Депутаты Народного Хурала республики рассмотрят новую редакцию закона, касающегося судьбы изучения бурятского языка в школах Бурятии. Однако законопроект вместо того, чтобы внести ясность, делает ситуацию еще более запутанной
Бурятские законодатели снова фактически самоустранились от проблемы. На очередной сессии депутатов Народного Хурала Бурятии, 5 декабря, наконец, должен решиться вопрос о республиканском законе об образовании. На прошлом заседании парламента законопроект был отложен. На этот раз на рассмотрение народных избранников будет представлена новая редакция закона.
Ни государственный, ни родной
В предложенной предыдущей редакции было четко определено, каким образом будет изучаться бурятский язык – как государственный или как родной. В первом случае, обучение велось бы только в начальной школе, во втором – и в средних классах. За этот вариант высказывались глава Бурятии Вячеслав Наговицын, депутат Госдумы РФ Михаил Слипенчук и еще ряд политиков и общественных деятелей. Другие же апеллировали к тому, что раз оба языка равноправны, то и изучаться должны в равной степени.
В новой редакции законопроекта уже нет четкости и ясности, как будут в республике дети изучать бурятский язык. Вместо этого предлагается довольно размытая формулировка: «Преподавание и изучение бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия осуществляется в республиканских государственных и муниципальных образовательных организациях, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами».
Кроме того, говорится, что Бурятия «оказывает содействие лицам, желающим изучать бурятский язык, проживающим вне территории республики, в получении ими основного общего образования на бурятском языке». А также, что граждане России имеют право на получение образования на языках народов РФ. В Бурятии будут создаваться спецкурсы для желающих овладеть бурятским языком.
В проекте говорится, «граждане имеют право на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования». То есть, бурятский язык, по сути, представлен в своем регионе всего лишь одним из языков России.
Закон со ссылками
Таким образом, в отношении бурятского языка законопроект в новой редакции стал «размытым». Идут многочисленные ссылки на те или иные законодательные акты РФ и Бурятии, федеральных образовательных стандартов. Но нигде не говорится об обязательном преподавании бурятского языка как государственного даже в начальных школах.
От решения проблемы с судьбой государственного языка республики авторы законопроекта ушли в витиеватые пояснения.
«Необходимо учитывать, что преподавание и изучение государственных языков Республики Бурятия осуществляется также с учетом законодательства о языках народов Российской Федерации и Республики Бурятия», - говорится в пояснительной записке к закону в новой редакции.
Если пройти по ссылке - в статье 21 Закона РБ «О языках народов Бурятии» указано: «В республике обеспечивается изучение русского языка, признанного языком межнационального общения в Российской Федерации, как основного предмета учебного плана во всех общеобразовательных школах. При желании родителей или лиц, заменяющих их, обеспечивается изучение бурятского языка как основного предмета учебного плана в школах и классах, в которых обучение ведется на русском языке».
Из этого следует, что бурятский язык будет изучаться только по желанию родителей. По мнению экспертов, это можно расценивать фактически отменой обязательного изучения государственного языка региона.
Таким образом, судьбу бурятского языка законодатели ненавязчиво перепоручили родительским комитетам школ республики, которым и решать - будут ли изучать их дети в конкретной школе бурятский язык или нет, сообщает «ARD».
Фото russianstock.ru
бурятский язык
2991