Жители Кабанского района готовят референдум о выходе из состава Бурятии. Корреспондент infpol.ru побывал в самом центре «сепаратизма»
Такого в Бурятии еще не было. Аж несколько населенных пунктов грозят выйти из состава республики или лечь на железнодорожные пути, если не вернут электричку по маршруту Выдрино - Мысовая
- Что нам теперь, ложиться и умирать всем? Да к нам даже труповозка не подъедет, - со слезами на глазах объясняет Анастасия Бажанова общее отчаяние жителей небольшого поселения Мишиха.
В населенных пунктах Кабанского района от Выдрино до Мысовой общая беда - перед Новым годом людей оставили без пригородного общественного транспорта. Негодование по поводу решения республиканских властей заметно даже несведущим. В каждом кафе, на почте, в библиотеке и даже в администрации поселения говорят только о желании выйти из состава Бурятии. Наиболее активные жители Бабушкина и Выдрино собирают подписи для проведения всенародного референдума.
- Если мы от Бурятии отойдем, еще как перекрестимся. У нас зато пригородные будут ходить. Мы же мучаемся, нас же на колени поставили, - плачет Анастасия. - Почему Наговицын плюет на нас, на народ? Почему он не оплачивает пригородные пассажирские перевозки? У всех Новый год, а у нас здесь горе! Настоящее горе. Мы никуда не можем выехать: ни за подарками для детей, ни за молоком, ни за хлебом. Нас загнали в угол.
Республиканские власти видят выход в маршрутном и автобусном транспортном сообщении. Однако людей такой вариант не устраивает. Они жалуются на особенные погодные условия, на отсутствие подъездных дорог и остановочных комплексов, где можно было бы скрыться от ветра.
- У нас за зиму выпадает трехлетняя норма снега. На трассе фуры переворачиваются, автомобили сутками стоят, никакой безопасности. Ни одна мать не отправит своего ребенка на маршрутке в таких условиях, - возмущается жительница города Бабушкина Татьяна Мазуркевич.
Не понимают жители и того, что электричку отменили накануне холодов. Многие уверены, предупреди людей заранее, они бы нашли способ добираться до центральных населенных пунктов. Ведь большинство пассажиров пригородного железнодорожного транспорта - бывшие работники железной дороги, которые наработали столетние стажи целыми династиями. Многие из них уже отказались от льгот в пользу перевозчика - ОАО «РЖД», лишь бы сохранить электрички.
«Республика отталкивает нас»
Понимают негодование местных жителей и в администрации поселения «Бабушкинское». Глава поселения Виктор Ларюшкин против сепаратистских настроений, но считает, что правительству Бурятии нужно задуматься и прислушаться к населению.
- Не дойти бы нам до того, что люди сядут на рельсы. Убеждаю, что этого делать не надо, но я их понимаю. Представьте, ей надо в больницу, ребенок заболел. А как она в больницу попадет? Убрав электрички, руководство республики приведет к войне, к большому скандалу. К людям надо прислушиваться, - считает Виктор Ларюшкин.
Сомневается Ларюшкин и в реальности организации маршрутного сообщения. В населенных пунктах нет транспортной инфраструктуры, нет подъездных дорог, а в районе не хватает снегоуборочной техники. Это значит, что маршрутки будут опаздывать, а такие поездки грозят закончиться авариями.
- Для того чтобы убрать электрички, надо сначала обеспечить безопасность дорог. В прошлом году четырехкилометровая пробка была, фуры стояли, разгрестись не могли. Нужно посчитать. Может быть, дешевле будет заплатить за электричку, чем строить инфраструктуру к умирающим поселкам, - считает Виктор Ларюшкин.
Глава поселения объясняет, что если республиканские власти, как и ОАО «РЖД» в свое время, оттолкнет людей, поселения задохнутся.
- У нас туризм не развивается, производства у нас нет. Зарабатывать деньги мы не можем, потому что центральная экологическая зона. Тупик со всех сторон, Москва обложила законами и постановлениями. Не берусь прогнозировать, но, если дальше ничего не изменится, отток населения из нашего района будет еще больше. Молодежь и так хочет поскорее уехать «к чертовой бабушке из этой дыры». Едут куда угодно, лишь бы подальше отсюда. Проблему надо решать на правительственном уровне и как можно быстрее. А не ждать, когда грянет гром. А гром грянет.
При этом Виктор Ларюшкин признает: небольшие поселения на два дома необходимо ликвидировать. По стране уже намечается тенденция к сокращению маленьких сел, но делать это надо постепенно, а не вырывать с насиженного места, как здоровый зуб.
- Живут два дома, но к ним надо дорогу асфальтировать, остановку делать. Да, убирать надо такие поселения. Но это не просто. Как выгонишь полуторатысячную Клюевку, где им предложить полторы тысячи квартир? - говорит глава поселения «Бабушкинское». - А куда переселять жителей Мантурихи, Мишихи, Боярска, Ивановки, Сухого Ручья? В общей сложности четыре тысячи человек, которые остались без транспорта.
Люди не ездят на маршрутках
Однако в Министерстве транспорта Бурятии с таким мнением не согласны. Вагон вместимостью 380 посадочных мест действительно перевозит за одну поездку только 40 человек. По мнению правительства, справиться с таким пассажиропотоком способны маршрутные такси. Только вот пускать дополнительные машины перевозчику пока невыгодно. Маршрутки спросом у населения не пользуются. Вместо полной маршрутки водителю приходится возить 3 - 4 человека.
- На сегодня из Выдрино выходят три автобуса - в 6.00, 7.00 и 7.30. Но, даже несмотря на то что отменили электричку, наполняемость в редких случаях достигает 80 процентов. Конечно, можно понять людей, которые живут на железнодорожных полустанках. Они всю жизнь работали на железной дороге, имеют льготы, но мы не можем их возить по льготным удостоверениям, - рассказывает директор маршрута в Кабанском районе Дмитрий Дондопов.
Перевозчик уверен: свято место пусто не бывает. И готов в случае необходимости предоставить автобусы для перевозки пассажиров.
- Наш маршрут проходит через все населенные пункты, конечно, на полустанки не заедешь, но люди по телефону места бронируют и выходят на трассу. Из Клюевки, Мостовой и Выдрино ездим более 10 лет. Мы можем организовать и поставить столько машин, сколько необходимо по пассажиропотоку, - говорит Дмитрий Дондопов.
Электрички частично восстановят
Отметим, что с 22 ноября в расписание движения пригородных электропоездов на территории Бурятии внесены изменения. По пятницам назначается следование поезда №6606 сообщением Выдрино – Мысовая. Он отправляется со станции Выдрино в 16.51 и прибывает на станции Кедровая в 17.14, Танхой - в 17.28, Переемная - 17.42, Мишиха - 18.10, Клюевка - 18.21. На станцию Мысовая электричка прибывает в 18.35.
По воскресеньям пригородный поезд №6605 назначается сообщением Мысовая – Выдрино следующим расписанием: со ст. Мысовая - в 19.10, Клюевка – в 19.24, Мишиха – в 19.35, Переемная – в 20.06, Танхой – в 20.22, Кедровая – в 20.55, Выдрино – в 21.21. Поезд предназначается для перевозки учащихся школы-интерната №21 в Танхое.
Фото russianstock.ru
Общество
6450