С середины ноября любой улан-удэнец может посетить выставку «Доспехи и оружие», открывшуюся в Национальном музее Бурятии. Там экспонируется обширная подборка реплик средневековых мечей, щитов, лат и прочего вооружения той эпохи. Многие экспонаты можно примерить
Организатор – барнаульский реконструктор Александр Цыганов, уже год ездящий по стране с выставкой своей коллекции в сопровождении двух единомышленников.
- Я посетил уже около двадцати городов, – говорит Александр. – Были в Кемеровской области, Красноярском крае, летом устраивали выставку в Иркутске, потом отправились в Читу, и теперь мы демонстрируем коллекцию у вас.
От количества экспонатов разбегаются глаза
Экспозиция выставлена в помещении, расположенном сразу слева от входа в музей. В глаза сразу бросаются развешенные на стендах мечи, шлемы, сабли, боевые топоры. Изюминка выставки в том, что экспонаты можно трогать и примерять на себя – любой желающий может взять в руки меч или секиру, надеть приглянувшийся шлем или доспех, попозировать с этой амуницией перед фотоаппаратом. Особо ценные же экземпляры коллекции убраны за стеклянную витрину.
Надо сказать, что набор коллекции сразу заинтересует любого, кто увлекается историческим холодным оружием. Правда, география тут ограничена Западом – средние века Европы, Скандинавия, древняя Русь. Хотя единичные экземпляры с Востока тоже присутствуют – например, такая экзотика, как индийский «катар» - кинжал с поперечной рукоятью. Также выставлены японские метательные звёзды «сюрикены» и непальский нож «кхукри».
Хронология экспонатов также ограничена разными периодами Средневековья, хотя и тут из ряда выбивается древнеримское вооружение. Помимо холодного оружия есть и реплика мушкета 16-го века. Практически весь набор выставки – современные новоделы, воспроизведённые с музейных образцов, или по старинным гравюрам и трактатам. Из оригинальных предметов старины – пара наконечников стрел и славянский засапожный нож, относящийся ко второму веку.
На экспозиции глаза разбегаются от выставленного великолепия. Стенд с клинковым оружием – сабли, норманнский меч-«каролинг», полуторный меч-«бастард», рядом боевые топоры – норманнская секира, древнегреческий обоюдоострый «лабрис», двуручная секира, русский бердыш, алебарда. Рыцарские шлемы – «топхельм», «худскугель», разные «шапели», шлемы викингов и древнерусские шишаки, разнообразные щиты – от маленького кулачного «баклера» до громадного римского «скутума».
Доспехи тоже весьма разнообразны: кольчуги – простая и усиленная пластинами брони, «зерцальный» доспех (несколько гибко соединённых крупных бронепластин), «бригантина» (куртка с приклёпанными с обратной стороны пластинами брони), кирасы, наручи, латные рукавицы, имеется даже полный «миланский доспех». Подробное же описание всего выставленного могло бы занять не одну страницу.
Экспонаты можно примерить
Естественно, я не мог не воспользоваться возможностью примерить экспонаты. Ввиду давнего увлечения историей войн древнего Рима, первым, что я торопливо ухватил, было вооружение римского легионера – длинный прямоугольный щит-«скутум» и в пару к нему – короткий меч-«гладиус». Не каждый день представляется возможность на миг ощутить себя одним из легионеров, что под водительством Сципиона, Цезаря и других легендарных полководцев шли покорять вселенную для тысячелетнего Рима. Надо сказать, что реплики римского вооружения в реконструкторской среде большая редкость, а потому их изготовление стоит довольно дорого.
Потом устроители выставки предложили мне примерить кольчугу. Для этого сперва пришлось облачиться в славянскую рубаху (чтоб не замарать одежду), хотя на самом деле под доспех надевалась стеганка – куртка, плотно набитая конским волосом, создававшая амортизацию, в том числе и вражеских ударов. После чего мне помогли надеть сначала одну кольчугу, затем поверх неё - вторую. Общая масса облачения приближается к двадцати килограммам и ощутимо давит на плечи. Но в то же время вес достаточно равномерно распределяется по телу, можно свободно двигаться.
Впрочем, бывалые реконструкторы из «Каганата» не советовали находиться в доспехе слишком долго. Чтоб показать защитные свойства кольчуги, в меня слегка потыкали кинжалом. Хотя острие не преодолевает двойную защиту из стальных колец, ощущения всё равно малоприятные.
Примерив каплевидный древнерусский щит и меч-каролинг, а потом бастард и двуручную секиру, я опять не без посторонней помощи избавился от кольчужного груза, чтоб сразу потянуться к шлему-топхельму времён Крестовых походов. Тоже интересные ощущения – так и хочется выкрикнуть что-то пафосное насчёт освобождения Гроба Господня.
Правда, обзорность изнутри такого шлема немножко не очень, и дыхание тоже чуть-чуть затрудняется. После доспехов уже не надевал, ограничиваясь тесным знакомством с выставленным холодным оружием. Кстати, настоящий боевой топор оказывается на вес совсем лёгок, почти невесом, при этом, как уверяют грамотные люди, при ударе создаёт достаточное усилие, чтоб пробить доспех.
Улан-удэнские реконструкторы оценили выставку
Надо отметить, что члены местного реконструкторского клуба «Каганат» не могли обойти вниманием такую выставку. Пока я фотографировал экспонаты или примерял очередной образец, лидер «Каганата» Вадим Мясников о чём-то оживлённо беседовал с Александром, временами они энергично спорили, обсуждая какой-нибудь из выставленных шлемов или мечей. К слову, Александр великолепно знает историю всех выставленных образцов вооружений, и может чуть ли не часами рассказывать о тактике их применения, периоде использования, способах изготовления, опровергать связанные с ними расхожие мифы и заблуждения.
Исторической реконструкцией Александр начал увлекаться примерно года три назад, толчком послужило давнее увлечение оружием, тем более что он бывший военный. С тех пор он стал собирать коллекцию реплик старинного оружия и доспехов. Что-то с товарищами изготовляли сами - обычно это были щиты и изделия из ткани и кожи, металлические же предметы обычно заказывали реконструкторам-кузнецам.
- Стоимость может очень сильно варьироваться от сложности заказа, популярности образца, личных отношений с подрядчиком, – рассказывает Александр. - Предполагаем в будущем открыть свою кузню. Вообще, неплохо бы иметь такие мастерские при музеях, но там не любят связанного с ними шума и иных неудобств.
И экспонатами, и необычным форматом выставка привлекала немало посетителей, многие приходили с детьми. Положительно её оценили и улан-удэнские специалисты по военной истории Средневековья.
- Выставка весьма интересна, хотя с исторической точностью многих реплик можно поспорить, – говорит Вадим Мясников. – Собственно, она во многом отражает скорее историю развития реконструкторского дела в Сибири - как совершенствовалась техника воссоздания старинного оружия. А вообще, такие мероприятия очень полезны с просветительской точки зрения.
Фото автора
Общество
3620