склады заходят посторонние люди и предпринимают попытки либо вывезти камень, либо его подменить — мы не знаем, что там сегодня происходит. Нам сказали, что так решили в Москве. Нам не дали даже взглянуть на постановление об изъятии.
На данный момент СРЭО «Дылача» подала иски в Верховный суд РФ по поводу незаконной выемки камня с их складов, незаконного возбуждения уголовного дела в отношении неустановленных лиц, из числа руководства СРЭО «Дылача», а также об отмене судебного решения о ликвидации СРЭО «Дылача». Все необходимые экспертизы, доказывающие невиновность СРЭО «Дылача», представлены в Верховный суд РФ. И любые действия с вещественными доказательствами по уголовному делу в отношении СРЭО «Дылача» можно совершать только после вынесения решения Верховным судом РФ.
Мы полагаем, что в создавшихся условиях следствию не остается ничего иного, как действовать вне правового поля, чтобы хоть как-то оправдать свои действия и уберечь от развала уголовное дело. Все это можно охарактеризовать как агонию, когда МВД РФ вынуждено спасать собственную репутацию, действуя вопреки закону.
Точно так же, как год назад, когда на наши склады прибыли сотрудники МВД в масках и с оружием, а также в сопровождении работников ООО «Русская нефритовая компания», выполняющими «гражданский долг», и вывезли весь камень.
Сегодня к нашему имуществу нас не пускают, мы не имеем представления, что с ним там происходит. При этом у нас есть ликвидационная комиссия, обязательства по расчету с кредиторами, все действия ликвидационной комиссии согласуются с надзорными органами, мы несем за это имущество ответственность.
Однако мы вынуждены наблюдать со стороны за всем происходящим, имя которому беспредел.
Происшествия
4023