5 декабря на сессии Народного Хурала депутаты рассмотрели нашумевший закон «Об образовании». Правительство Бурятии предложило принять закон в двух чтениях, исключив из него статью об изучении бурятского языка
Эту статью предложили рассмотреть отдельно на следующей сессии парламента.
Докладчиком по этому вопросу был министр образования РБ Алдар Дамдинов. В своей речи он предложил принять законопроект, но отложить на более позднее время обсуждение статьи 11, касающейся изучения бурятского языка.
Напомним, этот вопрос вызвал большие споры, в результате которых к согласию общественность так и не пришла.
Для депутата Бориса Базарова стало неожиданностью, что правительство вновь откладывает обсуждение этого вопроса. По его мнению, бурятский язык находится на грани гуманитарной катастрофы и требует немедленной реабилитации.
- Практика показывает: во всем мире были реабилитированы только три языка: еврейский, каталонский и ирландский. Больше мировая общественность не смогла вернутся к тем языкам, которые претерпели языковые сдвиги. Чтобы окончательно не потерять бурятский язык, надо совершить какие-то активные действия, вводить языковые программы, - считает депутат.
По мнению Бориса Базарова, в законе «Об образовании» многие вопросы дискуссионны и сложны для понимания общественности.
- Однако внезапная неоправданная политизация возникала именно вокруг вопроса о бурятском языке. Хотя здесь все совершенно ясно, и российский, и бурятский закон трактует вопрос однозначно. Нельзя идти на поводу неоправданных и незрелых настроений и принимать статью 11 закона в последнем варианте, который предлагает министерство образования, - заметил Борис Базаров.
По словам депутата, обсуждение этого вопроса шло достаточно сложно.
- В целом понятно, что бурятский язык придется возрождать. Слов других я не нахожу. Это уже не кризис, а глубочайшая болезнь, и решать ее надо с точки зрения гуманитарной катастрофы бурятского языка. Надо понимать, что после 60-летнего разгрома языка реабилитировать его будет очень трудно, - считает Борис Базаров.
Во время сессии от депутатов звучали самые разные мнения. Екатерина Цыренова предлагала не принимать закон вовсе. Бато Семенов несколько минут говорил на бурятском языке. Затем уже на русском языке попросил коллег принять закон, но отложить статью 11 на следующую сессию и рассмотреть ее более детально. Поддержал заместителя председателя парламента депутат Игорь Марковец.
В свою очередь справедливоросс Сергей Мезенин обратил внимание, что масштабный закон «Об образовании» свели к обсуждению только одного вопроса, касающегося изучения бурятского языка.
«Нам необходимо взять небольшой тайм-аут»
После обеда и «правительственного часа» депутаты вновь вернулись к обсуждению законопроекта.
Точку в споре поставил глава Бурятии Вячеслав Наговицын.
- Очень интересная полемика прошла. Давно у нас не было таких интересных и масштабных обсуждений. Тема волнует наше общество, к обсуждению вопроса подключалось большое количество общественных организаций. Проводились различные социологические опросы. Они показали, что народ беспокоится, и тема актуальна. Причем без признаков национальной принадлежности. Нам нужно сохранить свою самобытность, свою культуру, свой язык. Разговор и случился, потому что мы двигаемся немного не в том направлении. Если мы ничего не противопоставим этому, то можем потерять свой язык, а значит и национальность. Надо признать, что это политика и именно люди, которые находятся здесь, должны ответить на вопрос, что делать дальше.
Но мы должны обсуждать все вопросы в рамках существующего законодательного поля. Вы знаете мою позицию - язык надо изучать. Но мы не можем пойти напрямую, чтобы нарушить законодательство. Федеральный закон не позволяет нам обязать всех граждан изучать бурятский язык. Нам придется править и Конституцию, и закон об языках. Не может закон об образовании противоречить нашей же Конституции. Нам необходимо взять небольшой тайм-аут. Не надо превращать этот вопрос в политиканство. Мы хотим получить реальный результат, мы договорились о том, что главный вопрос сейчас - это создание программы. Если закон - это идеология, то программа прописывает финансы. Во время обсуждения мы согласились поручить правительству разработать программу и увеличить финансирование. Но мы должны сначала посмотреть материально-тежническую базу. Она должна быть современной и привлекательной. Мы должны создать все необходимые условия, чтобы бурятский язык изучался. И начинать это надо с детского садика.
Хочу сказать вам огромное спасибо за вашу понятную чуткую гражданскую позицию, - завершил свою речь глава Бурятии.
В итоге депутаты поддержали предложение правительства, проголосовав за закон «Об образовании» без статьи об изучении бурятского языка.
Фото Марк Агнор
бурятский язык
2696